Роль внеклассных мероприятий и системы дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся
статья (4 класс)

Чемоданова Оксана Анатольевна

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx119.36 КБ

Предварительный просмотр:

Чемоданова О. А.,

учитель начальных классов

МБОУ «ЦО № 19» г. Тулы

Роль внеклассных мероприятий и системы дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся

 

В процессе осуществления любой формы воспитательной работы мы используем пошаговый комплекс действий классного коллектива:

  • Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия
  • Разработка композиции предстоящего мероприятия
  • Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного
  • Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы
  • Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию
  • Проведение мероприятия
  • Итоговое обсуждение реализации мероприятия

Творческие способности должны развиваться не только на уроках, но и во внеучебной деятельности. В рамках этого направления я использую внеклассные мероприятия и систему дополнительного образования.

В нашем случае речь идет о комплексе мероприятий, где учащиеся могут проявить свои творческие способности во всевозможных постановках, творческих вечерах, праздничных концертах как внутриклассных, так и общешкольных.

        Такая организация позволяет коллективу повышать степень самостоятельности в организации жизнедеятельности класса. Развитие у учеников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности – является одним из направлений моей работы по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствует внутренней мотивации учащихся и обеспечивает гармоничное развитие личности. Чем активней проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Вторым направлением внеурочной деятельности по развитию творческих способностей у учащихся является функционирование системы дополнительного образования. Активно используя воспитательное пространство внеурочной деятельности, мы стали с учащимися создавать мини-проекты, постепенно усложняя и выводя на качественно иной уровень. Ребята выбирают собственную тематику, проводят мини-исследование или готовят проект, что «вылилось» в научно-практическую работу, которую они соответствующим образом оформляли. Таким образом, были созданы коллективные творческие проекты: «Я познаю мир», «Безопасный маршрут», «Спортивная площадка», «Приключения Деда Мороза».

Взаимодействие с родителями по вопросам творческого

развития учащихся.

В отрыве от семьи невозможно добиться положительного решения большинства вопросов, связанных со школьным обучением и развитием учащихся. Вопрос творческих способностей не исключение.

Основными направлениями взаимодействия с родителями являются:

  • Получение информации для диагностики личности ребенка
  • Разработка стратегии воспитательной работы с учащимися
  • Реализация направлений воспитательной работы

Взаимодействие семьи и школы может происходить по следующей схеме:

По итогам нашей деятельности, в рамках темы обобщения опыта работы,  была установлена целесообразность проведения специальных бесед  и лекций для родителей, на которых рассказывается о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приемы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье. Популярными стали совместные мероприятия: «Наша творческая семья», «Готовим вместе», конкурс стенной печати «Семейный фотоальбом».

Удовлетворенность родителей работой преподавателя:

  • На занятиях педагога 75% учащихся чувствуют себя комфортно
  • 87%родителей сказали о том, что педагог проявляет доброжелательное отношение к детям
  • Чувство взаимопонимания в контактах с учителем испытывают 80% учащихся
  • 81,5% родителей сказали о том, что педагог справедливо оценивает достижения в учебе их детей
  • 75.7% учащихся не перегружены учебными занятиями и домашними заданиями
  • 91.4% родителей сказали о том, что учитель учитывает индивидуальные особенности их детей
  • 84.3% родителей сказали о том, что педагог дает их детям глубокие и прочные знания
  • 92.2% родителей сказали о том, что педагог заботится о здоровье их детей
  • 68.1% родителей сказали о том, что педагог готовит их детей к самостоятельной жизни

Характер взаимоотношений педагога и его влияние на эмоционально-психологический климат в классе

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».

Эффективность проводимой работы по развитию творческих способностей у учащихся во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. В своей работе я стремлюсь к построению такого эмоционально-психологического климата в классе, при котором внутри коллектива создается атмосфера творчества.

Исходя из принципа, говорящего о том, что творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными», я придерживаюсь нескольких правил: воспринимать всех ребят как индивидуальную личность, стремиться к постоянному самосовершенствованию, создавать ситуации успеха, включать в жизнедеятельность класса различные виды искусства, формировать общие традиции, создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремиться к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся

Материалы для проведения методического объединения учителей начальной школы и учителей-предметников образовательного учреждения МОУ Начальная школа-детский сад....

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...

"Дополнительное образование - приоритетное образование в развитии творческих способностей ребёнка"

Дополнительное образование детей предназначено для осуществления образовательной деятельности, т.е. для реализации образовательных программ, имеющих образовательные цели и рассчитанных на то, что их о...