Внеурочная деятельность в школе в условиях реализации ФГОС НОО.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Царябина Ирина Геннадьевна

Внеурочная деятельность-составная часть учебно-воспитательной работы школы,одна из форм организации досуга обучающихся. Представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся и подготовки их к жизни.Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием школьников, в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся и включения их в спортивную,художественную,эколого-биологическую, техническую и другую деятельность. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Дополнительное образование школьников предполагает реализацию дополнительных образовательных программ.Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования предусмотрена в ФГОС.Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам,возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в школе в условиях реализации ФГОС НОО.

Автор : Царябина Ирина Геннадьевна, учитель английского языка МБОУ « Школа № 93» г.Нижнего Новгорода;

Организация : Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение « Школа № 93» ( МБОУ  « Школа № 93»).

Населённый пункт : г. Нижний  Новгород.

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся .Начальное общее образование как первая ступень в развитии, обучении и воспитании ребёнка играет важную роль в обеспечении стартовых возможностей для продолжения образования. Начальная школа служит базой, фундаментом для всего последующего обучения и социальной адаптации личности. Для достижения новых результатов в школе должна быть создана целостная развивающая образовательная среда, которая объединяет урочную и внеучебную деятельность детей, реализованы деятельностные формы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий обучающихся по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, направленной на решение задач воспитания и социализации. Под внеурочной деятельностью  в рамках реализации ФГОС  следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В качестве реализации внеурочной деятельности в  школе можно выбрать  модель дополнительного образования.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, игровую, спортивно-оздоровительную ,познавательную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Выбранная модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа   предполагает  равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных  внеурочных  занятий со школьниками (10 ч в неделю  в рамках ФГОС. Основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования в формате деятельности школы происходит с учетом возможностей учреждений дополнительного образования, непосредственно  расположенных в микрорайоне  Учреждения и предполагает кооперацию деятельности с другими учреждениями дополнительного образования, расположенными в районе и городе.

Эта модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса.

 Каждый вид внеклассной деятельности: творческий, познавательный, спортивный, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

     Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций,  викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. 

                        Цель внеурочной деятельности:

 Создание условий, которые обеспечивают активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 

Задачи:

1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно  с общественными организациями, библиотекой, семьями обучающихся.

2.Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.

3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

5.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни.  

6.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

7.Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

Принципы  организации внеурочной деятельности в школе:

  • Соответствие возрастным особенностям обучающихся, учёт их психологических  особенностей.
  • Опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности.
  • Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  • Реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы.
  • Использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Ориентиром в организации внеурочной деятельности в школе являются запросы родителей, интересы и склонности педагогов.

Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.

Согласно ФГОС НОО в Учреждении внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

Направление

Общее количество часов

1

Спортивно – оздоровительное:                                        

2

Художественно-эстетическое:                                        

3

Гражданско-патриотическое:                                        

4

Проектная деятельность:                                                    

5

Научно-познавательное:                                                  

ФГОС предлагает рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  • Работа спортивных секций.
  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках  игровых моментов, физкультминуток.
  • Проведение бесед  «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».

2. Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий,  утренников, поделок и творческих работ обучающихся.
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида обучающихся, культуре поведения и речи.
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.

3. Гражданско-патриотическое:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества».
  • Выставки рисунков.
  • Встречи с участниками «горячих точек»;
  • Тематические классные часы;
  • Подготовка к участию в военно - спортивной игре «Зарница»
  • Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
  • Конкурсы рисунков.
  • Конкурс патриотической песни.

4. Проектная деятельность:

  • Проведение бесед, продуктивных (инновационные) игр;
  •  Эксперименты, наблюдения,  коллективные, групповые и индивидуальные исследования,
  • Коллективные путешествия

5. Научно-познавательное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии,  деловые и ролевые игры .

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

          Управление  программой  осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление  любой инновационной деятельностью идёт  по следующим направлениям:

  •  организация работы с кадрами;
  • организация работы с ученическим коллективом;
  •  организация работы с родителями, общественными организациями,
  • мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований,  диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения  обучающимися образовательных результатов;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру ;
  • удовлетворенность обучающихся и  родителей жизнедеятельностью школы.            

Объекты мониторинга:

  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы.
  2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.
  3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями.
  4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
  5. Вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне его.
  6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений.

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения.
  2. Формирование  основ здорового образа жизни.
  3. Приобретения знаний об истории своей семьи и Отечества; об основах разработки социальных проектов; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
  4. Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности.

Приложение.

Индивидуальная карта внеурочной деятельности обучающегося   ___ класса

Ф.И.О обучающегося__________________________________________________________

Ф.И.О. родителей______________________________________________________________

______________________________________________________________________

Адрес  проживания и контактный телефон:______________________________________________________________

________________________________________________________________

Вид внеурочной деятельности

Занятость

Количество часов в неделю

1.

Какой курс внеурочной деятельности посещает

Расписание (день недели, время)

2.

Какой кружок, секцию посещает в школе

Расписание (день недели, время)

3.

Какой кружок, секцию посещает вне школы, где

Расписание (день недели, время)

4.

Мероприятия по направлениям внеурочной деятельности

ИТОГО:

Список использованной литературы.

1.Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 c.
3.Нечаев М.П. Номенклатура дел классного руководителя. Учебно-методическое пособие.-М.: УЦ « Перспектива»,2013.156 с.

4. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 128 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.

Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....

Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, о...

: «Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

  Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится еще одно  звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Од...

Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности...