Игровое дидактическое занятие по русскому языку «Мягкий знак» в группе продленного дня
план-конспект занятия (2 класс)

Цель: закрепление умения распознавать в словах мягкий знак, обозначающий мягкость согласных и разделительный ь

1.- Тему нашего занимательного занятия по русскому языку вы отгадаете сами. Будьте внимательны!

-Какую букву нужно записать в конце слова, чтобы слово угол стало названием топлива?

-Слово шест длинной палки превратилось в цифру?

-Сосчитайте звуки в слове шесть (4зв.), буквы (5)?

-Почему букв больше? (ь звука не обозначает, а обозначает мягкость согласного звука т)

 

2. Игра «ь любит самых внимательных»

-Если в слове есть ь, хлопните в ладоши, если нет – хлопать не нужно. Кто ошибается – садится на место.

Моль- море, лень- ленивый, горит- гарь, конь- конюшня, дети-день, больше- болезнь, боль, больница, белочка.

3.- Вы были внимательны, хорошо потрудились и в награду вам – загадка- метаграмма. Нужно заменить в слове всего одну букву и получится новое слово.

(На доске- рамка с вписанными буквами)

С «б» смертельной я бываю

С «м» меха я пожираю

С «р» актеру я важна

С «с» для повара нужна

Придумайте еще (Поль, даль, жаль)

 

4. В пустые клетки вписать слова, которые обозначают:

(На доске- рамка с вписанными буквами)

Название южного дерева (пальма)

Веселого танца (полька)

Мелкой рыбы

Мелких камешков

 

5. Чистописание: ь, ье, ьи, ья, ью

 

6. Словарная работа

Откройте словарь. Найдите слова с мягким знаком, запомните

Запишите 5 слов по памяти. Поставьте ударение. Проверка. Назовите непроверяемую безударную гласную, подчеркните ее (коньки, учитель, тетрадь, медведь, пальто)

Что есть общее в этих словах?

Какой он – смягчающий или разделительный? Назовите согласную, которую он смягчает.

 

7. Логическое задание

Давайте разделим эти слова на две группы

Найдите слова, которые обозначают живые существа. На какой вопрос они отвечают

Эти слова называются одушевленными

Найдите неодушевленные предметы в группе этих слов. На какой вопрос они отвечают?

По какому признаку еще можно разделить эти слова?

8. Физкультминутка

Положением рук покажите Ъ, Ь, восклицательный, вопросительный знак, точку (можно подпрыгнуть)

Мимикой покажите повествовательное, вопросительное, восклицательное предложение

Представьте, что вы мягкий знак. Что будет с вашим телом, если оно мягкое? Твердое, если твердый знак?

 

9. Работа с загадками

Вспомните загадку по отгадке- дождь, земля, растение (Один льет, другой пьет, третий растет)

В тексте есть слова с разделительным ь? (льет, пьет)

Докажите, что ь – разделительный (Правило)

Отгадайте загадку: Одну меня не съешь никогда, а без меня не вкусная еда (Соль)

Составьте это слово из магнитных букв на доске

Сколько букв, сколько звуков?  (Правило)

Какой в этом слове ь? (Обозначающий мягкость согласного)

Добавьте одну из гласных: е, ё, и, ю, я. И получится слово с разделительным ь (солью)

А какая буква подходит к этому слову? (коль, колья)

Запишите предложение на доске и в тетрадях: «Я солю щи солью»

Найдите похожие слова. Чем они отличаются? Почему ь в слове «солью» разделительный?

Что такое щи? (При необходимости подвожу итог: - Это первое блюдо, в которое крошат картошку, морковь, капусту, лук)

 

10. Игра «Услышишь разделительный ь знак - подними руку»

Читаю: Зорька, коньки, белье, Демьян, семья, польза, дождь, осенью, январь, ульи, листья

Запишем слова с разделительным ь в тетради и у доски. Подчеркнем его

 

11. Итог занятия.

Когда в словах пишется разделительный ь (Правило)

Ребус «7 Я»

В этом слове семь букв и один ь знак (Семья)

Кто был внимательным? Встречались ли слова с мягким знаком, показателем мягкости согласного?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проведение занятия16.39 КБ
Файл provedenie_zanyatiya.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое дидактическое занятие по русскому языку «Мягкий знак» в группе продленного дня (2 класс)

Цель: закрепление умения распознавать в словах мягкий знак, обозначающий мягкость согласных и разделительный ь

1.- Тему нашего занимательного занятия по русскому языку вы отгадаете сами. Будьте внимательны!

