Беседа о доброжелательности и равнодушии.
план-конспект занятия (1 класс)

Никулина Лариса Борисовна

Занятие разработано для обучающихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_ravnodushii_i_dobre.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

«О ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И РАВНОДУШИИ»

Провела: Никулина Л.Б.

Воспитатель

ЦЕЛИ:

1. Дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве – неравнодушии;

2. Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.

ВСТУПЛЕНИЕ

Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьёзную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнём мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется « ПЛОХО»

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот  и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Подумайте, что же плохого сделали мальчики?

Ведь они не напускали пса, они никого не били. ( Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.)

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня?  ( О равнодушии.)

- Подберите слова – синонимы, близкие по значению к слову « равнодушие»

( Чёрствость, безразличие, наплевательство, зло)

- А теперь – слова антонимы, противоположные по значению слову «равнодушие»

( Отзывчивость, неравнодушие, сочувствие, сострадание, добро)

К вопросу о добре и зле мы вернёмся позже. А теперь я расскажу вам одну историю.

Класс спускался по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц _ Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: « Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: « Ребята, ну что вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

- Ребята, что вы думаете о поступках этих детей?

- Кто себя проявил лучше всех? ( Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности: Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице.)

- А что именно вам понравилось меньше всего?

( Грубость Иры и Коли: равнодушие окружающих, поведение Пети)

Итак, в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана. Но сочувствие – это ещё не всё. Подумайте как следует.

-Вы считаете, что из ребят, которые прошли мимо, не было ни одного сочувствующего?

( Может быть и были)

Но они что-нибудь сделали?

Умение проявить устойчивость, невосприимчивость ко всему дурному – это ещё полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения.

Вспомните, не случалось ли вам попадать в подобные ситуации. Или видеть несправедливость, равнодушие или, наоборот, сочувствие? (примеры)

Ваше задание:

Выразительно прочитать высказывание и кратко объяснить его толкование.

-« Легко скрыть ненависть; трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть

 равнодушие!»                                                                                                                     ( Л. Берне)

- « Желание - половина жизни: безразличие – половина смерти».                     (Х. Джебрам)

-« Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».                                             ( Л. Толстой)

-« Обратная  сторона  хорошего  – дурное».                                                               ( Л. Ландау)

-« Не будь повержен злом, но побеждай зло добром».                                    ( Апостол Павел)

-« Лучший способ приободриться – приободрить другого».                                  ( М. Твен)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В заключение я хочу рассказать одну басню. Она называется « Старый дед и внучек».

Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали. Зубов не было. И когда он ел, у него текла назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме всё портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь будет кормить его из лоханки  ( лоханка – небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечкой играет. Что-то мастерит. Отец спросил: « Что ты делаешь, Миша?» А Миша и говорит: « Это я , батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.

-Почему заплакали муж с женой?

- Почему ребёнок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

- На какую пословицу еле поговорку похожа эта история?

( Как аукнется – так и откликнется. Не делай того, чего не хотел бы, чтобы тебе сделали другие).

Раз уж тему беседы вы формулировали сами, то и вывод сформулируйте тоже сами. Его можно проиллюстрировать примерами из жизни (рисунок на тему).

А сейчас, я прочитаю стихотворение замечательной поэтессы Агнии Барто, которое подходит к нашей теме.

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму:

-« Там жук живой!»

-« Откроем раму!»

-Почему я включила это стихотворение в нашу беседу?

- А как поступили бы вы?

ВЫВОД: нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому. Мне кажется, мы с вами очень хорошо потрудились сегодня, и каждый сделал для себя вывод: « Равнодушие – враг доброго человека». А в нашем классе только добрые дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Доброжелательность"

Задачи:1.Дать обобщенное представление о доброжелательности.2 Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.3 Формировать умение совместно работать в группе.4 Работать над понятиями: хорошо-плохо....

конспект занятия по самопознанию "О доброжелательности" 3 класс

конспект урока по самопознанию для 3 класса с применением ИТК...

«Я выбираю доброжелательность» (совместное (родители, дети) воспитательное дело).

Семейная культуротворческая площадка "Я выбираю доброжелательность". Совместное (родители, дети, педагоги) воспитательное дело....

Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость в процессе изучения литературного чтения младших школьников.

Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость  в процессе изучения литературного чтения младших школьников.Подготовила Подгайная Ирина Николаевна, учи...

Общаемся и играем с удовольствием. (Система игр направленных на формирование доброжелательного отношения у детей первого класса начальной школы в условиях ГПД)

Общаемся и играем с удовольствием.(Система игр направленных на  формирование  доброжелательного отношения у детей первого класса начальной школы в условиях ГПД)...

Выработка в детях доброжелательного отношения друг другу!

"Давайте жить дружно!"Цели:Вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.Развивать в них коммуникативные навыки.Занятие рассчитано на 1 -3 классы Содержание занятия:1. Разминка. Игра “О...