Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему: "Северная тундра – Родина моя!"
план-конспект занятия (3 класс)

Рулева Груня Ивановна

Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленная на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней. Также оно способствует соединению обучения и воспитания в единую систему. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ШИООО» с. Халясавэй Пуровского района ЯНАО

Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему:

"Северная тундра – Родина моя!"

Воспитатель школы-интернат

Рулева Груня Ивановна

2020 год

Введение

Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленная на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения. Историческое краеведение способствует патриотическому воспитанию в школе. При этом обучащиеся получают новую информацию о своем крае, и это позволяет ученику лучше понимать те процессы, которые характерны для всей страны. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Историческое краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единую систему. Это помогает воспитывать у школьников чувство уважения к делам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков-современников, развивать патриотические чувства.

 

Внеклассное мероприятие патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему:

"Северная тундра – Родина моя!"

Цели:

- познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней;

- воспитание у обучающихся чувства уважения к делам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков-современников, развитие патриотических чувств.

Задачи:

− воспитание у учащихся любви к своей малой Родине, родному краю, её замечательным людям;

− вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

− формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Оснащение: Простой карандаш, альбомы для рисования, цветные карандаши, акварельные краски, экспонаты школьного музея: нарты, оленья упряж и ненецкие узоры, фотографии ненецкого чума и национальной ненецкой одежды, фотографии участников ВОВ из числа жителей Халесовинской тундры – воинов и труженников тыла.

Основная часть.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места.

2 Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному краю, заглянем в далёкое прошлое, вспомним о выдающихся земляках нашего края, чтобы открыть новые страницы в истории и искусстве нашей малой родины.

3. Беседа.

— Начнём наше занятие стихотворением писателя ямальского севера Леонида Лапцуя. Это стихотворение о наступившей полярной ночи, о том, как редко всходит солнце днём, как переживают суровую Северную зиму и люди, и животные. Любовь к родному краю чувствуется в каждой строке этого поэта.

ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ

Ночь северная в звездном одеянье.
Снегов голубоватое сиянье.
Колеблющийся в сумраке Ямал,
Морозный пар, незримой стужи вал –
То океана мощное дыханье.
Мелькнет совой короткий зимний день
Там, за холмами, и в сугробы канет,
Оттуда солнце краем глаза глянет
И спрячется опять в ночную тень.
Ему зимой подняться в небо лень.
Прекрасна эта краткая заря,
Она — как всплеск блестящей, мокрой щуки!
И тихо все.
Смолкают в тундре звуки.
Таинственна ночная жизнь зверья.
Сидит лисица у норы песцовой.
Спит куропатка под кустом в снегу.
Следы мышей во мраке ищут совы.
Крадется волк, согнувшийся в дугу.
Движенье в стаде.
Возглас пастуха. И гром ружья.
Взволнованы олени.
А тундра вновь таинственно тиха,
Лишь по снегам перебегают тени.
И, как о свете дня воспоминанье,
Вдруг северное вспыхнуло сиянье.

Читая эти строки, каждый видит перед собой картины замечательной Северной природы. Любовь к суровой и величественной природе Северного края проходит через все без исключения стихи Ямальских поэтов, которые живут вместе с нами рядом и на этой небольшой выставке фотографий вы можете видеть, как на самом деле прекрасен наш край, какие замечательные и мужественные люди живут в нём.

(Выставка фотографий, показывающие жизнь кочующих жителей нашей малой родины)

«Ненцы» - слово производное от самоназвания народа
– «ненэць» (настоящий человек). В мире науки они известны как «самоеды». Старое название ненцев – Самоеды – относились и к другим самодийским народностям (селькупы – остяко-самоеды, энцы – енисейские самоеды).

Ненцы — самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея, т. е. на весьма обширном пространстве.

На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания, — занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, достаточно теплая и удобная, а также общественный строй, анимистические представления и шаманство, соответствующие определенному уровню развития народа.

 На бескрайних просторах тундры ненцы пасут тысячные стада оленей, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов, ягод. В лесном и тундровом крае живут “лесные и тундровые люди” –ненцы, селькупы, ханты.

4. Заочное путешествие в ненецкое стойбище.

— Наш первый маршрут - в стойбище ненцев. После рассмотрения музейного чума, а также фотографий о жизни тундровиков все должны вспомнить о своих родственниках, о их повседневной жизни и нелегком труде.

Чум – это наше древнее жилище, в котором по сей день проживают кочевые ненцы. Хорошо показано в нашем школьном музее внутреннее убранство чума и домашняя утварь наших дедов и бабушек.