-Какую букву нужно записать в конце слова, чтобы слово угол стало названием топлива?

-Слово шест длинной палки превратилось в цифру?

-Сосчитайте звуки в слове шесть (4зв.), буквы (5)?

-Почему букв больше? (ь звука не обозначает, а обозначает мягкость согласного звука т)

2. Игра «ь любит самых внимательных»

-Если в слове есть ь, хлопните в ладоши, если нет – хлопать не нужно. Кто ошибается – садится на место.

Моль- море, лень- ленивый, горит- гарь, конь- конюшня, дети-день, больше- болезнь, боль, больница, белочка.

3.- Вы были внимательны, хорошо потрудились и в награду вам – загадка- метаграмма. Нужно заменить в слове всего одну букву и получится новое слово.

(На доске- рамка с вписанными буквами)

С «б» смертельной я бываю

С «м» меха я пожираю

С «р» актеру я важна

С «с» для повара нужна

Придумайте еще (Поль, даль, жаль)

4. В пустые клетки вписать слова, которые обозначают:

(На доске- рамка с вписанными буквами)

Название южного дерева (пальма)

Веселого танца (полька)

Мелкой рыбы

Мелких камешков

5. Чистописание: ь, ье, ьи, ья, ью

6. Словарная работа

Откройте словарь. Найдите слова с мягким знаком, запомните

Запишите 5 слов по памяти. Поставьте ударение. Проверка. Назовите непроверяемую безударную гласную, подчеркните ее (коньки, учитель, тетрадь, медведь, пальто)

Что есть общее в этих словах?

Какой он – смягчающий или разделительный? Назовите согласную, которую он смягчает.

7. Логическое задание

Давайте разделим эти слова на две группы

Найдите слова, которые обозначают живые существа. На какой вопрос они отвечают

Эти слова называются одушевленными

Найдите неодушевленные предметы в группе этих слов. На какой вопрос они отвечают?

По какому признаку еще можно разделить эти слова?

8. Физкультминутка

Положением рук покажите Ъ, Ь, восклицательный, вопросительный знак, точку (можно подпрыгнуть)

Мимикой покажите повествовательное, вопросительное, восклицательное предложение

Представьте, что вы мягкий знак. Что будет с вашим телом, если оно мягкое? Твердое, если твердый знак?

9. Работа с загадками

Вспомните загадку по отгадке- дождь, земля, растение (Один льет, другой пьет, третий растет)

В тексте есть слова с разделительным ь? (льет, пьет)

Докажите, что ь – разделительный (Правило)

Отгадайте загадку: Одну меня не съешь никогда, а без меня не вкусная еда (Соль)

Составьте это слово из магнитных букв на доске

Сколько букв, сколько звуков?  (Правило)

Какой в этом слове ь? (Обозначающий мягкость согласного)

Добавьте одну из гласных: е, ё, и, ю, я. И получится слово с разделительным ь (солью)

А какая буква подходит к этому слову? (коль, колья)

Запишите предложение на доске и в тетрадях: «Я солю щи солью»

Найдите похожие слова. Чем они отличаются? Почему ь в слове «солью» разделительный?

Что такое щи? (При необходимости подвожу итог: - Это первое блюдо, в которое крошат картошку, морковь, капусту, лук)

10. Игра «Услышишь разделительный ь знак - подними руку»

Читаю: Зорька, коньки, белье, Демьян, семья, польза, дождь, осенью, январь, ульи, листья

Запишем слова с разделительным ь в тетради и у доски. Подчеркнем его

11. Итог занятия.

Когда в словах пишется разделительный ь (Правило)

Ребус «7 Я»

В этом слове семь букв и один ь знак (Семья)

Кто был внимательным? Встречались ли слова с мягким знаком, показателем мягкости согласного?



Предварительный просмотр:

Игровое дидактическое занятие по русскому языку «Мягкий знак» в группе продленного дня (2 класс)

Цель: закрепление умения распознавать в словах мягкий знак, обозначающий мягкость согласных и разделительный ь

1.- Тему нашего занимательного занятия по русскому языку вы отгадаете сами. Будьте внимательны!

