Занятие в ГПД. Методическая разработка занятия по развитию речи «Совестливый я человек? Что я знаю о совести».
методическая разработка (4 класс)

Шарова Ирина Викторовна

Дидактическая цель занятия: организовать совместную деятельность учащихся с целью создания собственного текста на тему «Совестливый я человек?  Что я знаю о совести» (по выбору учащегося). Занятие рекомендуется проводить в ГПД.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД: Шарова Ирина Викторовна

Методическая разработка занятия по  развитию речи «Совестливый я человек?  Что я знаю о совести».

Тема: Создание собственного текста на тему: «Совестливый я человек?  Что я знаю о совести (по выбору учащегося)».

Дидактическая цель занятия: организовать совместную деятельность учащихся с целью создания текста на определённую тему.

Задачи:

1. Предметные: продолжение формирования понятий тип речи (описание, повествование, рассуждение); анализ комбинированных текстов; формирование сложного коммуникативно-речевого умения включать в текст-рассуждение при ответе на вопрос или на заданную тему описание героя, его поступков и действий; обогащение словарного запаса; развитие образного мышления и воображения учащихся.

2. Метапредметные:

-познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации  в раздаточном материале для выполнения учебных заданий;

- коммуникативные: формировать умение формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач;

- регулятивные: обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

- личностные: формировать положительную учебную мотивацию, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны воспитателя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты.

Предметные: ученик получит возможность учиться анализировать  комбинированные тексты; создавать текст на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, включать в текст-рассуждение при ответе на вопрос или на заданную тему описание героя, его поступков и действий,

Метапредметные:

- познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию, строить речевое высказывание;

- коммуникативные: ученик получит возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач;

- регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

- личностные: ученик получит возможность учиться ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Средства обучения:

  • раздаточный материал: карточки, тексты;
  • карточки со словами (для доски):
  • тайник души,
  • друг,
  • учитель, наставник
  • компьютерная презентация;
  • Толковый словарь В. И. Даля.

Раздаточный материал.

Карточка

Лицо – благородное, доброе, живое, одухотворённое, открытое, приветливое, ясное.

Глаза – открытые, распахнутые, вдумчивые, внимательные, ласковые, правдивые.

Взгляд – внимательный, глубокий, живой, прямой, светлый, чудесный, выразительный, добрый, дружеский, любящий, одобрительный, сердечный, тёплый, честный.

Стеклянный Человечек. В. Сухомлинский

У одного мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

 - Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй.

Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй день – а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.

 - Что я сделал плохого или подумал? – с тревогой спросил Мальчик…

 - Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого…но ты забыл о своём товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

Ход занятия.

         Деятельность воспитателя ГПД                                              Деятельность ученика

I.Организационный момент.

II. Словарно-лексическая работа. Чтение словарной статьи совесть.

 1) Работа с этимологическим словарём.

Совесть – из старославянского языка, вторая часть слова восходит к тому же корню, что и глагол ведать.

  О чём может поведать совесть?

2) Работа со словарём В. И. Даля.

Чтение словарной статьи совесть.

3)Какое объяснение понравилось больше всего?

4)Почему тайник?

III. Работа над текстом В. Сухомлинского «Стеклянный Человечек».

Стеклянный Человечек. В. Сухомлинский

У одного мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

 - Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй.

Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй день – а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.

 - Что я сделал плохого или подумал? – с тревогой спросил Мальчик…

 - Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого…но ты забыл о своём товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

1) Чтение текста.

2) Беседа по прочитанному.

а) Кем был Стеклянный Человечек для Мальчика?

б) Почему совесть можно назвать другом?

в) Как Стеклянный Человечек учил Мальчика жить?

г) Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Как его можно назвать?

д) У вас есть такой друг?

IV.Работа в группах. 

Задание: объясните выражения: «жить по совести», «чистая совесть», «мучает совесть», «совесть спит».

Составьте  предложения или речевые ситуации по данным выражениям.

V. Работа со слайдами и фотографиями. Описание святой Ксении, святого Георгия, ребёнка.

Человек с чистой совестью, какой он?

 Задание: с помощью эпитетов составьте словосочетания, которые помогут раскрыть внутреннюю чистоту этих людей.

Карточка

Лицо – благородное, доброе, живое, одухотворённое, открытое, приветливое, ясное.

Глаза – открытые, распахнутые, вдумчивые, внимательные, ласковые, правдивые.