Все ненцы с древних времён живут в чумах (мя). Для ненцев это — центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём и месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю.

 Чум сооружают из жердей, для этого необходимо сорок шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют дедя. Выделанные шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища определенной формы, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленьих шкур. С июня по сентябрь происходит переход с зимних дедя на летние. Диаметр чума достигает до 8 метров, в нём может находиться до 20 человек.

Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют симпзя. На нём помещают семь голов семейных и родовых духов.  

За симбзя находится священное место — шин. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи и рода. Там также хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны. Место не — для женщины, оно находится напротив шин — у входа. Здесь женщина занимается всеми домашними хлопотами.  

 Следить и ухаживать за оленями - прерогатива мужчин, они же занимаются охотой и рыбалкой. У женщины - свои функции, не менее важные. Вся работа по ведению домашнего хозяйства лежит на ее плечах: приготовление еды, воспитание детей, заготовка дров, установка и разборка чума. Женщина даже спит поближе к выходу, чтобы раньше всех встать следующим утром и успеть подготовиться к приходу нового дня.

Территория вокруг чума - это и есть ее владения, где она полноправная хозяйка. И от ее трудолюбия, мастерства и заботы во многом зависит процветание семьи. К роли заботливой хозяйки девочек начинают приучать с пятилетнего возраста.  По мере взросления, наблюдая за работой матери и сестер, девочки учатся выделывать шкуры, делать поделки из бисера, шить теплую одежду и обувь, создавать орнамент.

  Особую сложность представляет собой шитье ягушки - верхней зимней одежды. На ее создание может уйти от двух недель до нескольких месяцев, все зависит от мастерства. Если учесть, что женщина полностью одевает всю семью, становится ясно, насколько это трудоемкая работа.

Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с места на место. Из мебели только есть маленький столик — писан и ларь. Для маленьких детей в чуме есть люлька.  

  Оленеводство – основа традиционного образа жизни коренных народов Севера. Мы все прекрасно должны помнить, что самым важным для кочующего ненца был и остается олень. Олень дарит свою жизнь, тем самым «оживляя» ненца, который питается его мясом, греется его шкурой. Для кочевников слова «олень» и «жизнь» – синонимичны. Обладание оленем – это обладание жизнью. Для большинства тундровых ненцев богатство определяется количеством оленей. 

 Природные условия Севера суровы, поэтому для жителей его хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Зимой она должна защищать от жестоких морозов, летом — от гнуса.

Так, например, ма́лица (мюй) — нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами, Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу.  

Более сложной по изготовлению является женская одежда. Это распашная шуба — паны. Украшают зимний паны меховыми узорами, весенне-осенние паны – кистями, узорами и кантами из цветного сукна.   

В каждом чуме был набор инструментов: ножи, топор, шило и другие. Каждый мужчина был столяромплотникомкожевником, вязальщиком сетей, скульптором и ювелиром. Из инструментов только топоры и пилы покупались у русских, всё остальное изготавливалось самостоятельно. Нарты — самое необходимое средство передвижения в тундре. Они ездят достаточно быстро. На нартах ездят и зимой, и летом. В них запрягают оленей и управляют хореем. Хорей (нярампанк)— это шест длиной до пяти метров, с костяным шариком на конце или железным наконечником. Хорей сжимают в левой руке, а в правой держат повод. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями. Со стороны это выглядит очень красиво и необычно. 

5. Ненецкий стиль орнамента для одежды.

Отдельно стоит сказать об орнаменте, который является непременным атрибутом одежды коренных народов Севера и секреты которого передаются из поколения в поколение. Несложные геометрические узоры, которые мимолетным взором воспринимаются как зигзаги и крестики, на самом деле, имеют особое значение. Это своеобразная знаковая система, где каждая закорючка имеет особое предназначение. Для мастериц она служит оригинальной подписью, которая может многое о ней рассказать: семейное положение, наличие детей, возраст. Каждый природный элемент находит воплощение в женском рукоделии. Словно художник широкими мазками, она вышивает на вещах картину окружающего мира.

Сегодня существует огромное множество орнаментов, но особой любовью пользуется у рукодельниц "сломанная ветка березы". Дело в том, что береза считается у ненцев священным деревом, к которому они приходят очищаться. Также бытует мнение, что дух этого дерева помогает женщинам в повседневных делах.

Самым сложным орнаментом является "медвежий", но не каждая женщина рискнет выполнить его. Однако, освоив такую технику, она тут же попадает в разряд рукодельниц высшей категории. Дело в том, что медведь для коренных народов - это тотемное животное, а поэтому и к одежде, на которой он изображен, предъявляют особые требования: она не должна лежать где попало, передается по наследству, ее не могут надевать беременные женщины, в ней нельзя ходить на кладбище и в священные места. Чаще всего таким орнаментом украшают детские вещи - для ненцев он служит оберегом.

