Доклад Интегрированные уроки в рамках реализации ФГОС
статья

Ериклинцева Ирина Борисовна

Доклад Интегрированные уроки в рамках реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки в рамках реализации ФГОС

Слайд 1 Каждый раз готовясь к урокам мы задумываемся над тем: Как сделать, так, чтобы обучение для учеников было не тяжелой и непосильной обязанностью, а интересным и полезным делом. Каждый из нас непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы. Чтобы достичь желаемого результата, педагог должен реализовать новые требования, предъявляемые Стандартами, создавая современный урок. И одним из таких уроков является интегрированный урок. Помните расхожее выражение: «Всё новое – это хорошо забытое старое»?  

 Слайд 2 Корни процесса интеграции лежат в далёком прошлом классической педагогики и берут свои начала в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным».

Слайд 3 Таким образом, интеграция в обучении – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Слайд 4 Необходимость обращения к интегрированному обучению в условиях ФГОС вызвана рядом объективных причин:

Снижением познавательной активности учащихся, нет целостного представления о картине мира, неумением применять свои знания на практике (слабая самореализация личности).

Слайд 5 Целью интегрированного урока является:

- Создание оптимальных условий для развития активной, творческой, всесторонне развитой личности, способной к самореализации.

- Повышение и развитие интереса учащихся к предметам.

- Формирование целостного научного мировоззрения через системно-деятельностный подход, обнаруживающий межпредметные связи дисциплин.

Слайд 6 В современной школе интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях.

-внутрипредметная интеграция. Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины. Внутрипредметная интеграция направлена на «спрессование» материала в крупные блоки. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

- межпредметная интеграция – проявляется в использовании теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Такая систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся.

-транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Слайд 7 Исследуя процесс интегрирования можно выделить два ее вида:

- горизонтальную интеграцию (объединение сходного материала в разных учебных предметах). Этот вид интеграции мы сегодня используем на открытых уроках.

- вертикальную интеграцию (объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности).

Слайд 8 Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Слайд 9 Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе работы; большой информативной емкостью материала, 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся                         Слайд 10 Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что они:

Для учащихся: повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; способствуют формированию целостной научной картины мира, в большей степени способствуют развитию устной и письменной речи;

Слайд 11 способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого); способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания; снимают перенапряжение, перегрузку;

Слайд 12 Для учителя: Более эффективное использование рабочего времени, увеличение времени на отработку практических умений и навыков, использование современных форм обучения, повышение профессионального мастерства учителя.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что интегрированное обучение предусматривает переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Интегрированные уроки чаще всего конструируются в формах:

Урок – лекция, урок-путешествие, урок – экспедиция, урок – исследование, урок – инсценировка, урок – экскурсия, мультимедиа – урок, проблемный урок, урок-практикум, урок-игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина, т.е - уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы.    

В результате таких уроков совершенствуются умения работать с источниками знаний, навыки анализа, обобщения, развиваются творческие способности, умения выступать и защищать свою точку зрения, развиваются коммуникационные навыки, а также формируется критическое мышление и познавательный интерес к жизни. Почти все интегрированные уроки строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности.  Учебная деятельность развивается под углом решения задач творческого характера и способствует эффективному развитию творческого мышления. На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальные исследования, поисковую и частично – поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

Слайд 13

Выводы о результатах и значении интегрированного обучения в условиях ФГОС: Интегрированное обучение:

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) формирует УУД в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3) повышает качество знаний учащихся;

4) повышает и развивает интерес учащихся к предметам;

Слайд 14

5) интегрированный урок через системно - деятельностный подход обеспечивают саморазвитие личности, где знания приобретаются только в деятельности ученика;

6) позволяет использовать современные педагогические технологии;

7) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

Слайд 15

Таким образом, можно сделать вывод: интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения и веры  в творческие способности каждого учителя.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и анализ современного урока в рамках реализации ФГОС второго поколения

Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развити...

"Структура современного урока в рамках реализации ФГОС"

Работа подготовлена с целью обобщения и распространения передового опыта по организации и проведению современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с тр...

Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо

Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо...

Контрольно-оценочные действия на уроках в рамках реализации ФГОС

О контроле и оценке в рамках введения ФГОС НОО нового поколения...

Презентация. Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС.

laquo; Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства ,показатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский...

Контрольно-оценочные действия обучающихся на уроке в рамках реализации ФГОС НОО

Статья посвящена приёмам формирования самооценки и самоконтроля обучающихся в условиях введения ФГОС. Рассмотрены этапы формирования самооценки, а также её влияние на развитие универсальных учебных де...

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...