Взгляд – внимательный, глубокий, живой, прямой, светлый, чудесный, выразительный, добрый, дружеский, любящий, одобрительный, сердечный, тёплый, честный.

VI. Работа над рассказом «Совесть» А. Гайдара.

 1) Вспомним рассказ «Совесть»  А.Гайдара.

За что Нине Карнауховой было стыдно?

 

2) Почему у Нины было тяжело на сердце?

3) Что чувствует человек, которого грызёт совесть?

VII.Словарно-лексическая работа.

1. Объясните выражения: «без зазрения совести», «совестить кого-то», «терпеть упрёки совести».

2. Объясните слово лицемер.

 Лицемер, как и слово лицедей (буквально означающее «делающий лицо, как у кого-то другого»), это тоже, вероятно, калька с греческого языка. В древнерусском языке выражение мерить лицо имело смысл «двоедушничать», «фальшивить».

 

3.Встречались ли вам люди, которые говорят одно, а поступают по-другому?

Можно ли воспитать в себе совесть?

4. Одинаково ли значение у слова совесть и совестливость?

В толковом словаре под редакцией А.П.Евгеньевой:

Совестливость – чувство стыда за несправедливый, нечестный, неделикатный поступок.

5. Можете ли вы назвать своего друга совестливым?

VIII. Работа над пословицами.

Совесть – первый советник.

Себялюб никому не люб.

От самого себя никуда не уехать.

IX. Создание собственных текстов на темы:

1) Совестливый я человек?

2) Что я знаю о совести (по выбору учащегося).

X. Итог занятия. Самооценка.

Совесть может поведать человеку о том, что он совершил дурной поступок, сделал что-то не так, как надо было. Она как колокольчик внутри начинает звенеть, если человек поступает плохо.

Совесть (статья из словаря В. И. Даля)

Нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке;

внутреннее сознание добра и зла;

тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка;

способность распознавать качество поступка;

чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла;

невольная любовь к добру и истине;        

прирождённая правда, в различной степени развития.

Никто не знает о твоём плохом, несправедливом или нечестном  поступке.

Совесть можно назвать другом, потому что она всегда с тобой, никогда не обманет тебя. Она даёт добрые советы, укоряет или хвалит тебя. Совесть стремится сделать тебя лучше, честнее, добрее.

Стеклянный Человечек угадывал, что думает и переживает Мальчик. Если Мальчик что-либо забыл сделать или подумал плохо, Человечек темнел. Когда Мальчик исправлял ситуацию, Человечек вновь становился прозрачным.

У меня есть такой друг – это совесть. Она живёт в глубине души, и я её не замечаю, не вспоминаю о ней, пока не обижу кого-нибудь. Тогда она напоминает о себе, появляется из тайника души и начинает поучать.

Жить по совести - значит прислушиваться к тому, что говорит тебе её голос, одобряет ли она твой поступок или нет. Человек, который живёт по совести, совсем её не замечает и не думает о ней, потому что она молчит, ей не в чем его упрекнуть.

Люди с чистой совестью – самые лучшие на земле. Они не только сами поступают справедливо, но и воюют с несправедливостью, когда её видят. Это они помогают слабым и беззащитным, стремятся к добру и истине.

Мучает совесть. Даже если человека не наказали за какой-то проступок, его может наказать собственная совесть. Она его мучает тем, что заставляет вспоминать и думать о своём дурном поступке, о том, что он навредил кому-то или обидел кого-то. И человек начинает переживать, он хочет всё исправить или извиниться.

Совесть спит – это когда человек не испытывает угрызений совести, не переживает и не мучается, совершив дурной поступок.

Ксения Блаженная, Святой Георгий, ребёнок.

У Ксении Блаженной доброе лицо, внимательные глаза, глубокий, прямой взгляд.

У святого Георгия благородное, открытое лицо, вдумчивые глаза, живой, выразительный взгляд.

У ребёнка открытое лицо, распахнутые миру глаза, живой, чудесный взгляд.

Ей было стыдно поднять свои книги, ведь она не приготовила урока и решила не идти в школу.

Сердце грызла беспощадная совесть.

Человек, которого мучает совесть, не чувствует физической боли, но его мучают беспокойство, переживания, волнения. Он начинает корить себя за то, что обидел кого-то, что из-за него кто-то расстроился или пострадал. Человек начинает мечтать о том, чтобы вернуться в прошлое и не совершать этого поступка или сделать что-то иначе, но поскольку это невозможно, он начинает думать, как всё исправить или извиниться.

