Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия в начальной школе
статья (1 класс)

Младший школьный возраст-это время детства и начало развития. На развитие в этот период существенное влияние оказывает полноценное общение ребенка со сверстниками, которое иначе называют ведущей деятельностью данного возраста. В свою очередь, благополучные отношения со взрослыми в школе и семьи, со сверстниками в школе и на улице, является важной предпосылкой бесконфликтного поведения.

Конфликты в классе - без этого не обходится ни в одной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия в начальной школе

Младший школьный возраст-это время детства и начало развития. На развитие в этот период существенное влияние оказывает полноценное общение ребенка со сверстниками, которое иначе называют ведущей деятельностью данного возраста. В свою очередь, благополучные отношения со взрослыми в школе и семьи, со сверстниками в школе и на улице, является важной предпосылкой бесконфликтного поведения.

Конфликты в классе - без этого не обходится ни в одной школе.

Первый год обучения . Маленький, на вид робкий мальчик постоянно «срывается» , начинает швырять в товарищей различные предметы и в конце концов с ревом выбегает из класса.

Второй год обучения. Ученик постоянно мешает учителю, пытается «показать» себя, блеснуть «геройством» перед товарищами, а также перед учителем. Он самовольно берет с учительского стола все что хочет, возвращается на свое место и затевает словесную перепалку с товарищем. Раздается что-нибудь вроде : «пошел ты…» и т.д.

В то время, когда учитель ведет урок, он встает с места, разгуливает по классу, перебивает учителя довольно агрессивными замечаниями. После многократных замечаний учитель в конце концов удаляет его из класса.

Иногда вместо того, чтобы отмечать, поощрять маленькие успехи детей, некоторые учителя подсознательно вымещают на учениках свое раздражение.

Признаки конфликта и его причины

Конфликты существовали в том тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни.

Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы.

Конфликты как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины.

Конфликт - а) это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок ) ( С.М. Емельянов )

б) это столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезный, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

в) это столкновение, серьезное разногласие, спор (С.И. Ожегов ).

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

1.Конфликты всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждение являются необходим условием возникновения конфликта.

2.Конфликты - это всегда противоборство субъектов социально взаимодействия, которые характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического)

Причиной конфликта является: явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывает его.

Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделяли общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины: социально-политические и экономические, социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические.

Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.д.)

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Цель ненасильственного разрешения конфликтов - найти путь, ведущий обоих участников конфликта к «выигрышу»: вместо того чтобы бороться друг против друга, они сообща анализируют проблему и стараются достичь согласия, которое не вредит их отношениям, а, напротив, обогащает их. При таком отношении конфликтом они не представляют собой опасности. Однако не всегда оказывается возможным найти решение, выгодное для обеих сторон, особенно если «власть» внутри данных отношений распределена несправедливо или если одна из сторон не желает признавать проблему или делить ответственность за нее.

Затруднения в работе с классом вызывает тот факт, что мы имеем дело не с добровольным сообществом. В отличие от дружеских связей, учащиеся не выбирают ни товарищей по учебе, ни учителей, так же как учитель чаще всего не выбирает класс. Тем не менее нужно жить и работать вместе каждый день, несколько часов подряд. Конфликты при этом почти неизбежны.

Таким образом конфликты существовали и будут существовать в новом тысячелетии. Они нормальное явление в нашей жизни. Как сложное социальное явление конфликты характеризуется многими параметрами. Итак, важнейшими из них являются его сущность, структура, причины.

Характерные конфликты в классе

Прежде всего различают два вида конфликтов: конфликты между детьми и конфликты между учащимися и учителями. Поэтому рассматривая эти два вида конфликтов необходимо выяснить вопросы для того, чтобы целенаправленно бороться с конфликтами в классе.

Причиной конфликта между детьми являются раздражительность и неспособность выдерживать психологические нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Большинство конфликтов непродолжительно: Одна-три минуты, часто и того меньше. Во многих случаях неясно, кто стал причиной ссоры. Конфликты возникают в следующих наиболее характерных случаях, когда:

а) кто-то без спросу берет чужие вещи;

б) кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает;

в) кто-то кого-то достает;

г) кто-то кому то пристает;

д) кто-то кому-то сознательно причиняет боль;

е) кто-то кого-то дразнит.

Реакции на действия (удары, шлепки, щипки, толчки, царапанье, кусание, ябедничество, крики и т.д. ) часто носит агрессивный характер и влечет за собой дальнейшие физические или вербальные проявления агрессии. Особенно беспомощными оказываются учителя перед детьми, которые сознательно причиняют другим боль, очень трудно обращаться к их разуму и попытаться пробудить в их чувство сострадания. Некоторые дети считают, что имеют право доставлять другим неприятности или даже наносить им телесные повреждение, если те «мешают» им или вторгаются на «их» территорию.

