Воспитательная система класса "Шаг за шагом"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Кутырева Валентина Андреевна

Материал полезен в воспитательной работе учителям начальных классов. Сейчас это особенно актуально, т.к. сам президент В.В.Путин отметил, что приоритетной задачей воспитания является формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России, зрелого ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом. А министр просвещения РФ  Сергей Кравцов добавил: «Данный законопроект возвращает воспитательную работу в общеобразовательные учреждения; не только семья, но и школа должна воспитывать будущего гражданина нашей страны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_za_shagom.docx705.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 69»

Воспитательная система класса

(1 – 4 класс)

«Шаг за шагом»

Photo from album "Дети в школе" on | Ilustracje, Digi stemple ...

   

                  Автор-разработчик:

             Кутырева Валентина Андреевна

             учитель начальных классов

             

        

Нижний Новгород

2020            

 Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

Обоснование

Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка.

Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.

При создании данной воспитательной среды учитывались задачи, которые ставит перед учителем государство, школа с опорой на базовые человеческие ценности. Актуальными вопросами стали:

- духовно-нравственное развитие;

- ежедневное повышение уровня культуры;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- здоровьесбережение школьника;

- трудовое, экологическое и интеллектуальное направления.

Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства

Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы.

Многолетний опыт работы с детьми этого возраста показывает, что в благоприятной среде в детях проявляются хорошие, добрые качества личности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», - это «золотое правило» стало главным в нашем классе. Есть у нас и другие правила дружбы, которые принимали все ученики нашего класса:

- не злись;

- не зазнавайся;

- не обижай слабого и младшего;

- учись договариваться, а не драться (решай вопросы не с позиции силы, а с позиции ума);

- каждый день делай хоть какое-нибудь доброе дело и др.

По этим правилам живут ученики нашего класса уже 3 год. Заметны перемены в отношениях: почти не стало драк, исчез повышенный тон в общении, большинство научились работать в парах, группах, дети в основном могут договариваться, они постепенно становятся более самостоятельными, почти перестали плакать, любят выполнять различные поручения, все вопросы решают с позиции добра и т.д.

Родители, дети, учитель работают в единстве. Много добрых дел совершают они в классе, школе, дома. Основная идея нашего сотрудничества – всё, что мы делаем, должно нести добро людям, чтобы мир вокруг нас становился лучше.

Целеполагание

Цель: создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)        способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позиции;

2)        воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;

3)        приобщать к здоровому образу жизни;

4)        создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;

5)        способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья → ученик → школа → семья).

Концептуальные основы системы

При создании воспитательной системы «Шаг за шагом» были изучены различные теории, концепции, подходы, взгляды известных педагогов на воспитание детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком».

Действительно, каждый ребёнок должен чувствовать, что он незаменим, любим, что его принимают таким, какой он есть, с ним хотят общаться, дружить, с ним интересно. Первыми людьми, дающими ребёнку любовь и заботу, должны быть родители. В них он видит защитников, советчиков, друзей. И вот ребёнок переступает порог школы, надеясь, что рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, научить, развеселить, помогут стать умнее, терпеливее, смелее, добрее. Учителю важно не разочаровать ребёнка, а, наоборот, превратить его школьные часы, дни, годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечения, поисков и находок жизнь.

Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».

Учения и мысли этих известных педагогов помогли мне утвердиться в выборе гуманистического принципа при разработке воспитательной системы. В своей работе я опиралась на «педагогику сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, на концепцию, ориентированную на коллективное воспитание В.А. Караковского, на личностный подход С.Л. Соловейчика.

В основе воспитательной системы «Шаг за шагом» лежит гуманистический принцип. Суть этого принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амоношвили). Основными положениями воспитательной системы стали:

- поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Принимать человека надо таким, какой он есть.

- нужно учить детей радоваться успеху другого человека, огорчаться его неудачам, поддерживать в трудную минуту;

- «Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен постоянно общаться со своими учениками, не проходить мимо ребёнка, который хочет быть услышанным, замеченным;

- сотрудничество взрослых и детей. Взрослые помогают развитию ребёнка, а взамен получают положительные эмоции и снятия уровня беспокойства за детей. В совместной деятельности родителей, детей, учителя каждый вносит что-то своё и учиться чему-то у других. С первого класса работает «сменный родительский комитет», в течении 4 лет каждый родитель целый год участвует в его работе. Это снимает многие негативные эмоции.

- браться за любое дело с увлечением, развивать творческий потенциал детей, формировать активную жизненную позицию. В этом помогает проектно-ориентированный подход.

Таким образом, были определены основные направления воспитательной системы класса. Они перекликаются с социальными ролями, при выполнении которых человек приобретает качества, помогающие ему стать гармоничной личностью. В тесном сотрудничестве родителей и учителя легче передавать социальные, нравственные, культурные ценности учащимся. В мире добра надежнее оставить след в душах и сердцах воспитанников.

В воспитательной системе класса выделены следующие направления: 

Духовно-нравственное (Работа по формированию духовно-нравственных качеств личности. Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям).

  • Нравственное воспитание. Общение. Досуг. Милосердие.
  • Гражданско-патриотическое воспитание.

Общеинтеллектуальное (Работа по созданию условий для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии).

  • Воспитание культуры обучения. НОУ, предметные олимпиады, конкурсы

Общекультурное (Работа по формированию дружного, сплоченного классного коллектива. Формирование навыков общения, культуры поведения).

  • Воспитание семейной культуры.
  • Трудовое воспитание и профориентационная работа. Экологическое воспитание.
  • Этическое и эстетическое воспитание

Спортивно-оздоровительное (Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде).

  • Физическое и валеологическое воспитание. Оздоровительные мероприятия.

Социальное.

  • Профилактическое:

- Социальная защита детей и правовое воспитание. Группа риска.  

- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма

 

Аналитическая часть

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

1. Социальный статус класса (класс как социальная группа)

В классе 14 мальчиков: 5 человек 2009 года рождения, а 9 человек – 2010 года рождения. Класс особый, дети с ограниченными возможностями здоровья. Три мальчика с диагнозом: расстройство аутистического спектра, где у одного из них под вопросом ещё один диагноз: лёгкая умственная отсталость; один ребенок- слабослышащий (тугоухость), у остальных задержка психического развития. К учебным занятиям ребята относятся ответственно и являются довольно работоспособными.

