Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Санчило Иллона Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_svetskaya_etika_-_kopiya.docx915.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы религиозных культур

и светской этики»,

модуль «Основы светской этики»

4 класс

                                                                                         учителя Санчило И. В.

 

г. Нижневартовск

2019 год


Содержание

Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной программы начального общего образования по ОРКСЭ и программы по ОРКСЭ к УМК для 4 класса Н.Ф. Виноградовой.

Учебный план в МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение основ религиозных культур и светской этики в 4 классе – 34 часов (1 урок в неделю)

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных  результатов освоения учебного предмета «ОРКСЭ» 

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской  морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

2.Содержание учебного предмета

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

     

3.Тематическое планирование

с указанием количества часов на освоение каждой темы

1 полугодие (16 часов)

2 полугодие (18 часов)

№п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

По плану

По факту

1 полугодие

1.

3.09

Россия – страна, объединившая народы. Россия - многонациональная держава

Иметь представление о понятиях: Родина,  Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне.

Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение

однокоренных слов, происхождение названия

Русь; пересказывать прочитанное, составлять

рассказ с введением в него новых фактов

2

10.09

Как все начиналось. Древняя Русь.

Знакомится с народами России, их духовно – нравственной культурой. Вспоминает понятие Древняя Русь. происхождение названий Русь, русские, её географическое

положение, природа,

население. Различает

национальность и раса.

Древние города России,

их памятники культуры

3

17.09

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте

Составляет таблицу,делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья

4

24.09

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа

Ведёт  учебный диалог: Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа

5

1.10

Как всё начиналось. Народы Сибири

Вести  учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему  мы страну называем Отечеством,  почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири

6

8.10

Культура каждого народа неповторима

Получает понятие  об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России

7

15.10

Традиционные религии народов России

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов

8

22.10

Традиционные религии народов России

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

9

29.10

Народные и религиозные праздники. Встреча весны

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов

10

12.11

Народные и религиозные праздники.

Новый год и Рождество

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

11

19.11

Народные и религиозные праздники.

Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

12

26.11

Народные и религиозные праздники. Шаббат.

Пурим.

Праздник Весак

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

13

3.12

Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

14

10.12

Почитай родителей. Будь щедрым

Вести  учебный диалог: обсуждение проблемы

15

17.12

Не завидуй.

Не предавай

Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

16

24.12

Будь терпим и честен

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление.

2 полугодие

17

14.01

Человек – член общества

Вести  учебный диалог: обсуждение проблемы,  знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

18

21.01

Важные слова - этика, мораль, нравственность

знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

19

28.01

Об этике светской и религиозной

Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

20

4.02

Любовь к Родине – высшее нравственное чувство

Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

21

11.02

Семья – первая любовь человека

Рассказывать, какие традиции есть в семье обучающегося Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

22

18.02

Дом согревает не печь, а любовь и согласие

Объяснять, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи.

23

25.02

Труд на благо Родины

Выполнять адания на анализ текста «Моральный долг»: формулирование вывода «Что такое благо Родины» В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Приводить примеры выполнения морально го долга из жизни, фильмов, литературы.

24

3.03

Защита Родины – долг гражданина

Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

25

10.03

Герои - патриоты

Объяснять выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек  на благо своей Родины Объяснять, какие поступки недопустимы даже на войне.

26

17.03

Праздничные дни России

презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы

27

31.03

Любовь к природе – что это значит?

Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

28

7.04

Делать добро!

Вести диалог .

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём

29

14.04

О сострадании и равнодушии

Участвовать в учебном диалоге:«О сострадании и равнодушии». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение

30

21.04

Щедрость и милосердие

Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

31

28.04

Справедливость

 Уясняет признаки, по которым можно судить о справедливости. Ведёт учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работает в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформляет вывод «Кого называют справедливым».

32

12.05

О честности, правдивости и лживости

Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы

33

19.05

Совесть – наших дел свидетель и судья

. Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» «каменное сердце»

34

26.05

Как правильно себя вести

Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета.  Работать в паре. Составить перечень правил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик.   Работать с иллюстрациями «Какие правила этикета нарушают герои рисунков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"

Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...