Статья на тему: "Роль дидактических игр в воспитании детей с ОВЗ".
статья (1 класс)

Давлетшина Людмила Александровна

В жизни ребёнка игра занимает одно из ведущих мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль игры для детей с ОВЗ.18.15 КБ
Файл rol_igry_dlya_detey_s_ovz.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в воспитании детей с ОВЗ

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно  мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности». Макаренко А. С.

В жизни ребёнка игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность в обучении избежать монотонности и скуки.

Основная цель помощи детям с множественными нарушениями – это развитие в них максимальной активности и самостоятельности в повседневной обстановке, а также формирование навыков общения с окружающими путём подбора соответствующего способа коммуникации, основанного на сохранных функциях.

Проблемные дети пассивны, не проявляют желания активно действовать с предметами, игрушками, общаться. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактические и развивающие игры направлены на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Виды дидактических игр:

  • Игры с игрушками и предметами
  • Настольно-печатные игры
  • Словесные игры

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании:

  • Подбор картинок по парам
  • Подбор картинок по общему признаку
  • Запоминание состава, количества и расположения картинок
  • Составление разрезных картинок и кубиков
  • Описание, рассказ о картине с показом действий, движений

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.

Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.

В процессе дидактической игры ребёнок учится координировать и направлять свои действия сообразно поставленными задачами, в соответствии с заданными правилами. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались В.Н. Аванесовой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной и другими авторами.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок учится активно взаимодействовать со взрослыми, а также получает возможность со временем самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; проявляется способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность детей к подражанию, взрослый побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимо условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из самых важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более, что не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Вызывая подражание своим действиям и словам, взрослый учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется. Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, взрослый закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, ребёнок охотно участвует в занятиях, ждёт их, радуется им. На занятиях ребёнок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определёнными знаниями. Он многое узнаёт о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети учатся собирать, нанизывать, складывать, возводить и т.д. В процессе этой деятельности у детей вырабатывается целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания детей. Подбор и оформление дидактического материала должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

Таким образом, особая роль дидактической игры в процессе формирования у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими определяется тем, что игра должна сделать сам процесс взаимодействия эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.

Литература:

  1. Осипова Е.Ю. «Дидактические игры для развития психологических процессов с умеренной умственной отсталостью.»
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3. 2010г.
  3. Малер А.Р. «Помощь детям с недостатками развития» АРКТИ 2006г.



Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в воспитании детей с ОВЗ

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно  мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности». Макаренко А. С.

В жизни ребёнка игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность в обучении избежать монотонности и скуки.

Основная цель помощи детям с множественными нарушениями – это развитие в них максимальной активности и самостоятельности в повседневной обстановке, а также формирование навыков общения с окружающими путём подбора соответствующего способа коммуникации, основанного на сохранных функциях.

Проблемные дети пассивны, не проявляют желания активно действовать с предметами, игрушками, общаться. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактические и развивающие игры направлены на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Виды дидактических игр:

  • Игры с игрушками и предметами
  • Настольно-печатные игры
  • Словесные игры

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании:

  • Подбор картинок по парам
  • Подбор картинок по общему признаку
  • Запоминание состава, количества и расположения картинок
  • Составление разрезных картинок и кубиков
  • Описание, рассказ о картине с показом действий, движений

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.

Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.

В процессе дидактической игры ребёнок учится координировать и направлять свои действия сообразно поставленными задачами, в соответствии с заданными правилами. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались В.Н. Аванесовой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной и другими авторами.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок учится активно взаимодействовать со взрослыми, а также получает возможность со временем самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; проявляется способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность детей к подражанию, взрослый побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимо условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из самых важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более, что не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Вызывая подражание своим действиям и словам, взрослый учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется. Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, взрослый закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, ребёнок охотно участвует в занятиях, ждёт их, радуется им. На занятиях ребёнок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определёнными знаниями. Он многое узнаёт о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети учатся собирать, нанизывать, складывать, возводить и т.д. В процессе этой деятельности у детей вырабатывается целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания детей. Подбор и оформление дидактического материала должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

Таким образом, особая роль дидактической игры в процессе формирования у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими определяется тем, что игра должна сделать сам процесс взаимодействия эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.

Литература:

  1. Осипова Е.Ю. «Дидактические игры для развития психологических процессов с умеренной умственной отсталостью.»
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3. 2010г.
  3. Малер А.Р. «Помощь детям с недостатками развития» АРКТИ 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему "Роль скороговорок в речевом развитии детей"

В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скоро...

Статья на тему: "Роль и сущность дидактических игр"

Описание важной роли игровой деятельности в процессе обучения младшего школьника....

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Статья на тему «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»

Статья на тему «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»...

Статья по теме: «Оптимизация дидактических настольных игр для детей с РАС»

Задачи: - Развитие понимания речи детей с РАС. - Развитие пассивного и активного словаря. -  Генерализация навыков, полученных учащимися по программе «ASSERT». В п...

Конспект выступления на методобъединении на тему " Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании детей"

В конспекте содержатся цель и задачи. Понятие, что такое семейные ценности и какова их роль....