«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»
статья (1 класс)

Сухова Светлана Владимировна

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.

Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная отсталость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_suhova_s.v.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»

С.В.Сухова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.

Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная отсталость.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее поколении. Согласно ФГОС НОО перед общеобразовательной школой ставится задача духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе, вузу. В основе содержание воспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира.

Образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе доброжелательности и уважения к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Важную роль в воспитании духовно-нравственной культуры ребенка играет художественная литература. Одних книга учит добру, другим она становится хорошим другом, советчиком, третьим, позволяет черпать материал для размышлений. Благодаря ей дети познают примеры нравственности, учатся различать добро и зло.

Для того, чтобы добиться высокой эффективности в области нравственного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с детской художественной литературой, необходимо выполнять некоторые условия:

  1. использовать различные методы и формы работы с книгой;
  2. проводить непрерывную работу по ознакомлению младших школьников с детской художественной литературой;
  3. правильно подбирать художественную литературу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Выбор художественного произведения для чтения и анализа следует производить так, чтобы рассказ или сказка вызывала интерес у детей младшего школьного возраста и способствовала развитию их нравственной культуры.

Особое значение формирование нравственных качеств имеет для детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Обычно представления таких детей о нравственных категориях являются отрывочными и не полными. Они представляют себе наиболее простые категории (дружба, зло, вина, добро), и не ориентируются в более абстрактных понятиях (милосердие, гордыня, долг, совесть).

Уровень развития нравственных качеств у детей можно повысить, если в работе использовать художественную литературу, произведения устного народного творчества, адаптированные под интеллектуальные возможности воспитанников. В то же время интеллектуальные особенности воспитанников накладывают отпечаток на форму подачи материала (предпочтительнее заранее подготовить наглядный материал: картинки, куклы, презентации), выбор вида занятий (детям интереснее не просто чтение и обсуждение книги, а разыгрывание сценок, иллюстрирующих, происходящее, рисование картинок, создание тематических поделок), подбор литературы, которая используется в процессе занятия (детям не подходят беседы на абстрактные темы, книги без иллюстраций). Процесс формирования нравственных качеств младших школьников с легко умственной отсталостью необходимо осуществлять с учетом их психофизического состояния и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице).

Наиболее эффективной технологией является сказкотерапия. Сказки – важное воспитательное средство, в течение столетий выработанное и проверенное народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей. Формируя у детей первые нравственные представления, необходимо привить детям чувство прекрасного, так как понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны. Невозможно научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Список литературы

  1. Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 2002. – 68 с.
  2. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2007. – 289 с.
  3. Калинина Л. В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. –М.: Начальная школа, 2011. – 46 с.
  4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений -М.: 1985, т.2.
  5. Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 458-460.
  6. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности/ Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2008.- № 7. – С. 13
  7. Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 563-565.
  8. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика, 2008. - № 9 –С. 63-88.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предновогодний утренник для детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. 1 класс.

Предновогодний утренник для детей и родителей.Ах, как у вас на празднике красиво!Какая чудесная елочка!У нас сегодня весело,Позвали мы гостейИ шарики развесилиНа елочке своей....

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

Конспект занятия по ориентировке в пространстве у детей среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

Формировать понятия спереди, сзади в практической деятельности .Повторить пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов «на», «под», «рядом», закрепить пространственные отношения «слева –...

Программа «Воспитание честности и правдивости средствами художественной литературы у детей младшего школьного возраста»

Программа внеурочной деятельности «Воспитание честности и правдивости у детей младшего школьного возраста посредствам художественной литературы» разработана на основе авторской программы «Уроки нравст...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Статья "Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с легкой степенью отсталости"

Познавательная деятельность - одна из ведущих форм деятельности младшего школьника, которая осуществляется в учебном процессе, и таким образом стимулирует учебную деятельность. Содержанием познаватель...

Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (умственной отсталостью)

В системе образования обучающихся с умственной отсталостью логопедические занятия являются важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается...