Творческий конкурс, посвященный дню рождения Санкт-Петербурга
план-конспект занятия (2 класс)

Гринева Рита Александровна

Занятие для создания эмоционального образа Санкт-Петербурга на основе произведений музыкального и изобразительного искусств, выполнение творческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_konkurs_po_istorii_spb_dlya_2_klassa.docx27.15 КБ
Файл zanyatie_po_spb.docx809.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта беседы

Ф.И.О. Гринева Рита Александровна

Воспитатель ГПД

ГБОУ средняя школа №21 им.Э.П.Шаффе

Класс:2

Тема: «День рождения города»

Тип занятия: комбинированное

Цель: создание эмоционального образа Санкт-Петербурга на основе произведений музыкального и изобразительного искусств, выполнение творческой работы.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать названия и фамилии авторов картин и фамилии композиторов, чьи произведения используются на занятии, средства художественной выразительности – линии и пятна.

Понимать особенности образно – выразительного языка изобразительного искусства, жизненно – образное содержание музыкальных произведений, выразительность и изобразительность в музыке.

Применять знания при обсуждении художественно – образного эмоционально – зрительного искусства, интонационно – образного содержания музыкального произведения, практические навыки выразительного использования линий, пятен, цвета при создании рисунка.

Анализировать художественные средства выразительности и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп).

Синтезировать характер музыкального образа (лирический, героический, романтический), смысл художественного образа.

Оценивать общее и особенное при сравнении музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, роль музыки во взаимосвязи с изобразительным искусством. 

Метапредметные:

Регулятивные: анализировать и формулировать свое восприятие произведений музыкального и изобразительного искусства, развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия, ставить новые творческие задачи в сотрудничестве с учителем, создавать творческую работу, используя только линии и пятна, выражая образный смысл музыкального произведения, оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи, осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные: формулировать свои ответы на вопросы в устной форме, уметь слушать и понимать высказывания собеседников, вступать в диалог с педагогом и одноклассниками.

Личностные:

развивать патриотические чувства, развивать эмоциональное и целенаправленное восприятие музыки и произведений изобразительного искусства, воспитывать интерес и любовь к Санкт-Петербургу, воспитывать в учащихся мыслящего художника, развивать эстетические чувства на основе знакомства с произведениями искусства.

Межпредметные связи: история и культура Санкт-Петербурга, окружающий мир, литературное чтение, музыка

Основные понятия:

Технологии:  

Ресурсы занятия:

Для учителя:

Для учащихся:

Ход занятия:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Актуализация  необходимых знаний

- Сегодня у нас с вами занятие по  изобразительному искусству. Но оно будет проходить снова не так, как раньше. Поэтому не отвлекаемся и отвечаем на вопросы.

- Совсем недавно у нас с вами было занятие по окружающему миру, на котором мы обсуждали наш город.

- Как он называется?

- В каком году он был основан?

- А кто основал наш город?

- В какой форме мы изучали Санкт-Петербург?

- Сегодня мы снова посмотрим на достопримечательности нашего города.

- Санкт-Петербург

- В 1703.

- Петр I.

- У нас была виртуальная экскурсия.

2. Мотивация познавательной деятельности

- Еще раз, как называется наш с вами город?

- Мы с вами недавно на занятии по окружающему миру обсуждали достопримечательности нашего города.

- Кто вспомнит, сколько лет исполняется нашему городу в этом году?

- День рождения Санкт-Петербурга уже будет очень скоро. И поэтому мы сегодня будем делать небольшой подарок ему.

- Тема сегодняшнего занятия «День рождения Санкт-Петербурга»

- Санкт-Петербург

- 315 лет.

Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
 Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

3. Организация познавательной деятельности

- В мае 2018 года Санкт-Петербургу исполняется 315 лет. Сколько имен за время своего существования поменял этот город?

- Правильно. То есть ему вернули историческое название.

- А сколько было у него неофициальных названий – Парадиз, Петрополь, Северный Рим, Северная Венеция, Северная Пальмира.

- О Петербурге-Петрограде-Ленинграде сказано, кажется, все и даже сверх того. Ведь «знакомый до слез» город, который «мы читали, как книгу», терзает воображение и волнует с отчаянной силой.

- При рождении городу дали имя крепости – Санкт-Питербурх. Спустя два десятилетия город назвали Санкт-Петербургом (в переводе с немецкого – город святого Петра). В честь кого назван наш город?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.         (А. Пушкин)

- Это строки Александра Сергеевича Пушкина, в которых он описывает с упоением наш город. И говорит о его появлении.

- Петр I написал в своем дневнике. Эти записи сохранились до сих пор. «В мае 1703 года на реке Неве, на Заячьем острове, под пушечную пальбу и восторженные крики присутствующих, была заложена новая крепость. Я записал в военном журнале: «В день 16 мая крепость заложена и именована Санкт-Питербурхом».