Начиная с первого класса, среди учащихся выделились две микрогруппы.

Первая группа – дети ходили в один детский сад. Они до сих пор тесно общаются между собой, дружат, гуляют вместе.

Вторая группа – дети, которые пришли в класс из других школ или из других классов. Это происходило в течении 1, 2 классов. Их шесть человек. Многие из них успешно влились в классную группу и нашли друзей.  

В первом классе отношения между детьми были более сложными, часто вспыхивали конфликты, ссоры, и даже драки.  В настоящее время в результате совместной работы учащихся, классного руководителя, педагогов, родителей прослеживается динамика развития классного коллектива. В классе сложились доброжелательные отношения, открытой агрессии в поведении отдельных учащихся уже не наблюдается. Учащиеся стали более терпимы друг к другу. Общение большинства ребят строится на принципе сотрудничества и взаимной поддержки. В классе есть работоспособный актив, но явного лидера нет, «отвергнутых» тоже нет. Обособленно в классе держится только один ученик в силу своего заболевания (РАС и легкая умственная отсталость)  

  Учащиеся ответственно относятся к роли дежурного, добросовестно выполняют поручения: моют доску, наводят порядок в игровом уголке, готовят рабочее место к уроку и т. п.

 Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.

Учащиеся всегда информированы о том, что происходит в школе. Класс проявляет большой интерес к внеурочной деятельности: с помощью педагогов готовят песни, заучивают стихотворения для мероприятий; совместно с родителями готовят поделки и открытки для конкурсов. Дети так же посещают различные кружки с учётом своих интересов.

       У всех ребят условия воспитания в семье отвечают социальным требованиям. Отношение родителей к своим детям ответственное и доброжелательное. Все родители посещают родительские собрания, прислушиваются к рекомендациям специалистов в школе.

2. Учебная деятельность

 Высокий уровень учебной мотивации имеют 3 ученика, они осознают важность и необходимость учения, охотно ходят в школу, стремятся учиться лучше, с интересом относятся ко всем предметам. Эти мальчики быстро включаются в учебную деятельность, работают на протяжении всего урока, имеют достаточно устойчивые знания и способности к анализу, установлению закономерностей. Внимание произвольное, может работать с материалом недостаточно интересным, но важным на данном этапе урока. Темп деятельности познавательной активности выше среднего показателя класса. Новый материал запоминают быстро и прочно, умеют сравнивать, классифицировать, находить существенные признаки. Учебную задачу принимают и удерживают в полном объеме на протяжении всего урока. Работу доводят до конца. Развит самоконтроль.

Средний уровень учебной мотивации имеют 7 человек. Это учащиеся, которые осознают важность и необходимость учения, но с интересом относятся лишь к отдельным предметам. Но они не всегда могут работать самостоятельно. Внимание произвольное, но с нарушением распределения. К середине урока появляется утомление. Эмоционально-волевая сфера является недостаточно зрелой. Дети понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы отвлекаются. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо. Речь у части детей с нарушениями звукопроизношения. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо.

Низкий уровень учебной мотивации у четырёх учащихся. У этих ребят нет особого интереса к учебе. Внимание непроизвольное. Познавательно - ориентировочный рефлекс снижен. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Данные ученики быстро утомляются, чаще других отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. паузы.

 3. Знание и соблюдение культуры поведения и воспитания учащихся класса

За два с половиной года обучения в школе дети в основном научились обслуживать себя самостоятельно:

- приходить вовремя в школу;

- здороваться с учителями и одноклассниками, родителями;

- готовиться к уроку;

- правильно вести себя на переменах;

- аккуратно одеваться и раздеваться;

- следить за своим рабочим местом и др.

Но не у всех это получается, поэтому командир класса или дежурные напоминают им об этом.

Поведение учеников также бывает разным. Есть дети, у которых сформировалась позиция ученика: они ведут себя хорошо на уроках и в перемену, вежливо общаются с одноклассниками, доброжелательные, умеют договариваться. Есть дети, которым надо постоянно напоминать, объяснять, рассказывать на примерах, что и как надо делать в школе и зачем они сюда пришли. Такие дети эмоционально неустойчивы, нервничают, плачут, порой грубят одноклассникам и учителям. Большую помощь в воспитании таких учеников оказывают лидеры класса, дежурные, учитель и родители.

4. Здоровье

В результате медицинских обследований, было выявлено, что в классе 9 человек могут заниматься в основной группе здоровья, а 5 человек – в подготовительной, из них два ученика инвалида: один с РАС, другой по тугоухости.

Есть различные отклонения в здоровье учащихся: нарушение осанки, сколиоз, глазные заболевания, остеохондроз, неврология, заболевания пищеварительной системы, есть гиперактивные дети, есть дети с замедленной реакцией. Абсолютно здоровых детей практически в классе нет.

Посадка детей за парты осуществляется исключительно по рекомендациям врача, проводятся работы по профилактике различных заболеваний: проветривание кабинета по графику; влажная уборка каждый день; генеральная уборка родителями кабинета 1 раз в неделю; физкультминутки на уроках; различные виды гимнастик и зарядок в течении дня (для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, и др.)

5. Педагогические выводы

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- учащимся класса необходимо продолжать развивать навыки самостоятельности;

- учиться разрешать конфликты не с позиции силы, а с позиции ума;

- учиться договариваться, учиться слушать и слышать своих товарищей и учителей, принимать мнение других;

- продолжать формировать умение работать в группах и парах, совместно выполнять проектную деятельность, развивать коммуникативные навыки;

- необходимо у мальчиков развивать мужские качества поведения;

- продолжать формировать навыки трудового воспитания, ответственного отношения к дежурству по классу и т.д.

Все эти проблемы необходимо выполнять совместно учителю, ученикам и родителям, внедрять педагогику сотрудничества.

Модель ученика – выпускника начальной школы

(в соответствии с ФГОС)

Портрет ученика начальной школы складывается из следующих личностных характеристик:

  • ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • ученик, уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • ученик любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
  • ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • ученик готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • ученик доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • ученик, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
  • ученик социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
  • ученик, выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Внешние и внутренние связи

и отношения воспитательной системы класса

При разработке воспитательной системы учитывались различные факторы влияния на объект воспитания (ученика). Необходимо привести в соответствие эти взаимодействия.

