"Учусь общаться"
план-конспект занятия (1 класс)

Курушина Елизавета Андреевна

Цель: Формировать умения эффективного общения, доброго, уважительного отношению друг к другу.

 

Планируемые результаты:

Личностные: развитие   мотивов совместной  творческой деятельности; воспитание  нравственных  качеств: доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;   формирование уважительного отношения друг к другу.

Регулятивные: определять  и формулировать  учебную  задачу  в диалоге с учителем,  умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: формировать умение  ставить вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагать помощь и сотрудничество при  работе в группе над выполнением поставленного задания.

Познавательные:  Формировать умение искать и   выделять информацию об ученике  из различных источников, умение презентовать полученную информацию,  делать вывод.

 

Оформление доски: тема: «Учусь общаться»

 

Оборудование: проектор, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.03.2018                                                                                                   Учитель школы: Соколова О.Н.        

Школа: 95                                                                                                              Руководитель по практике: Посадских Л.С.                                                                                                                                              

Класс: 1-5                                                                                                              Студент:

ЧПК№1                                                                                                                  

Кабинет: 213                                                                                                                                                    

Время занятия: 11:00                                                                                                                                          

Тема: «Учусь общаться»

Цель: Формировать умения эффективного общения, доброго, уважительного отношению друг к другу. 

Планируемые результаты:

Личностные: развитие   мотивов совместной  творческой деятельности; воспитание  нравственных  качеств: доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;   формирование уважительного отношения друг к другу.

Регулятивные: определять  и формулировать  учебную  задачу  в диалоге с учителем,  умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: формировать умение  ставить вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагать помощь и сотрудничество при  работе в группе над выполнением поставленного задания.

Познавательные:  Формировать умение искать и   выделять информацию об ученике  из различных источников, умение презентовать полученную информацию,  делать вывод.

Оформление доски: тема: «Учусь общаться»

Оборудование: проектор, презентация.

Этап занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Подготовительный этап.

Приветствие учителя

Создание положительного настроя на урок

1 минута

-Здравствуйте, ребята! Мы очень рады встрече с вами. Надеемся, что у вас хорошее  настроение  и такой же хороший настрой на дальнейшую работу. Присаживайтесь.

Приветствуют, отвечают на вопрос.

Личностные

(самоопределение к учебной деятельности);

Регулятивные (самоорганизация).

2. Организационный момент.

5 минут

-Известно, что страшнее всего для человека одиночество. Человек  обязательно должен общаться с другими людьми.

-Ребята, а как нужно правильно общаться?

-Сейчас я вам прочитаю притчу, а вы внимательно слушайте. После этого я буду задавать вам вопросы.
А кто помнит ,что такое «притча»?(
 это малый поучительный рассказ )
(
слайд)

Иллюстрация притчи. 

(Слушают притчу)
Притча про Мудреца и Богача.

(слайд)

 Слушают,

отвечают на заданные  вопросы, смотрят на иллюстрации

Коммуникативные (восприятие различных точек зрения);

Познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание).

3. Мотивационный

Постановка учебной задачи:

- Определение темы

- Постановка цели

5 минут

– Что вы можете сказать о героях этого рассказа?

– Почему с людьми, умеющими общаться, приятно  находиться рядом?

-Скажите, какую тему мы будем сегодня изучать? (как мы общаемся друг с другом, общение людей друг с другом)

-Исходя из содержания притчи,    определите тему нашего  занятия.(«Учусь общаться»)

-Молодцы! Действительно, тема нашего занятия: «Учусь общаться»

- А теперь давайте сформулируем цели нашего занятия:

(1. Найти ответ на вопрос  «Что такое  общение? » 

2. Узнать, какую роль  выполняет общение в нашей   жизни человека.

3.Узнать какой Я в общении?

4.Учиться правильному общению с людьми.)