Однако самым популярным на Ямале является узор "оленьи рога". Не трудно догадаться, почему: оленеводство - один из основных видов хозяйственной деятельности в нашем округе, а также его символ - именно этот узор украшает флаг нашего округа. 

Язык орнамента многообразен. Колоритен и богат ненецкий язык.  Язык – это самый важный источник информации об истории, как самого языка, так и его носителей.

Стихотворение «Родная земля» Романа Прокопьевича Ругина

С той поры, когда в родном селенье

Стал я понимать людскую речь,

Врезалось мне в память наставленье

Нашу землю вечную беречь.

Мать с отцом негромко и спокойно

Помогали истину постичь:

По земле всегда ступай достойно,

Попусту ножом в нее не тычь.

Сердцем от нее не отдаляйся,

Радость и печали с ней деля,

Пляшешь - не куражься, не кривляйся,

Помни: под ногой твоей – земля.

От нее – и зверь лесной и рыба,

И кедровых шишек урожай.

Говори ей мысленно: «Спасибо».

Словно мать родную, уважай.

Как она добра, щедра, красива –

Достоянье отчее твое!

И не только мускульная сила,

Ум и сердце – тоже от нее.

Отчая земля, леса и недра!

Я всю жизнь перед тобой в долгу.

Ты всегда мне помогала щедро –

Чем тебе сегодня помогу?

6 Практическая работа.

— Вы получили шаблон зимней женской одежды - паны. Обводим его простым карандашом. Им же намечаем места узоров. Прорисовываем главные части паны, намечаем границы нанесения узоров двух цветов.

Затем приступаем к работе с красками. Начинаем с более светлых тонов, затем переходим к тёмным.

После того, как краска подсохнет, чёрным цветом прорисовываем мелкие элементы рисунка узора.

Работаем аккуратно. Пользуемся салфеткой.

(воспитатель показывает ход работы поэтапно).

7. Выставка работ. Итог занятия.

(Рисунки детей помещаются на доску).

— Посмотрите на свои работы.

— Какие узоры похожи на животных, на их части тела?  Давайте пофантазируем.

— Что на сегодняшнем занятии вам особенно понравилось и запомнилось?

— Что сможете рассказать родителям?

— С каким настроением уходите домой?

8. Уборка рабочего места учащихся.

Список использованных источников.

  

  1. Исторический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа М.: Издательство ДИК, 2003. 40с.: ил., карт.
  2. Край земли, устремлённый в будущее. Фотоальбом. Яр-Сале, СПб, 2005.
  3. Культура народов Ямала/ Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В./ Учебник.5-7 классы. Тюмень, 2007.
  4. Морозов Ю.А. Коренные малочисленные народы Севера: Популярный очерк/ под ред. Л.П. Вэлло, А.В. Евая, СПб, 2009.
  5. Северные родники / Автор – составитель Л.В. Федорова, Тюмень: Изд-во Института проблем освоения народов севера СО РАН, 2001.448с., 16 цв.ил.
  6. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого Автономного Округа: В 3 т.Т.1 Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.
  7. http://gcbs.ru/pub/visk/Stihi/Stikhi.htm - стихи о Ямале
  8. http://gcbs.ru/lib/ped/stichi_rodina/stihi.htm - стихи о Родине
  9. http://www.youtube.com/watch?v=i6jdVtzLs_c – документальный фильм “Удивительное путешествие в тундру”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного военно- патриотического мероприятия "Был город- фронт, была блокада".

Мероприятие направлено на формирование знаний учащихся о героизме наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 1-10 «Б» классах «Особый ребенок» Тема: «В гостях у осени»

Цель праздника: Обобщение знания детей об осени, вызвать положительные эмоции.Задачи праздника:Обобщить и  систематизировать знания детей об осенних явлениях природы;Совершенствовать координацию ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»

Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию обучающихся «Как мы должны относиться к государственным символам?» (виртуальная экспедиция)

      В системе атрибутов Российской Федерации государственная символика (герб, гимн, флаг) занимает одно из важнейших мест, являясь воплощением национальной идеи русского народа...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»

Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для уч-ся 3-4 классов по теме: «Верные спутники бойца»

Пояснительная записка. Гражданское и патриотическое воспитаниеТема мероприятия «Верные спутники бойца»Растить патриотов в наше время непросто. Гражданско-патриотическое воспитание детей-до...