Схема. Внешние и внутренние связи и отношения, входящие в воспитательную систему «Шаг за шагом»

  • Важную роль в воспитании играет привлечение семьи. Только в сотрудничестве с родителями можно достичь высоких результатов в воспитании.
  • Общение со сверстниками в классной среде и с учащимся других классов.
  • Общение с учащимися старшего возраста. На классную группу положительное влияние оказывают шефы из 7-го класса, помощники воспитателей в летнем школьном лагере.
  • Классный руководитель, учителя школы, завучи, директор, психолог, логопед тоже входят в область взаимодействия ученика и являются главными наставниками.
  • Библиотеки, музеи, выставки, театры и кинотеатры оказывают огромную помощь в воспитании. Дети там получают новые знания и учатся трудиться и культурно себя вести.
  • Друзья из ближайшего окружения, руководители кружков, секций, театральной студии и др. обогащают жизнь учащихся.

Социальное сотрудничество оказывает огромную помощь в работе классного руководителя.

Социальный партнёр

Формы совместной деятельности

1) Школьная библиотека,

детская  районная библиотека

Классные часы, интеллектуальные игры, беседы о сохранности книг и пользе чтения и т.д.

2) Спортивные учреждения

Соревнования, акции, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), встречи.

3) Театры, кинотеатры, выставки, музеи

Акции, праздники, классные часы

4) Общественные организации

Акции, выставки, слёты, олимпиады

Механизм функционирования воспитательной системы класса

На первой ступени работы воспитательной системы в классе были приняты совместные правила школьной жизни. Их обсуждали все: учитель, ученики, родители. Дети в процессе проектной деятельности оформили эти правила в виде стенгазет и назвали их «правилами дружбы» (см. рисунки).

Свою школьную жизнь ученики стали сверять с этими правилами. На второй и третьей ступени эта работа продолжается, правила повторяются и закрепляются в виде различных проектов: инсценирование, выпуск «Молний», выступления на классном часу и т.д. На четвертой ступени работы планируется подведение итогов жизни учащихся по этим правилам в виде проектной деятельности.

12344

Воспитательная работа в классе ведётся по 5 направлениям. Все они одинаково важны для детей и способствуют формированию гармоничной личности. В течении первого и второго классов дети узнали много нового об окружающем мире, о жизни в школе, об одноклассниках, о своей Родине, о своей родословной. Они пробуют себя в различных формах проектной деятельности, проверяют умения выполнять различные поручения, совершенствуют умения организовывать различные мероприятия с помощью взрослых и самостоятельно. Уровень самостоятельности возрастает с каждой ступенью воспитательной работы. Дети стараются помогать друг другу, учителю. Родители, учитель и ученики вместе хотят сделать школьную жизнь детей более содержательной и интересной.

Диагностические исследования учащихся 1 – 2 класса

В качестве предпосылок создания воспитательной системы явились результаты исследований детей и родителей класса, которые проводились совместно с психологом школы. Был сделан мониторинг личностного развития учащихся (уровень развития психических познавательных процессов, анализ эмоционально-волевой сферы, изучение психологического климата семьи, линия нравственного развития личности ребёнка). Это было необходимо для выстраивания каждому ученику коррекционной и дидактико-воспитательной работы.

Эффективность воспитательной работы в классе можно проанализировать по следующим показателям:

- прирост основных потенциалов личностного развития ученика;

- сформированность коллективистических отношений в классе;

- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса.

В процессе диагностики у учащихся 1, 2 классов (сентябрь – октябрь, май) были рассмотрены следующие параметры:

- развитие вербально-логического мышления;

- установление логических связей;

- уровень концентрации внимания;

- память, речь;

- степень произвольной регуляции поведения;

- уровень волевой готовности;

- самооценка;

- саморегуляция;

- тревожность;

- агрессия;

- психологический климат семьи.

Данные исследований следующие:

Диаграмма 1. Уровень вербально-логического мышления учащихся (в %)


На диаграмме 1 видно:

- по сравнению с 1-м классом вырос процент учащихся с выше среднего и средним уровнем вербально-логического мышления;

- процент детей с низким и очень низким уровнем развития вербально-логического мышления уменьшился во 2 классе, но он всё-таки сохраняется. У этих детей преобладает наглядное мышление, объём знаний об окружающем мире находится на бытовом уровне. Логическое мышление развивается с трудом.

Диаграмма 2. Оценка успешности учащихся (в %)

На диаграмме 2 видно:

- процент учащихся с высоким уровнем успешности в учебе вырос незначительно: дети легко учатся, хорошо развиты мыслительные операции;

-  значительно вырос – 3 уровень: дети также успешны, но, чтобы стать отличниками, нужно приложить усилия;

- несколько снизился процент учащихся, отнесенных к 2 и 1 уровню успешности: дети с педагогической запущенностью, им труднее даётся обучение.

Таблица 1. Исследование самооценки учащихся

Уровень самооценки

Сентябрь 2018 год

Май

2019 год

Сентябрь

2019 год

Март

2020 год

завышенная

5 %

5 %

5 %

4 %

в норме

76 %

69 %

73 %

78 %

заниженная

19 %

17 %

18 %

15 %

низкая

0 %

9 %

4 %

3 %

Из таблицы 1 видно:

- подавляющее большинство учащихся имеют адекватную самооценку;

- снизился процент учащихся, имеющих заниженную самооценку.

Таблица 2. Исследование саморегуляции

Уровень саморегуляции

Сентябрь 2018 год

Май

2019 год

Сентябрь 2019 год

Март

2020 год

в норме

48 %

58 %

60 %

61 %

ниже

нормы

33 %

25 %

25 %

26 %

низкая

19 %

17 %

15 %

13 %

Из таблицы 2 видно:

- намечается рост уровня саморегуляции учащихся;

- снизился процент учащихся, имеющих уровень саморегуляции ниже нормы и низкий.