«Без зазрения совести» - не стесняясь, не смущаясь.

«Совестить кого-то» -  стыдить, стараться привести к сознанию проступка и раскаянью.

«Терпеть упрёки совести» - вследствие дурного поступка стыдиться, сознавать свою вину и каяться в самом себе, сожалеть и досадовать на себя.

Встречались.

Воспитать в себе совесть нужно тем, чтобы стараться делать всё правильно, как нужно. Если не будет повода у совести, чтобы придраться к своему хозяину, то она и мучить его не будет.

К совести нужно прислушиваться, потому что она даёт правильные и нужные советы, ругает за дело и не хвалит без повода. Совесть – друг человека, его помощник, внутренний голос. Она всегда стремится сделать его лучше.

Человек, который делает всё только для себя любимого, ставит себя выше других, может потерять друзей, оттолкнуть от себя других людей. Он хочет, чтобы его желания выполнялись, пренебрегая при этом желаниями окружающих, такого человека любить не будут.

Совесть постоянно с человеком, она не покидает его, постоянно на страже. Человек может сбежать от наказания, избежать кары или встречи с кем-нибудь, но от своих мыслей и чувств он не сбежит. Совесть не заставишь замолчать, она будет пилить тебя, пока ты не поступишь так, как она велит, не исправишь или не извинишься.

Сочинения учащихся

Что я знаю о совести?

У каждого человека есть совесть, даже если у человека были не самые хорошие поступки в жизни. У меня она тоже есть. Совесть – это как тайна внутри тебя. Её нельзя ни украсть, ни узнать, ни увидеть. Если я поступила не очень хорошо или плохо, начинает трясти, мучить, беспокоить, не можешь нормально ни есть, ни спать. А всё потому, что это совесть нас таким образом наказывает! И ещё совесть мне не позволяет делать очень много плохих поступков. Она меня учит, советует, как правильно поступить, предупреждает, как поступать не следует. Например, если бы я пошла смотреть телевизор, не сделав уроки, она меня не оставит в покое. Она нам хороший друг. Я постараюсь поступать совестно, чтоб обо мне не думали плохо, и я вам советую послушать свою совесть! Она никогда не обманет и не подведёт!

Д.  Настя

Что я знаю о совести?

Что я знаю о совести? Совесть – это внутренний голос. Она как вторая душа, которая помогает нам понять, что хорошо, а что плохо. Она как советник, путеводитель, проводник в моей жизни. Нужно как бы подружиться со своей совестью и тогда ты сможешь слышать её советы, чем может закончиться твой поступок. Совесть может быть злой, беспощадной, она может грызть, мучить только из-за того, что мы что-то сделали. Ты терпишь её упрёки. Надо быть честным не только с людьми, но и с тобой. Нельзя нарушать своё слово и быть эгоистом, чтобы потом терпеть её упрёки. Прислушивайтесь к своей совести, знайте, она ваш друг.

К.  Никита

Совестливый ли я человек?

Лично я думаю, что я почти совестливый человек. Но как я сказала почти, и пытаюсь измениться, уже есть результат. Я не стала лгать, издеваться над сестрой, и просто стала добрей. Лицо у меня не всегда доброе, потому что я иногда хмурая и мне скучно, поэтому мне бывает грустно. Мне обидно за то, что я делала раньше не очень милые поступки, и осознаю это. Вот глаза у меня правдивые, но бывают и лживые. А так они открытые и ласковые. Взгляд честный, сердечный, дружеский, но всё  же бывает тоскливым. У меня есть пробелы, и я сделаю так, чтобы их не было!!! Как говорят: «Я могу, я хочу и сделаю!» Хорошо сказано! Поэтому советую всем быть честными, добрыми, общительными. И не лгать! Мне есть ещё над  чем поработать над собой. Я хочу стать справедливым человеком с чистой совестью, и совесть мне в этом несомненно поможет.

А.  Николь

Что я знаю о совести?

Мне кажется, что совесть – это друг человека. Она подсказывает нам, как правильно поступать, помогает признать вину. У человека с чистой совестью открытые и правдивые глаза, сердечный и тёплый взгляд. В каждом человеке живёт совесть, только у кого-то она ещё спит, но я думаю, что она обязательно проснётся в каждом из нас. Каждый должен жить по совести, то есть честно и правильно. Совесть – это внутренний мир, у кого-то яркий и добрый, а у кого-то злой и хмурый. Наша совесть живёт в глубине души. Она как тайник души, который хранит в себе то, что не знают окружающие: тайны, загадки и чувства, которые человек испытывает. Совесть должна быть чистой, тогда и человек будет добрым и сердечным.