- Изучив европейские порядки, был выстроен город с прямыми улицами, богатыми домами, высокими набережными. Кроме того, России нужен был военный форпост на северных берегах.

- Красота Петербурга слагается из двух основных элементов – природы и искусства. Сам город с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей, поэтов, художников и композиторов.

- Как город назвали в 1914 году?

- В августе 1914 года город назвали Петроградом. Двадцатое столетье стало для него временем суровых испытаний. Ни одно из событий бурной эпохи русских революций не прошло мимо столицы империи. Петроград превратился в арену ожесточенных боев: первая мировая война, февральская революция, октябрь 1917 года. Главной эмблемой революционного города стал крейсер «Аврора», выстрел с которого послужил сигналом к штурму зимнего дворца. Эти события дали еще одно неофициальное название – «колыбель революций».

- Историю блокады мы недавно обсуждали. И по городу гуляли.

- Какая еще есть особенность у нашего города, благодаря которой летом ночью светло, как днем?

- Белые ночи в Петербурге всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением.

- На прошлых занятиях мы часто упоминали имя известнейшего композитора. Петр Ильич …

- Чайковский был привязан к Петербургу. Здесь прошла его юность, здесь он стал композитором, здесь он пережил радость признания и артистического успеха, здесь и завершил он свой жизненный путь и был похоронен в Петербурге.

- Просмотр картин с изображением Петербурга и обсуждение достопримечательностей на них.

1. А.К.Беггров «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей»

2. Ф.Я.Алексеев «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от первого кадетского корпуса»

3. Б.Боем «Синий мост» (современная картина)

4. Б.Боем «Стрелка Васильевского острова» (современная картина)

Творческая работа.

- Сейчас вы услышите три музыкальных отрывка, посвященных Санкт-Петербургу.

Сначала первая композиция. Задача учеников, пока они слушают музыку, им нужно выбрать цвет краски и провести одну линию (совершенно любую, но одну).

Под вторую и третью композиции то же самое.

 

Далее снова включается первая композиция. Задача учеников, выбрать цвет краски и нарисовать любое пятно (любой формы).

Под вторую и третью композиции то же самое.

Затем, если у детей будет желание, то у них есть еще несколько минут. И они могут дорисовать рисунок до сложившейся композиции.

- Три. Он сначала назывался Санкт-Петербург, потом Петроград, а затем Ленинград. Сейчас он снова называется Санкт-Петербург.

- В честь святого Петра.

- Петроград.

- Белые ночи.

- Чайковский.

4. Подведение итогов и рефлексия

- Сегодня у нас с вами было занятие, посвященное истории нашего города.

- Выскажите свое впечатление от занятия.

- Что нового вы узнали?

- Помогла ли вам музыка выбрать цвет и то, какую линию или фигуру вы хотели нарисовать?

Защита и представление своих рисунков.

Дети прикрепляют на доску солнышко или облачко, выбрав самостоятельно по своему настроению.

- (ответы детей)

- (ответы детей)

 Дополнительный материал: нет

Диагностика достижения планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания: нет

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

 

 

 



Предварительный просмотр:

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд1.JPG

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд2.JPG

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд3.JPG

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд4.JPG

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд5.JPG

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд6.JPG

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд7.JPG

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд8.JPG

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд9.JPG

C:\Users\Xagen\Desktop\Для НСпортала\ПРЕЗЕНТАЦИЯ - День рождения города для ворда\Слайд10.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

Творческий исследовательский проект «Белые медведи Санкт-Петербурга»

Творческий исследовательский проект«Белые медведи Санкт-Петербурга»...

Презентация "Памятники Санкт-Петербурга, посвященные профессиям"

Данный материал поможет в подготовке тематического  классного часа....

Интерактивная презентация "Город над вольной Невой..." День рождения Санкт-Петербурга

Тема презентации - Санкт-Петербург, его основание, его особенности.Содержит интерактивные задания в виде вопросов, фоторебусов, вовлекает детей в образовательный процесс, на основе подсказок и наводящ...

Интерактивная презентация "Город над вольной Невой..." День рождения Санкт-Петербурга

Презентация про Санкт-Петербург, его основание, особенности названия.Содержит интерактивные задания в виде вопросов, фоторебусов, вовлекает детей в образовательный процесс, на основе подсказок и навод...

Тема: Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рождения Петра Первого.

Внеклассное мероприятие.Начальная школа . 3.4 классУчитель: Ефременкова И.А. ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга.Тема: Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рожде...

Итоги муниципального творческого конкурса, посвященное 100-летию со дня создания отечественной гражданской авиации «Моя авиация».

Ребёнок впервые увидел самолёт? Готовьтесь к каверзным вопросам! Зачем нужны крылья, почему он так шумит, и как вообще эта огромная штука летает? Вооружившись детской энциклопедией &quo...