(Тема и цели  на слайде)

-Ребята, а кто нам напомнит правила поведения в группе? (Уважать мнение друг друга, слушать каждого, работать вместе )
(
слайд)

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Смотрят на слайд

Вспоминают и озвучивают правила поведения

Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.Основная часть

1 минута

5 минут

5 минут

5минут

5 минут

1 минута

1 минута

5 минут

2 минуты

5  минут

5 минут

Словарная работа

-А кто может сказать, что же такое общение?

 (Общение - процесс взаимодействия  хотя бы двух людей друг с другом, передачи информации.)
(слайд)

Давайте определим жизненные пространства, в которых мы общаемся с другими людьми. Я:
-школа;
-семья;
-общество.

Каждый день мы  выполняем разные обязанности и.

жизнь требует от нас, чтобы мы общались с другими людьми

-Ребята, на слайде вы видите предложения, дополните эти предложения, например: «в школе я ученик и общаюсь со сверстниками, учителем.......)».

 Задание:

1.Назовите свою роль в данном  пространстве общения;

2.Приведите в качестве примера одно из правил общения в данном пространстве

 В школе я – ученик  и  общаюсь........

 в магазине я -покупатель (.........
на дороге я - пешеход....
в транспорте я  -     пассажир.....
в библиотеке я читатель.......
в театре я — зритель....

в семье я- сын, дочь, внук, брат, сестра......
в родной стране я - гражданин........

Выполняемые роли требуют умения общаться.

Групповая работа

- Сегодня мы поговорим с вами об общении в школе. Давайте проанализируем 3 ситуации, которые могли произойти с вами в школе или же уже происходили.

В чем проявляется затрудненность общения школьников, выскажите свое мнение:

-Сейчас мы делимся на 3 подгруппы.

(1 подгруппа)

Суть ситуации:

 Мальчик   опаздывал на урок.

 Без стука открывает дверь, ничего не объясняя, Павлик входит в класс.

«Нечего мне объяснять, ни я один опаздываю», -думает он про себя и садится на место.

 Давайте представим себя на месте этого мальчика. Как вы думаете, правильно поступает Павлик,  умет ли он общаться с другими людьми?

В чем его трудности общения?

Трудность: незнание и невыполнение  школьного правила.

Сформулируйте   это правило

Результат:

Грубость, невоспитанность и излишняя самоуверенность, огорчение  учителя, отвлечение от урока.

(2 подгруппа)

Костя долго топтался у двери,  не смог попросить разрешение войти в класс. «Как же страшно, меня никто не поймет, обязательно накажут», - шептал Костя.

Какие трудности в поведении мальчика вы отмечаете?

Трудность: Неуверенность в своих действиях.

(3подгруппа)

Саша стучится в дверь, входит, извиняется, объясняет причину опоздания

«Извинюсь и попрошу войти, ничего страшного, меня поймут, это может случиться и с другими», - думает Саша про себя и стучится в дверь.  

Как вы думаете, получит ли он разрешение учителя войти в класс?

Что помогло мальчику правильно выстроить свое общение?

Мальчик надеется на понимание, пытается объяснить свой поступок

- Какой мы можем сделать из этого вывод?

 Трудности в общении есть , но  нужно учиться их преодолевать, нужно учится понимать свои затруднения.

-Упражнение «Спиной друг к другу» 
Ребята, а сейчас в парах сядьте на стульях спиной к спине. В таком положении вам надо постараться вести разговор. 
(Через несколько минут ученики поворачиваются и делятся своими ощущениями.) 
Подведение итогов упражнения:
— Легко ли общаться с человеком, не видя его? (Нет)
— Что вы чувствовали, общаясь в таком положении? (Не видели собеседника, так не хочется общаться)
— Хотелось ли вам повернуться раньше времени и разговаривать, глядя на своего собеседника? (Да, хотелось)
- Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы общение радовало нас и был положительный результат ?

Какое правило общения помогает  понять это упражнение?

(Необходимо, прежде всего, видеть и слышать своего собеседника.) 

Упражнение «Сделай выбор».

- Ребята, сейчас я буду называть качества человека, а вы выберите те, которые мешают общению, создают трудности, непонимание:

  • Доброта;
  • Жадность;
  • Внимательность;
  • Замкнутость;
  • Дружелюбие;
  • Зависть;
  • Грубость.
    (слайд)

- Итак, ребята, какой мы можем сделать вывод?