Таблица 3. Исследование школьной тревожности

Тревожность

Сентябрь 2018 год

Май

2019 год

Сентябрь

2019 год

Март

2020 год

+ (есть)

19 %

21 %

20 %

19 %

- (нет)

81 %

79 %

80 %

81 %

Из таблицы 3 видно:

- у подавляющего большинства учащихся отсутствует уровень школьной тревожности;

- процент учащихся, испытывающих школьную тревожность несколько снизился и является невысоким.

Таблица 4. Наличие агрессии

Агрессия

Сентябрь 2018 год

Май 2019 год

Сентябрь 2019 год

Март

2020 год

+

19 %

20 %

19 %

18 %

-

81 %

80 %

81 %

82 %

       Из таблицы 4 видно, что агрессивное поведение имеет положительную динамику к снижению.

Таблица 5. Исследование психологического климата семьи

Климат

Сентябрь 2018 год

Май

2019 год

Сентябрь 2019 год

Март

2020 год

АДК

57 %

55 %

56 %

58 %

НПТД

38 %

34 %

33 %

32 %

П\Т, СРК

5 %

11 %

11 %

10 %

АДК – адекватный климат в семье,

НПТД – недостаток психологической теплоты дома,

П\Т – психологическая травма,

СРК – социально-ролевой конфликт

Из таблицы 5 видно:

- в 58% семей - адекватный климат в семье;

- намечается положительная динамика к снижению процента семей с недостатком психологической теплоты дома;

- неустойчивый показатель семей с социально-ролевым конфликтом.

Диаграмма 3.

Исследование коммуникативной компетенции учащихся (в %)

На диаграмме 3 видно:

- большинство учащихся имеет компетентный характер коммуникативной компетенции;

- намечается рост процента учащихся с компетентным характером коммуникативной компетенции.

Согласно представлениям Т. Гордона, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху, без зависимости. Из данного исследования можно сделать вывод, что дети не всегда общаются «на равных», уверенно, бывают агрессивные выпады, оказывающие давление, и пассивное отношение к какой-либо ситуации, и заискивающие взаимоотношения.

Хотя основная масса детей способна участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполнять разные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом.

Анализ диагностических результатов позволяет сделать следующие выводы.

1. Обучающиеся класса имеют недостаточный уровень сформированности базовых ключевых компетенций.

2. По сравнению с 1-м классом у учащихся наблюдается положительная динамика личностного развития.

3. Не все родители обладают достаточным уровнем педагогической культуры.

На основании сделанных выводов выявлены противоречия:

1. Между требованиями ФГОС и уровнем готовности учащихся класса к достижению поставленных целей и задач.

2. Между уровнем педагогической культуры родителей и требованиями ФГОС.

Проведённая диагностика показывает, что несмотря на выявленные противоречия, воспитательная система работает и даёт положительные результаты. Воспитательная система является открытой и в процессе перехода от одного этапа к другому происходит её коррекция и изменение в соответствии с требованиями ФГОС .

Этапы функционирования воспитательной системы класса

Условно можно выделить четыре этапа функционирования воспитательной системы класса:

  1. проектирование (или прогнозирование);
  2. становление;
  3. успешное функционирование;
  4. совершенствование. 

Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа зависит от особенностей класса, возможностей и способностей детей и может совпадать или не совпадать с продолжительность учебного года.

Этап 1 «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

(сентябрь 2018 – май 2019 г.)

- знакомство с учениками класса, изучение личностных особенностей, обучающихся и их родителей;

- создать условия для адаптации учащихся в новом коллективе;

- определить общие цели, перспективы деятельности;

- сформировать деловые отношения в общей деятельности.

Этап 2 «Я и мои друзья»

(сентябрь 2019 – май 2020 г.)

- сплочение детского коллектива, укрепление межличностных отношений;

- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;

- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность

- организация работы актива класса;

- формирование традиций класса.

На этом этапе формируется чувство «локтя», призыв «сделай сам – помоги другому» становится основным девизом жизнедеятельности коллектива.

Этап 3 "Жизнь дана на добрые дела"

(сентябрь 2020 – май 2021 г.)

- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;

 - активно развиваются самоуправленческие начала;

 - актуальны лозунги: «делай как лучшие из нас!», «Твори добро!», «каждый день делай хоть какое-либо маленькое доброе дело»;

Данный этап предполагает стабильность и определённую целостность, благоприятную атмосферу в жизни классного коллектива.

Этап 4 «Я и большой мир»

(сентябрь 2021 – май 2022 г.)

 - находить различные способы совершенствования коллектива, пробовать новые идеи, формы;

 - обобщать лучший опыт жизнедеятельности класса и делиться им с другими классами.

Образно работу воспитательной системы «Шаг за шагом» можно представить в виде рисунка. Мы сажаем семена добра (I этап). Всё, что окружает ребёнка, взращивает эти семена, и появляется небольшой росток (II этап). Мы продолжаем ухаживать за этим ростком, и вот -  это уже небольшое деревце (III этап). Затем оно становится выше и крепче (IV этап). Но так как наша система открытая, то в последующих классах надо продолжать ухаживать за этим деревцем, и оно наполнит мир красотой, радостью, добром.

Годовой цикл мероприятий

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

(сентябрь 2018 – май 2019 г.)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

 Общеинтеллектуальное

- раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;

- формировать любознательность, интерес к знаниям.

Проект: «Расскажи нам о себе», составление калейдоскопа увлечений учащихся класса.

"Мы уже писать умеем" - поздравительная открытка

"Кто лучше считает?" - математический ринг

"Клуб Почемучек" - поисковая деятельность

 Общекультурное

- изучить правила поведения, обязанности и права школьника

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

 - способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

День Знаний «Здравствуй школа»

«Правила поведения в школе»

"Содержи в порядке книжки и тетрадки" - беседа

Конкурс рисунков на асфальте.

