Классный час в системе личностно-ориентированного обучения. Из опыта работы
статья

Теленкова Елена Хайдаровна

Выступление на педагогическом совете 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Одна из основных форм внеклассной воспитательной работы - классный час. Каким ему быть – решают  учитель и ученики, и тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится интересной и нужной каждому. Рождается новый тип классного часа - личностно-ориентированный. Именно о нем и пойдет речь.

В проведении личностно-ориентированного классного часа основная роль отводится ребёнку. Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать. Личностно-ориентированный классный час даёт каждому ребёнку проявиться, как личности, показать свои возможности.

Проведение таких классных часов требует серьезной предварительной подготовки.  

 Шаг первый- это,конечно, выбор темы. Такие методики, как мозговой штурм, метод анкетирования и опроса не очень подходят для начальной школы. Я хотела бы рассказать, как мы в начальной школе, определяем тематику классных часов.

В 1 классе детям раздаю вырезанные из бумаги лепесточки и предлагаю написать  или нарисовать на лепестке то, о чем они хотели бы поговорить, что узнать, что бы им было интересно обсудить. Составляется цветок, который весь учебный год будет находиться на классном стенде. Учитель изучает то, что предлагают дети, обобщает, систематизирует. Так выбираются темы классных часов. Затем находим тех, кому ещё будет интересна эта тема, так создается группа детей, которые будут активными помощниками учителю, при подготовке и проведении классного часа.   Темы и вопросы для обсуждения дети предлагают самые разные: от общих и больших тем

« История России» до более конкретных узких тем. Например, один ученик предложил тему « Тигры».

В портфолио, которое дети начинают заполнять в 1 классе, есть страничка «Мир моих интересов». Учащиеся вместе с родителями заполняют страничку, где рассказывают о своих увлечениях, интересах, а классный руководитель анализирует полученную таким образом информацию и также использует её при составлении тематики классных часов.

Так учащийся, очень увлечённый шахматами, не только подготовил и провел классный час об истории создания этой игры, но и в дальнейшем провёл в классе шахматный турнир. Дети очень любят говорить о своих увлечениях. При подготовке серий классных часов «Мир моих увлечений» использую  методы как индивидуальной, так и групповой деятельности. Здесь может быть выступление одного ребёнка, например один учащийся рассказал о своём увлечении марками, принес свою коллекцию и рассказал о самых интересных экземплярах и о том, с чего началось его увлечение, а на следующий классный час  три ученика объединились в группу и подготовили сообщение с презентацией о нумизматике, показали свои коллекции монет.   Разумеется, что не остается без дела и классный руководитель. Специфика начальной школы, а именно возраст детей, в том, что полностью самостоятельно они не могут подготовиться и провести классный час. Учитель не только готовит свое выступление, например, об истории создания почтовых марок, но и выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа.  

Во 2 классе во время первой встречи с учащимися проводится классный час « Школьный дом, который построим МЫ!». Из кирпичиков, каждый из которых имеет своё название, строим дом. Кирпичики называются «Кирпич Дружбы,  кирпич здоровья, чистота, взаимопонимание, юмора и т.д. других» В конце каждый ученик выбирает тот, который по его мнению является самым важным и размещает на него свою фотографию. В дальнейшем, когда планируются темы классных часов, и начинается подготовка к ним, учитель привлекает именно тех детей, для кого данный вопрос  более интересен.

  1.  Методику «Незаконченное предложение» применяю в 4 классе, когда дети более взрослые и сами могут сформулировать проблему. Детям  предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

- С а м а я  г л а в н а я  п р о б л е м а  в  н а ш е м  к л а с с е - э т о . . .

-Больше всего меня волнует проблема ...

 -Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить такую проблему, как ....

Наиболее часто встречающиеся проблемы и будут темами новых классных часов и дети их определившие, будут привлекаться к подготовке и проведению данного классного часа. Так в 4 классе провели классный час «Конфликты и пути его решения», где группы детей подготовили сценки из школьной жизни и все вместе обсуждали эти жизненные ситуации  и пути безконфликтного выхода из них.

         В «День науки», который традиционно проводится в нашей начальной школе, на классном часе говорим о том, какие области науки интересны детям. Дети объединяются в группы по интересам «Астрономия», «Биология», «Математика», «История», «Русский язык», «Химия» и т.д. Каждая группа под руководством учителя и с помощью родителей готовит что-то своё. Дети, интересующиеся биологией, подготовили викторину, а родители помогли организовать лекторий « В мире птиц». Те, кто интересуется историей, подготовили и провели в классе игру «Что? Где? Когда?», выступили перед классом со своими проектами «Дети-герои войны», «Блокада Ленинграда» и т.д.

        Конечно, большими помощниками в подготовке и проведении классных часов, являются родители. Они помогают  в оформлении, в подборе материала, репетируют с детьми разные сценки, сами выступают на классных часах.

      Личностно-ориентированный классный час даёт каждому ребёнку проявиться, как личности, показать свои возможности.  А педагог старается сделать все для того, чтобы классный час полезным и интересным для большинства учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...