(Положительные (хорошие) качества всегда помогут понять другого человека, разрешить трудную ситуацию.)(слайд)

Физминутка:
А теперь, давайте немного отдохнем.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Словарная работа

А кто знает, что  такое объективность?

Объективность – это готовность правильно, справедливо оценивать как окружающих людей, так и себя и свои поступки.

Знаете ли вы, что необъективность в оценке другого человека затрудняет наше общение?

- А теперь, давайте решим следующую ситуацию.

       Представим себе класс. Сегодня на уроке у Пети было много сил, энергии, и он их тратил на беседы с одноклассниками, много отвлекался, вертелся. Через 15 минут после начала урока Марина Николаевна сделала ему первое замечание, потом второе и третье.

Петя решил: «Она ко мне плохо относится и вообще она злая!». 

 Петя рассказал своему соседу по парте, Вове, что учительница на него злится и вообще плохо относится.

 Вова возразил: «Она добрая и внимательная».

Затем Петя пожаловался Ире, на что девочка ответила:

 «Марина Николаевна  — классная, столько всего знает, хвалит нас все время! Наверно, это ты виноват!».

С этим Петя не мог согласится и перестал общаться с ребятами

Вечером мальчик рассказал все маме. Мама подумала над этим

и дала сыну несколько советов.

- Всю неделю на уроках  Марины Николаевны Петя вел себя спокойно, часто отвечал, помог стирать с доски и раздавать наглядность. Учительница похвалила Петю, а сам мальчик подумал: «Хорошо, что я послушал маму. Так я узнал, что на самом деле учительница хорошая!».

- Как вы думаете, какой совет ему дала мама?

- Какой мы можем сделать вывод, решая эту ситуацию?

(У мальчика сложилось неправильное  суждение о действиях учителя, необъективное мнение

об учителе. Нежелание принять его замечание, посмотреть на себя глазами других, мешают нормальному общению с  учителем.)

Ребята, это необъективное отношение к требовательному  учителю.

Ответьте на вопрос:

- Как  можно  избавиться от необъективности?

1.Чтобы поступать справедливо, объективно оценить другого человека, необходимо как можно больше узнать о нем от других,

2.Спросите себя: «почему он так обращается со мной, может быть, есть какая- то причина?»

3. Ответьте себе: «Насколько необъективность полезна или вредит мне в общении с окружающими меня людьми?»

- Вспомните и приведите примеры  необъективности в общении

( Проверка) (Обобщение)

- Ребята, а как вы думаете, что такое критика?

Словарная работа

Критика- это когда человек видит и откровенно говорит о недостатках других.

- Давайте рассмотрим это на примере.

Ситуация:

 Андрей  часто помогает   маме. В школе он рассказал своему другу Роме, как однажды,  участвуя  в генеральной уборке, поторопился и некачественно  вымыл пол.   Мама увидела  в углах пыль и сделала замечание сыну.

- Ну и правильно  поругала !Ты неумеха!

-  И вообще, ты что  девчонка?!  -   сказал Рома.

После этого случая,  Андрей никогда не рассказывал Роме о семейных делах.

-Почему это произошло?

-Какую ошибку в общении допустил Рома? 

-  Как  это, сделать замечание, чтобы не обидеть человека? (Представьте себя в роли Ромы)

- Давайте составим правила допустимой   критики в данной ситуации:

  1. Начинать критику нужно с хорошего, с похвалы.

«Мне нравится, что ты  старался помочь маме, ты такой внимательный и трудолюбивый!»

  1. Можно критиковать поступок человека, но нельзя обижать человека , укорять, унижать.

 «  Желание помочь маме возникает не у каждого, но если решил помочь, то делай все аккуратно и добросовестно, следующий раз у тебя все получится!»

- Какой вывод мы сделаем из этой ситуации?

 1.Можно критиковать, но нельзя унижать человека;

2. Если критиковать, то  предлагать свою помощь в решении проблемы;

3. Критикуя, надо быть доброжелательным.

Скажите, а что ещё может повлиять на качество нашего общения?

Отвечают на вопросы

Слушают внимательно задание, выполняют его.

Слушают и выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Слушают задание

Слушают внимательно задание учителя, отвечают на  вопросы.

Ответ: постучись в дверь.

Ответ:  Он не доверяет учителю и одноклассникам , его общению мешает страх и недоверие.

Отвечают на вопросы, слушают мнения друг друга.

Слушают задание

ведут разговор в парах,

делятся своими впечатлениями.

Отвечают на вопросы, слушают мнения друг друга.

Слушают внимательно задание, выполняют его.

Повторяют движения.

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры из личного опыта.

Формулируют своё мнение.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы.

Устанавливают правила.

Коммуникативные(вступление в диалог,умение слышать и слушать)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные (контроль, оценка, коррекция) познавательные (общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия) коммуникативные (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)

Коммуникативные

(вступление в диалог, умение слышать и слушать)
Познавательные (Осознанные устные высказывания)

Коммуникативные: восприятие различных точек зрения.

Познавательные      ( логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).

Познавательные (умение результативно мыслить)

Коммуникативные

(вступление в диалог, умение слышать и слушать)

Коммуникативные

(умение слышать и слушать)

Познавательные

(Умения результативно мыслить и работать с информацией)

Коммуникативные
(вступление в диалог)

Регулятивные

( контроль, коррекция действий)

Коммуникативные
(вступление в диалог)

Коммуникативные

(умение слышать и слушать)

Коммуникативные
(вступление в диалог)

Регулятивные

 (-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение);

Коммуникативные

(- допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

- формулировать собственное мнение и позицию).

4.Заключительный этап.

Рефлексия

5 минут

-Итак, давайте вспомним, как называется тема нашего урока?(«Учусь общаться»)
(слайд)
- Какие цели мы ставили в начале урока?(научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.)
-Достигли ли мы их? (Да)
(
Слайд)

-Давайте вспомним :чем мы сегодня занимались?(Слушали сказку,играли в игры) В какие игры играли?(«Спиной друг к другу» , «Я тебя уважаю за то, что…»
 )
-А наше занятие мы завершим упражнением, которое называется
«Букет настроения».
Сейчас мы вам раздадим бумажные цветы: красные и синие. На слайде изображена корзина. Давайте заполним ее цветами. Если вам понравилось наше занятие, то вы «кладете» в нее красный цветок, а если же не понравилось, то синий цветок.
-Какие вы молодцы! Какой красивый букет собрали!

Мы были рады видеть вас,  с вами было приятно общаться. До скорой встречи, ребята!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Выполняют задание студента.

Личностные

( участие в подведении итогов)

Рефлексия (контроль и оценка результатов деятельности);

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

5.Заключительный этап.

Рефлексия

5 минут.

Давайте подведем итог занятия. Что нового, полезного для себя узнали? Чему научились?

-Ребята, кто может повторить, какая была тема нашего урока?

-Какие цели мы перед собой ставили? Мы достигли этих целей?

-А что может помешать общению?

-Давайте вспомним :чем мы сегодня занимались?(Слушали сказку,играли в игры) В какие игры играли?(«Спиной друг к другу» , «Я тебя уважаю за то, что…» )
-А наше занятие мы завершим упражнением,которое называется
«Букет настроения».
Сейчас мы вам раздадим бумажные цветы: красные и синие. На слайде изображена корзина. Давайте заполним ее цветами. Если вам понравилось наше занятие,то вы «кладете» в нее красный цветок, а если же не понравилось,то синий цветок.
-Какие вы молодцы! Какой красивый букет собрали!

Мы были рады видеть вас,  с вами было приятно общаться. До скорой встречи!

 встречи,ребята!

Отвечать на вопросы студента,подводить итоги занятия.

Выполняют задание студента.