Экскурсия в природу «По тропинке осени»

"Помоги братьям меньшим" - акция " Помощь зоопарку"

"Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

"Картинная галерея" - путешествие в мир творчества

"Алло, мы ищем - таланты!" - час творчества

 Духовно-нравственное

- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

Районный конкурс «Восславим женщину – Мать»

Районный конкурс рисунков «Мир глазами детей»

"Ветеран живёт рядом" - изготовление поздравительной открытки

Районный конкурс «Новогодняя открытка»  

"Достопримечательности нашего города" – фотовыставка

Проект «История семьи в истории страны»

Городской конкурс «Зимняя сказка»

"Символика родного края" - беседа

Спортивно-оздорови-

тельное

- воспитание у учащихся мотивации здорового образа жизни;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде;

- формирование личной ответственности за состоянием здоровья;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

Спортивный праздник для детей с ОВЗ стадион «Полет»

Тематические классные часы: «Твой режим дня», «Твой безопасный маршрут в школу», «Подружись с зубной щёткой» и др

"Любимая школа - чистая школа" – экскурсия

«Здоровье - это жизнь!» - конкурс рисунков

"Панорама развивающих курсов"-знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

"Зимние забавы" - спортивный праздник на природе

Социальное

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

- воспитывать   чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.

Викторины, конкурсы: «Учимся играть вместе»

"День рожденья только раз в году!" - праздник

"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" - концерт для мам и бабушек

Акция «День пожилых людей»

 

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2018 – май 2019 год.

Закончился год обучения в школе. Интересно узнать, что понравилось и запомнилось детям и родителям в этом учебном году, а что их огорчило. Было проведено анкетирование детей и родителей.

Анкета для детей:

  1. Что тебя радует в школе?
  2. Что тебя огорчает в школе?
  3. Какое мероприятие тебе понравилось?
  4. Твои пожелания на будущий год.

Анкета для родителей:

  1. Что понравилось в этом учебном году?
  2. Ваши пожелания на будущий год.
  3. Какое мероприятие (дело) Вы могли бы провести в следующем году или принять участие в его подготовке?

Ответы на эти простые вопросы помогли убедиться, что воспитательная работа движется в правильном, позитивном направлении.

Сотрудничество учителя, детей и родителей становится важным фактором в создании воспитательного пространства, где царит добро, дружба, уважение, культ знаний, взаимовыручка и взаимопомощь, каждый ребёнок в классе принимается таким, какой он есть.

Но остались проблемы, над которыми предстоит работать на следующем этапе:

- продолжать формировать сознательную дисциплину и культуру поведения, речи учащихся;

       - продолжать работу по сплочению коллектива, через активизацию деятельности каждого ребёнка.

       -   осуществлять более тесное взаимодействие семьи и школы.

Ожидаемые результаты.

Реализация программы предполагает, что к концу 2 класса мы можем получить следующие результаты:

  1. социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
  2. приобщение к здоровому образу жизни;
  3. раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;
  4. укрепление гражданской позиции;
  5. стремление к самореализации.

«Я и мои друзья»

(сентябрь 2019 – май 2020 г.)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

 Общеинтеллектуальное

- раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;

-формирование чувства «мы».

Проект: «Сочиняем сказки о дружбе».

Праздник первой отметки - утренник

Экскурсия в шоколадную галерею.

Конкурс «Я открываю Н.Н» текст творческой экскурсии «Дорога от дома до школы»

 Общекультурное

- приобщать учащихся к сокровищам общечеловеческой  культуры

 Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира».

Участие в фестивале среди детей с ОВЗ «Нижегородская краса»

Конкурс рисунков «Мир глазами детей», «Животные лесов России», Новогодний серпантин и др.

Фольклорные праздники: «Масленица» и др

Конкурс декоративно-прикладного творчества  «Свет Рождественской звезды»,

 Духовно-нравственное

- воспитывать гордость за свою страну, знать её историю

Проект: «И помнит мир спасенный» (продолжение сбора материала о родственниках - участниках ВОВ).

Городской мега-проект «Материнская слава»

Районный проект «Сыны Отечества»  

Епархиальный фотоконкурс к дню памяти святых жен-мироносиц  

Классные часы «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков.

Спортивно-оздорови-

тельное

- формировать понимание значимости здоровья в жизни;

Каждый ученик знакомит класс со своей зарядкой «Моя зарядка», «Умная перемена».

«Твой безопасный маршрут в школу»- маршрутный лист

Социальное

- учиться правильно оценивать себя и быть объективным в оценивании других

Проект: «Живём по правилам дружбы»

Тематические классные часы «Умеешь ли ты дружить», «Ты и твои обязанности», «Поведение в общественных местах», «Правила поведения в школе» (выпуск газет, открыток, комиксов). Участие в выставке технического творчества.

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2019 – март 2020 года.

По окончании второго этапа воспитательной работы было проведено анкетирование детей и родителей. Классный руководитель совместно с родительским комитетом изучили пожелания детей и родителей класса на основании которых были сделаны следующие выводы:

- большинство детей способны осуществлять коллективную творческую и познавательную деятельность, хотя не у всех это получается;

- активное участие в жизнедеятельности класса принимают родители;

- в классе появились традиции: празднование дня именинника, Дня победы, «Дары осени», «Новогодние ёлки» и др.

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает, что к концу 3 класса мы должны получить следующие результаты:

  1. дальнейшее укрепление гражданской позиции каждого ученика;
  2. стремление к самореализации, к самостоятельности;
  3.  приобщение к ЗОЖ;
  4. раскрытие творческого потенциала в индивидуальной и коллективной работе;
  5. дальнейшая социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
  6. дальнейшее вовлечение родителей в воспитательную работу класса.

Промежуточный анализ 2 этапа воспитательной работы «Шаг за шагом», проведённой во 2 «В» классе (2020 год)

На данном этапе ставились следующие задачи:

  1. дальнейшее сплочение коллектива класса;
  2. развитие и формирование самоуправленческих навыков;
  3. формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

В Ш четверти 2-го класса были проведены промежуточные диагностики:

Диагностическая методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе».

Каждый ученик должен был подготовить один кадр о нашем классе, чтобы получился мультфильм.

Ребята рисовали самостоятельно без подсказок и коррекции учителя. Кадры потом склеиваются, и ребята озвучивают свой кадр. Эта методика позволила получить много информации о классе:

  1. Какие сцены и факты из жизни класса повторяются;
  2. Какие имена чаще называются в кадрах мультфильма;
  3. Какая эмоциональная окраска фильма – злая, добрая, смешная, грустная и др.;
  4. Какие проблемы поднимает мультфильм.

Мультфильм получился смешным и добрым, без драк, ссор, оскорблений. Ребята рассказывали о своей школьной жизни, какие уроки им нравятся, что любят делать после уроков.

