патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы
статья

Белоусова Валентина Николаевна

Патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с.Холманка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                                        Выполнила: Белоусова В.Н.

                                                                                        учитель начальных классов

                                                2020 год

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:

  • любовь к своему народу, краю и Родине;
  • уважение и принятие ценности семьи и общества;
  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.

Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.

 В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Работая учителем начальных классов более 36 лет, я пришла к выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе. Вот какое пространство для воспитательной работы с младшими школьниками я определила.

П – права и обязанности граждан;

А – активный образ жизни

Т – толерантность

Р – радость открытий и познаний

И – изучение истории  своего народа

О – ответственность

Т – трудолюбие

И – искренность

З – здоровый образ жизни

М – мужество, милосердие

       Таким образом, цель работы по воспитанию патриота страны – это  развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

       Задачи патриотического воспитания младших школьников  включают:

  • формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях;
  • бережного отношения к жизни и ко всему живому;

•        прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к          труду другого человека;

•        воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;

        Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре  основных компонента:

  • Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.
  • Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.  
  • Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
  • Участие в мероприятиях различного уровня.

В работе использую проектную и исследовательскую деятельность, направленную на самостоятельное добывание  знаний  по  истории нашего села, семьи.

Формы работы самые разнообразные:  классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

  Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике, есть много познавательного материала, на основе которого можно воспитывать маленьких патриотов. Начиная с 1 класса, в свою работу  включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира.

 Уже в «Азбуке» под редакцией В.Г. Горецкого у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Уже с первых страниц мы знакомимся с русскими богатырями, царём Петром и городом на Неве , столицей нашей Родины - Москвой. Узнаём, почему в  нашей стране такие  государственные символы, что они  означают.

Или возьмём учебник по окружающему миру А. А. Плешакова. Во 2 классе мы  изучаем темы «Достопримечательности  Москвы и Санкт – Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которым любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только  к   прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.

Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём  учебник по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихов о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах учащихся.                                                       На уроках русского языка, автор Т.Г. Рамзаева, очень много упражнений  с патриотической направленностью. Например, когда дети работают над изложение по тексту «Ёлки в блокадном Ленинграде», в классе не остается ни одного равнодушного ребёнка.

Внеурочная работа по патриотическому напрвлению ведётся по следующим  направлениям:

1.Историко – краеведческое – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

        2. Гражданско-правовое направление – формирование гражданской позиции.

По этому направлению проводятся беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России».

Участвовали в акции «Посылка солдату», «Дети – детям»

3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).

4. Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» , «Весёлых стартах».

На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

По окончании учебного года мы ходим в поход вместе с родителями .

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Больше всего ребятам нравятся сезонные экскурсии-прогулки. Учимся любить и беречь красоту родной природы, знакомимся с многообразием   родной  природы.

Дети участвуют в конкурсах исследовательских проектов и занимают призовые места.

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. О военных профессиях ребята узнают и в рамках нетрадиционных уроков, встречи с воинами – афганцами также оставляют незабываемый след в памяти детей.

А как же без трудового десанта! Акция «Чистое село» не оставляет никого в стороне.

7. Семейное направление –  утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Естественно, что вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий  настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».

По итогам работы провожу диагностику, направленную на выявление уровней воспитанности у моих воспитанников.

Литература:

1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т. 2. — с. 160.

2. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т. 2.: — М.: Педагогика,

1977. С. 14.

3. Ожегов, С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. —

М.: Азбуковник, 1998. — 944 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание младших школьников" из опыта работы

Доклад рассказывает оработе учителя по теме "Экологическое воспитание младших школьников". Приведятся  несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего ...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников из опыта классных руководителей"

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов"....

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, лю...

Изучение природы родного края в патриотическом воспитании младших школьников. (из опыта работы)

Этот материал поможет моим коллегам в организации походов, экскурсий , в изучении родного края (малой родины)...