Личностные

( участие в подведении итогов)

Рефлексия (контроль и оценка результатов деятельности).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Цели: 1.Найти ответ на вопрос «Что такое о бщение? » 2. Узнать, какую роль выполняет общение в нашей жизни. 3.Узнать какой Я в общении? 4.Научиться правильному общению с людьми.

Слайд 5

Общение - процесс взаимодействия хотя бы двух людей друг с другом, передачи информации.

Слайд 6

в школе я – ученик и я общаюсь... в магазине я -покупатель и … в транспорте я - пассажир... в библиотеке я - читатель... в семье я- (сын, дочь, внук, брат, сестра) ... ..я общаюсь…

Слайд 8

(1 подгруппа) Мальчик опаздывал на урок. Без стука открывает дверь, ничего не объясняя, Павлик входит в класс. «Н ечего мне объяснять, ни я один опаздываю», -думает он про себя и садится на место

Слайд 9

(2 подгруппа) Костя долго топтался у двери, не смог попросить разрешение войти в класс . «Как же страшно, меня никто не поймет, обязательно накажут», - шептал Костя.

Слайд 10

(3подгруппа) Саша стучится в дверь, входит, извиняется, объясняет причину опоздания «И звинюсь и попрошу войти, ничего страшного, меня поймут, это может случиться и с другими», - думает Саша про себя и стучится в дверь.

Слайд 11

Вывод: есть много трудностей, и с ними нужно уметь справляться.

Слайд 12

«Сделай выбор» Доброта; Жадность; Внимательность; Замкнутость; Дружелюбие; Зависть; Грубость.

Слайд 13

Вывод: положительные качества всегда помогут понять другого человека, разрешить трудную ситуацию.

Слайд 14

Необъективность - это человек не отражающий истинного положения Объективность – это готовность трезво оценивать как окружающих людей, так и себя и свои поступки.

Слайд 15

Критика- это когда человек видит и откровенно говорит о недостатках других.

Слайд 16

Ситуация: Андрей часто помогает маме. В школе он рассказал своему другу Роме, как однажды, участвуя в генеральной уборке, поторопился и некачественно вымыл пол. Мама увидела в углах пыль и сделала замечание сыну. - Ну и правильно поругала !Ты неумеха! - И вообще, ты что девчонка?! - сказал Рома. После этого случая, Андрей никогда не рассказывал Роме о семейных делах.

Слайд 17

Правила критики: 1) начинать критику нужно с хорошего, с похвалы. 2) критиковать поступок человека, но не обижать самого человека.

Слайд 18

Вывод: 1.Можно критиковать, но нельзя унижать человека; 2. Если критиковать, то предлагать свою помощь в решении проблемы; 3. Критикуя, надо быть доброжелательным.

Слайд 20

Цели: 1.Найти ответ на вопрос «Что такое о бщение? » 2. Узнать, какую роль выполняет общение в нашей жизни. 3.Узнать какой Я в общении? 4.Научиться правильному общению с людьми.

Слайд 21

1 2 3 я умею хорошо общаться мне необходимо улучшить общение необходимо многое изменить в общении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся общаться"

Урок рефлексии в 1 классе...

Классный час во 2 классе по теме «Учимся общаться»

Тема этого классного часа взята не случайно, так как главной задачей, над которой я работаю в настоящее время это проблема социального развития детей, а успешная социализация не может быть развита, ес...

Учусь общаться: действуем вместе

Данное занятие по курсу "Учусь учиться" направлено на формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, ценить дружбу; формирование культуры общения (коммуникативные умения), а также умен...

Классный час Тема: « Учимся общаться »

Цели:-развитие знаний и навыков восприятия человека человеком с помощью вербальной и невербальной коммуникации,-формирование коммуникационного взаимодействия, навыков постановки вопросов, умения слуша...

Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"

 Программа «Учимся общаться, познавая родной край»  предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...

" Учусь общаться ......"

Воспитательное мероприятие, проведённое во 2 классе. Содержит в себе элементы беседы, дискуссии и исследовательской деятельности....

Классный час "Учимся общаться"

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, этических норм, поведения в обществе...