Учащимся предлагалось дома написать сочинение на тему по выбору: «Если б я был бы учителем», «На каких уроках мне не бывает скучно».

Анализ сочинений показал, что многие написали о своих любимых уроках: математики, окружающего мира, физкультуры, ИЗО. Стало понятно, что труднее всех даётся им русский язык. Он требует много сил.

Дети в сочинениях высказали своё доброжелательное мнение о школе.

Методика изучения личности учащегося и коллектива Н. Шишковой.

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) личностных качеств. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующую нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка будет низкой.

Было проведено анкетирование учащихся: «Качества личности, которые надо вырабатывать в себе, чтобы достичь успеха».

Отношение к природе

  • Любовь к животным;
  • Любовь к растениям;
  • Бережливое отношение

Любознательность

  • Люблю получать новые знания;
  • Люблю читать;
  • Правильная организация своего времени;
  • Хочу хорошо учиться

Прилежание

  • Внимательность;
  • Собранность;
  • Аккуратность;
  • Бережливость;
  • Старательность.

Поведение

  • Выдержанность;
  • Доброжелательность;
  • Активность;
  • Справедливость

Гражданские качества

  • Патриотизм;
  • Соблюдение законов и правопорядка;
  • Я – гражданин России;
  • Сопричастность

Оценивание проводится по пятибалльной системе:

5

всегда

4

часто

3

редко

2

никогда

1

другая позиция

По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет пять оценок. Затем из пяти оценок вновь выводится среднеарифметическое значение. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

Уровень

4, 5 – 5

высокий

4 – 4, 4

хороший

2,9 – 3, 9

средний

2 – 2, 8

низкий

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса.

Качества личности

Средний балл

Уровень

Отношение к природе

4, 2

хороший

Любознательность

4, 3

хороший

Прилежание

3, 8

 средний

Поведение

3, 9

средний

Гражданские качества

4, 6

высокий

Сводные данные по классу

4, 1

хороший

Как показывают результаты анкетирования учащихся: у них в основном хороший уровень воспитанности. Дети начинают задумываться о себе, о своём месте в мире, начинают осознавать свой образ, что делают хорошего, плохого, какие у них есть качества характера, какие из них положительные, какие отрицательные, как они относятся к природе, к друзьям, к школе, что интересует их в жизни.

Выводы:

Результаты методик показывают, что дети достаточно нравственно воспитаны, на первом месте по значимости такие ценности, как любовь к родным, Родине, дружба, взаимовыручка, гордость за страну, ответственность за свои поступки.

Коммуникативные навыки также сформированы, дети хорошо общаются между собой.  Дети с РАС и ЗПР стали общаться больше в этом году, вместе играть.

Диаграмма 4. Совместная деятельность детей и родителей (в %)

На диаграмме 4 видно:

- снизился процент учащихся, выполняющих домашние задания с родителями;

- вырос процент семей, в которых родители стали интересоваться школьной жизнью;

- вырос процент семей, участвующих в совместных походах, поездках.

Выводы:

Родители стали больше внимания уделять детям, разговаривать о прожитом, вместе ходить в походы. Их интересует классная жизнь.  

"Жизнь дана на добрые дела"  

(сентябрь 2020 – май 2021 г.)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

 Общеинтеллектуальное

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Экскурсии в школьную библиотеку и детскую областную библиотеку.

Игра-путешествие «Космические загадки»

 Общекультурное

- формирование навыков общения, культуры поведения

Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Фольклорные праздники: «Масленица» и др.

 Духовно-нравственное

- формировать гражданско-патриотические качества личности, нравственных представлений о себе в обществе.

- учить любить и беречь природу

Участие в конкурсе «Сын. Отец. Отечество».

Конкурс пословиц о Родине «Родина — мать, умей за нее постоять».

Экскурсия в природу «Весна идет, весне дорогу!»

"Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку

Классные часы, посвящённые героям войны, детям – участникам войны.   «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков.

Спортивно-оздорови-

тельное

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

«Воскресный день здоровья» (прогулка в парке всей семьёй).

Классные часы «Опасности тонкого льда», «Твоё любимое животное», «Твоя безопасность в школе и дома», «Как оказать первую медицинскую помощь» и др.

"Полезные привычки" – викторина.

"Весёлые старты" - спортивный праздник

Социальное

- воспитывать умение делать свой правильный жизненный выбор, нести за него ответственность

"Имею право. Мои права" – игра

"Жизнь дана на добрые дела" - круглый стол в кругу друзей

Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2020 – май 2021 года будет проведен в мае 2021 года в виде анкетирования и -сочинений, других методик.

Ожидаемые результаты:

  1. развитие творческого потенциала учащихся и их родителей;
  2. совершенствование самоуправления в классе;
  3. привитие ЗОЖ;
  4. воспитание патриотизма, укрепление гражданской позиции;
  5. дальнейшее развитие самостоятельности и самообслуживания;
  6. раскрытие нравственного потенциала учеников и их родителей.

«Я и большой мир»

(сентябрь 2021 – май 2022 г.)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

 Общеинтеллектуальное

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Литературная викторина

Предметные олимпиады

Цикл бесед «Жизнь замечательных людей»

«Книжкины именины» -«Международный день детской книги»

 Общекультурное

Привитие любви и интереса к общечеловеческим ценностям, учить видеть прекрасное вокруг себя.

"Правила хорошего тона" - учебная игра

Проводы зимы - праздник "Масленица"

"Школьный двор - лучший двор" - трудовая акция

Цикл бесед «Государственная символики России»

 Духовно-нравственное

- обучать пониманию смысла человеческого существования

- воспитывать любовь к своей семье, родным и близким, к малой родине.

"Сделай мир добрее" -  акция

Конкурс фотографий «Зову тебя Россиею, единственной зову»

Помоги пернатым друзьям – акция.

Проект: «Прекрасен мир в глазах ребёнка» (выставка фотографий и рисунков, газет).

Классные часы «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков.

Спортивно-оздорови-

тельное

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Береги здоровье смолоду" - конкурс семейных плакатов.

"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" - театрализация

Социальное

Формирование у детей нравственной гражданской позиции, которую они могут отстоять.