При более продолжительных конфликтах учителя принимают какие-либо меры, как правило, лишь когда опасаются, что дети могут причинить друг другу боль, или когда их поведение мешает вести урок. Есть дети, которые постоянно оказываются втянутыми в какие-либо конфликты и обращают на себя внимание своими агрессивными поведениями.

Мальчики склонны к более открытой, то есть более ярко выраженной телесной агрессивности в разрешении конфликтов, чем девочки. В их конфликтах чаще всего дело решает «кулачный закон» физически сильные мальчики обладают большим влиянием, чем слабые, и, соответственно, чаще выступают в роли диктаторов, во всяком случае в пределах данной группы.

Для девочек более характерны вербальные формы разрешения конфликтов. Между ними возникает меньше конфликтов, чем мальчишеской среде. Если у них порой и доходит дело до рукоприкладства, то это чаще всего носит более «цивилизованный» характер. Агрессивность среди девочек часто проявляются косвенным образом, например, в форме исключения из компании. Такие явления реже привлекают внимание учителей, поскольку не мешают учебному процессу, но они не менее болезненны, чем удары или пинки.

В конфликтах между девочками и мальчиками последние, как правило, более активны.

Мальчики часто задирают девочкам юбки или тискают их. Девочки обычно защищаются вообще. Они порой теряются и робеют, столкнувшись с подобными крайностями, даже будучи физически сильнее мальчиков. Девочки часто служат мальчикам отрицательными ориентирами.

Учителя занимаются с конфликтным поведением мальчиков, а это подобно косвенному признанию правомерности агрессивного поведения. Напротив, положительного поведения девочек они часто не замечают, что значительно затрудняет работу учителя.

Много хлопот доставляет учителям шум в классе во время урока. Они тратят массу времени и энергии на то, чтобы восстановить порядок и спокойствие в классе. Для этого они прибегают к разным тактическим средствам: замечания, угрозы, многозначительные молчание и другие.

Основной причиной является то, что учитель дает учащимся указания, которые они не выполняют вообще, либо выполняют недостаточно четко. При этом мера терпимости учителей сугубо индивидуальна. Для учителей, которые, с одной стороны, проводят четкие границы дозволенного и недозволенного, а с другой стороны, готовы на компромиссы и не боятся диалога с детьми, такой конфликт не представляет собой опасности.

Большую роль в разрешение конфликтов в классе играет пол учителя. Женщины - учителя порой оказываются беспомощными перед оскорблениями. Женщины чаще, чем мужчины, проявляют готовность обсуждать свои проблемы с детьми. Способность учителя и учащихся предотвратить конфликт и найти конструктивные решения существенно зависит от того, в какой мере их отношения основаны.

Перед учителями встает сложнейшая задача: создать в классе атмосферу сотрудничества, взаимного доверия- детей друг с другом, детей и взрослого. А использование программы по обучению учащихся бесконфликтному поведению помогает учителям оценивать поведение младших школьников в конфликтных ситуациях, помогает им выйти из этих конфликтных ситуаций.

Автор: воспитатель лицея 144, Кашицкая Лариса Николаевна.

Список литературы

1.Психология конфликта / Сост. и общая ред. Н.В. Гришиной - 2001.-448с.: - (серия «Хрестомания по психологии)

2.Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителям.: Просвещение, 1991-128с. - (Психология наук - школе).

3.Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы) / Пер. с нем. « Эйвадиса». - спб. : « Светлячок»; « Речь», 2001-128с. Валкер Д.

4.Практикум по конфликтологии - СПБ.: Питер, 2001- 368с. ( Санкт Петербург- 2001) С.М. Емельянов.

5.Журнал: « Воспитание школьников» №1, 2001-стр.28.

6.Конфликтология: Учебное пособие - М.: Педагогика, 2001 - 320стр.

7.Безруких М.М. Ифимова СП Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение. - 1991.

8.Битянова М.А. Работа психолога в начальной школе. - М.: Просвещение, 1992.

9.Любиминская А.А. Учителю о психологии младших школьников - М.: Просвещение, 1972, стр.111.

10.Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. М., 1995

11.Скотт Дж.Г. Способы разрешение конфликтов. Киев, 1991.

12.Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М., 1995, стр. 47.

13.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М., 1996, стр.112.

14.Александрова Е.В. Социально - трудовые конфликты: пути разрешения. М., 1993.

15.Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов). М., 1995 - 321стр.

16.Бабосов Е.М. Конфликтология. М., 1997.

17.Гиляров Е.М. Конфликтология. М., 1995.

18.Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991 - 128стр.

19.Конфликтология: Учебное пособие - М.: Педагогика, 2001 - 320стр.

20.Громова О.Н. Конфликтология. М.,1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков ЗОЖ у учащихся начальной школы.

Организация процесса формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы....

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в начальной школе между учителем и родителями

quot;Особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в начальной школе между учителем и родителями"...