-Какую букву нужно записать в конце слова, чтобы слово угол стало названием топлива?

-Слово шест длинной палки превратилось в цифру?

-Сосчитайте звуки в слове шесть (4зв.), буквы (5)?

-Почему букв больше? (ь звука не обозначает, а обозначает мягкость согласного звука т)

2. Игра «ь любит самых внимательных»

-Если в слове есть ь, хлопните в ладоши, если нет – хлопать не нужно. Кто ошибается – садится на место.

Моль- море, лень- ленивый, горит- гарь, конь- конюшня, дети-день, больше- болезнь, боль, больница, белочка.

3.- Вы были внимательны, хорошо потрудились и в награду вам – загадка- метаграмма. Нужно заменить в слове всего одну букву и получится новое слово.

(На доске- рамка с вписанными буквами)

С «б» смертельной я бываю

С «м» меха я пожираю

С «р» актеру я важна

С «с» для повара нужна

Придумайте еще (Поль, даль, жаль)

4. В пустые клетки вписать слова, которые обозначают:

(На доске- рамка с вписанными буквами)

Название южного дерева (пальма)

Веселого танца (полька)

Мелкой рыбы

Мелких камешков

5. Чистописание: ь, ье, ьи, ья, ью

6. Словарная работа

Откройте словарь. Найдите слова с мягким знаком, запомните

Запишите 5 слов по памяти. Поставьте ударение. Проверка. Назовите непроверяемую безударную гласную, подчеркните ее (коньки, учитель, тетрадь, медведь, пальто)

Что есть общее в этих словах?

Какой он – смягчающий или разделительный? Назовите согласную, которую он смягчает.

7. Логическое задание

Давайте разделим эти слова на две группы

Найдите слова, которые обозначают живые существа. На какой вопрос они отвечают

Эти слова называются одушевленными

Найдите неодушевленные предметы в группе этих слов. На какой вопрос они отвечают?

По какому признаку еще можно разделить эти слова?

8. Физкультминутка

Положением рук покажите Ъ, Ь, восклицательный, вопросительный знак, точку (можно подпрыгнуть)

Мимикой покажите повествовательное, вопросительное, восклицательное предложение

Представьте, что вы мягкий знак. Что будет с вашим телом, если оно мягкое? Твердое, если твердый знак?

9. Работа с загадками

Вспомните загадку по отгадке- дождь, земля, растение (Один льет, другой пьет, третий растет)

В тексте есть слова с разделительным ь? (льет, пьет)

Докажите, что ь – разделительный (Правило)

Отгадайте загадку: Одну меня не съешь никогда, а без меня не вкусная еда (Соль)

Составьте это слово из магнитных букв на доске

Сколько букв, сколько звуков?  (Правило)

Какой в этом слове ь? (Обозначающий мягкость согласного)

Добавьте одну из гласных: е, ё, и, ю, я. И получится слово с разделительным ь (солью)

А какая буква подходит к этому слову? (коль, колья)

Запишите предложение на доске и в тетрадях: «Я солю щи солью»

Найдите похожие слова. Чем они отличаются? Почему ь в слове «солью» разделительный?

Что такое щи? (При необходимости подвожу итог: - Это первое блюдо, в которое крошат картошку, морковь, капусту, лук)

10. Игра «Услышишь разделительный ь знак - подними руку»

Читаю: Зорька, коньки, белье, Демьян, семья, польза, дождь, осенью, январь, ульи, листья

Запишем слова с разделительным ь в тетради и у доски. Подчеркнем его

11. Итог занятия.

Когда в словах пишется разделительный ь (Правило)

Ребус «7 Я»

В этом слове семь букв и один ь знак (Семья)

Кто был внимательным? Встречались ли слова с мягким знаком, показателем мягкости согласного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Мягкий знак в середине слова"

Цели: познакомить с ролью мягкого знака в середине слова между  согласными, развивать навыки грамотного письма, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, обобщать, воспитывать любовь к...

Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...

Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

урок русского языка«Мягкий знак на конце имён существительных после

Современный урок русского языка по ФГОС в начальной школе...

Коррекционное занятие по русскому языку "Мягкий знак в словах"

В занятии использованы различные задания на закрепление знаний детей....