"Сотвори солнце в себе" - акция добра

Цикл бесед «Они отстояли победу»

Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки

На всех этапах применяются следующие способы реализации воспитательной системы:

- конкурсы,

- проекты,

- КТД,

- встречи,

- игры,

- концерты,

- экскурсии,

- творческие мастерские,

- психологические тренинги (тимбилдинги),

- дебаты,

- диспуты и т.д..

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2021 – май 2022 года будет проведен в мае 2022 года в виде анкетирования, сочинений и творческих работ, с использованием методик Н.Шишкиной и др..

Ожидаемые результаты:

  1. коллектив класса стремится к поиску новых перспектив на основе традиций, сохраняемых и передаваемых учащимися;
  2. коллектив родителей также сформирован и готов поддерживать учеников в среднем звене;
  3. создания образа пятиклассника на основе нравственных правил, осознающего свою социальную роль в классе, семье, обществе.

Управление жизнедеятельностью классного коллектива

Детское самоуправление

Начиная с первого класса учитель воспитывает в детях навыки самоуправления: распределяет поручения, выбирает ответственных за какое-либо дело, осуществляет контроль и приучает к самоконтролю и т.д. Это очень важно для воспитательного процесса, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, решая какие-либо задачи, учатся самостоятельности, ответственности за порученное дело.

Организация классного самоуправления

Воспитательная система называется «Шаг за шагом».  С первого класса мы осваиваем навыки самоуправления: распределяем поручения по желанию. Дети делятся на группы по интересам: «Друзья природы», «Книголюбы», «Любители чистоты и порядка», «Санитары», «Затейники», «Консультанты», «Редколлегия». У каждой группы важные обязанности, за которыми следит ответственный ученик  (лидер группы). Работая в этих группах, дети получают различные знания, умения и навыки, которые используют в жизни. На стенде «Классная жизнь» ученики пишут заметки о проделанной работе, делая акцент на положительных моментах.

По итогам года самые активные ученики награждаются отличительными знаками: «Лучший друг природы», «Лучший книголюб», «Лучший санитар» и т.д.

Во втором классе структура самоуправления изменилась: класс был разделён на 3 отряда, в каждом отряде был избран свой командир, а также командир класса (методикой социометрии). Теперь в каждом отряде выбираются ответственные за то или иное дело, сами дети вместе с лидером оценивают выполнение поручений, назначают дежурных, помогать могут все члены отряда, если кто-то не справляется. Члены отряда могут организовывать и проводить для ребят класса конкурсы, викторины и другие мероприятия. В конце каждой недели командиры отрядов докладывают классному руководителю о работе своих отрядов, за успехи самые активные учащиеся получают баллы в рейтинг учащихся класса. В конце года те учащиеся, которые набрали большее количество баллов, получают грамоты, призы. По такому же принципу строится работа в 3 и 4 классах. Командир класса и командиры отрядов составляют актив класса. Они могут переизбираться по различным причинам.

Классный руководитель совместно с активом класса корректируют систему управленческих начал, проводят усложнение индивидуальной и коллективной деятельности младших школьников, вносят изменения в систему заданий и требований к учащимся по мере их взросления.

Родительское самоуправление.

Важную роль в работе воспитательной системы играет коллектив родителей класса. На первом собрании мы решили, что все родители будут принимать участие в жизнедеятельности класса, поэтому они разделились на 3 группы. Ежегодно в родительском комитете работает одна из групп. Даже если родители прекрасно справились со своими функциями, на следующий год всё равно выбирается другая группа родителей. Такая форма работы даёт положительные результаты.

Во-первых, каждый родитель пробует себя в роли организатора жизнедеятельности детей. Во-вторых, снимается напряжённость во взаимоотношениях родителей. В-третьих, дети просто счастливы, что их родители помогают классу. Это способствует сплочению детей с родителями.  

Итак, родительский комитет избран. На первом его заседании мы распределяем обязанности и выбираем:

- трудовой сектор (помощь в поддержании чистоты в кабинете, составление графика дежурств родителей, украшение класса, помощь в ремонте мебели и т.д.);

- финансовый сектор (помощь в покупке канцтоваров, призов, грамот для детей и т.д.);

- культмассовый сектор (помощь в организации праздников, экскурсий, походов в театры, в музеи, на выставки, помощь в выпуске газет и т.д.);

- здоровьесберегающий сектор (дезинфекция кабинета во время карантина, каникул, обновление аптечки класса, пошив ватно-марлевых повязок для детей и т.д.).

Совместно с родительским комитетом мы обсуждаем и планируем дальнейшую воспитательную работу, вносим коррективы, проводим анкетирование и т.д.

Чётко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса.

Формы взаимодействия классного руководителя

с родителями учащихся:

         В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. 

Формы    работы с родителями:

        - родительские собрания;

        - индивидуальные консультации;

        - посещение на дому;

         -тематические консультации;

        - родительские чтения;

        - проведение совместных праздников;

       - общешкольные родительские собрания  

Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

Подготовительный период

май

Условия приёма детей в 1 класс.

администрация школы, учитель

июнь

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.

администрация школы, учитель

1 класс

сентябрь

 «Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе.

учитель

октябрь

 Младший школьник: особенности развития.

учитель

декабрь

 Мотивы учения младших школьников.

учитель

февраль

 Игра и игрушка в жизни младшего школьника.

учитель, психолог

апрель

Поощрения и наказания детей в семье.

учитель

май

Перелистывая страницы учебного года.

учитель

2 класс

I четверть

Особенности учебников, по которым учатся дети и первые уроки школьной отметки.

учитель

II четверть

«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».

учитель

III четверть

 Умеете ли вы любить своего ребенка? О разумной родительской любви.

учитель

IV четверть

 Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

учитель

3 класс

I четверть

Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем

учитель

II четверть

«Здоровье наших детей в наших руках». Положение о пользовании средствами мобильной связи и другими портативными электронными устройствами

учитель, врач

III четверть

Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка

учитель, библиотекарь

IV четверть

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

учитель

4 класс

I четверть

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

врач, учитель

II четверть

Психологическая поддержка ребенка

учитель

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

учитель

IV четверть

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

учитель

Диагностика эффективности функционирования воспитательной системы.

       С помощью диагностики можно определить «актуальный уровень развития» ребёнка, его потенциальные возможности, найти зоны «ближайшего развития», провести коррекцию в сознании и поведении, предотвратить проблемы, а также получить необходимую и достоверную информацию о сформированности классного коллектива, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

В своей деятельности я использую различные методы изучения детей и родителей. Вот некоторые из них:

- предварительное изучение;

- анкетирование;

- наблюдение;

- мониторинг;

- метод проекта;

- тестирование;

- социометрия;

- групповая и индивидуальная оценка;

- микроисследование.

Использование различных методик и технологий

Воспитательная задача

Критерий

Методика исследования

1)Формирование комфортного сосуществования в коллективе

Сформированность классного коллектива, уровень сплочённости

Наблюдение, анкетирование «Кого можно назвать другом», методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе», метод проекта и др.

2)Способствовать формированию нравственной личности

Сформированность нравственного потенциала

Наблюдение, методика «Цветик-семицветик» И. Витковской, методика изучения личности и коллектива Н. Шишкина, методика неоконченных предложений, тест Н. Щуровой «Размышления о жизненном опыте» (адаптированный к начальной школе) и др.

3)Приобщение к здоровому образу жизни

Сформированность физического потенциала

Медицинский анализ состояния здоровья детей, педагогическое наблюдение, выполнение нормативов на уроках физкультуры, статистический анализ занятости детей в спортивных секциях и др.

4)Формировать активную жизненную позицию, способствовать раскрытию творческого потенциала

Сформированность эстетического, коммуникативного, творческого потенциала

Метод проекта, педагогическое наблюдение, методика Л. Бойбородовой «Исследование мотивов участия в совместной деятельности», тесты, смотры, конкурсы, мини-сочинения, рисунки и др.

Изучение психологического климата семьи.

Анкетирование родителей: «Удовлетворенность работой образовательного учреждения», тест-опросник: «Анализ семейной тревоги» и др.

Основным показателем эффективности, действенности воспитательной системы является комфортное существование ребёнка в школе и дома, развитие его личности, включенность его в деятельность, его личностные ценности.

Ожидаемые результаты

В конце 4 класса мы предполагаем получить следующие результаты:

1) становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни; способности решать все проблемы с позиций добра;

2) хорошую социализацию ребёнка, умение сосуществовать в коллективе, осознание своей роли;

3) приобщение к здоровому образу жизни;

4) раскрытие творческих способностей и их демонстрации;

5) сотрудничество родителей, учащихся, учителя, укрепление и сохранение традиций класса.

Образ выпускника начальной школы.

Девочка и мальчик с цветами - Девочки - Картинки PNG - Галерейка

   

Любовь к своему народу, истории, стране

Признание себя, своего «я»

Любовь и верность семье

Стремление к совершенствованию

Здоровый образ жизни

Культура общения и поведения

Духовность, нравственность,

толерантность

Уважение к труду, творчеству

Совершать свои поступки с позиции добра

Средства реализации воспитательной системы класса

Для работы воспитательной системы используется каждая минута жизни ребёнка в школе – это урочное и внеурочная деятельность.

Конечно, все внеклассные мероприятия проводятся в выходные дни или после уроков. На них присутствуют многие члены семей учащихся, любят посещать их не только родители, но и бабушки, дедушки.  

К традиционным внеклассным мероприятиям относятся:

- День именинника;

- День матери;

- День защитника Отечества;

- Фольклорный праздник;

- Праздник «23+8»;

- День Победы;

- Встречи с ветеранами ВОВ;

- Концерты и т.д.

Походы в театры, в музеи, на выставки очень нравятся детям и родителям. Они любят пообщаться в неофициальной обстановке. После этого в классе проходит выставка рисунков, написание сочинений об увиденном.

Акции, смотры, конкурсы, тематические классные часы, беседы, коллективные творческие дела, проекты: «Правила дружбы», «Герб класса», «Расскажи нам о себе», «Моя родословная», «Спасибо за Победу», «Мир моих увлечений», психологические тренинги- всё это любят ученики. Часто в этом помогают родители.

Традиционными стали экскурсии: «Нижегородский валенок», «На фабрику ёлочных игрушек», на хлебозавод, в парки и др. Дети узнают много нового и интересного, учатся вести себя в общественных местах.

На тематические классные часы к нам часто приходят родители. Они рассказывают о своих профессиях, увлечениях, читают детям книги с продолжением, проводят викторины. Это сближает детей и родителей.

Дети любят спортивные соревнования, хотя некоторые сильно переживают, когда их команда проигрывает, но мы учим радоваться успеху других, тогда и их успеху порадуются. Дети по выходным или после школы любят гулять вместе с родителями в парке. Это также сближает коллектив. У них там появляются свои интересные дела, и они рассказывают о них в классе. Мы учимся слушать, не перебивать одноклассников, но и они должны рассказывать кратко и понятно.

Как показывает опыт, все мероприятия способствуют сплочению детского и родительского коллективов. Воспитательная система «Шаг за шагом» работает эффективно. Мы стараемся сделать мир добрее и найти себя в этом мире.

Очень хочется надеяться, что на 4 этапе нашей воспитательной системы не будет сбоев, и работа продолжится в последующих классах. Система будет развиваться, улучшаться, совершенствоваться, так как общество всегда нуждается в хороших делах, традициях, а главное - в умных и добрых людях, любящих свою Родину и знающих свои корни.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя.- СПб., 2003.
  2. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.- М.: Владос-Пресс, 2001.
  4. Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова – М.: Творческий центр «Сфера», 2005
  5. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике// Педагогика. 2007.№10.-с.38-47.
  6. Классный руководитель в школе / научно-методический  сборник.- Н.Новгород, 2007,- 120 с.
  7. Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса. Теория и практика», М, 2005
  8. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод.пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
  9. Щуркова Е.Н. Классное руководство. Теория, методика, технология. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...

Программа воспитательной работы "Вместе весело шагать..."

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...

Воспитательная система класса "Шаги к успеху"

Принимала участие в конкурсе "Классный руководитель"...

Воспитательная система класса "Вместе здорово шагать"

С этой воспитательной системой я выступала на конкурсе "Самый классный классный" в 2009 году...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

Воспитательная система "шаг за шагом"

Система воспитательной работы...