А.  Лиза

Совестливый ли я человек?

Мне кажется, что я совестливый человек, потому что когда я совершаю какой-нибудь плохой поступок, то меня начинает мучить совесть, не могу заснуть, стыдно смотреть в глаза тому человеку, даже разговаривать мне с ним совестно. Поэтому я потом всегда рассказываю о своём поступке и извиняюсь. Значит, я всё-таки совестливый человек. Но иногда я не «слушаю» свою совесть. Бывает, когда я знаю, что надо сделать, например, посуду помыть, и я понимаю, что мама ругаться будет, но вдруг на что-нибудь отвлекаюсь и забываю про своё обещание. Поэтому бывает иногда стыдно, если я что-нибудь пообещаю и не сделаю.

С.  Надя

Что я знаю о совести?

Совесть – это чудесный советник. Она как маленький человечек, который живёт внутри нас. Он наш маленький, но верный друг. Если мы сделали плохой поступок, он начинает упрекать нас, а если мы совершили что-то хорошее, он начинает радоваться вместе с нами. Говорят, совесть – лучший помощник, и это так! А сейчас я хочу рассказать, как этот человечек выглядит. Он маленького роста. У него большие и ясные глаза. На ум ему всегда приходят хорошие мысли про тот поступок, который мы совершили. У него есть чудесное свойство – угадывать мысли людей. Вот кто-то хочет обидеть того, кто слабей, но человек сразу начинает упрекать обидчика. Но если собеседник не слушает, совесть будет упрекать этого человека и тот не сможет спокойно что-либо делать. А если человек сделал что-нибудь хорошее, человечек будет рад. Всё же совесть человеку как брат.

Г.  Мария

Что я знаю о совести?

Совесть – друг человека или нет? Я думаю, да. Совесть – это невидимое чувство, оно живёт внутри тебя. Но не у всех людей она есть, у одних она живёт, а у других дремлет. Чтобы её разбудить, надо делать добрые и хорошие дела. Она будет советчиком тебе и поможет узнать, справедливо ты поступил или нет. Чтобы увидеть это чувство в другом человеке, надо знать его очень хорошо. С первого взгляда не определишь, каков он. И ещё это сейф из крепкого материала под названием правда. В нём лежат две полки – белая и чёрная, белая – добро, чёрная – зло. Ключ от этого сейфа только один и сделать такой же нельзя! Если совесть потерялась, её больше не найдёшь. А если найдёшь, будет поздно! Поэтому надо быть доброжелательным к людям. Эта невидимка будет жить, сколько ты, если её не потеряешь. Вот, что я думаю о совести.

С.  Станислав

Что я знаю о совести?

Совесть – это как запертый на ключ сундучок. В нём есть много чего, о чём другие не знают, а знаешь только ты. Совесть подсказывает, как надо делать правильно, помогает не грешить. Можно узнать, есть ли у человека совесть или её нет по внешности. Когда лицо закрытое и злое, взгляд безразличный, значит, у него её нет, а у кого она есть, у того лицо ясное, глаза правдивые и взгляд добрый, живой и ласковый. Глаза – отражение человека изнутри. Если люди делают что-то плохое, совесть не оставит их в покое, она будет карать беспощадно. Есть люди, у которых совесть спит, значит,  человек не ведает, что творит. Так что надо постараться её разбудить.

Р.  Маргарита

Комментарий к занятию.

1. Данный концепт для работы на занятии был выбран неслучайно. У учащихся встречаются поступки (проявление лицемерия, нетерпимости, зла), вызывающие осуждение со стороны одноклассников. Необходимо учитывать, что именно в этом возрасте детям свойственна особая открытость души. Деликатно используя эту особенность, можно помочь ребёнку в его нравственном становлении. Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Поэтому была выбрана тема занятия о совести, ведь так важна в этом возрасте проверка «Совестливый ли я человек»?

2. На занятиях  дети учатся пользоваться разной справочной литературой. На данном занятии обращение к этимологическому словарю  помогло заинтересовать учащихся, создать мотивационную базу для создания собственных высказываний о том, как они понимают значение слова совесть.

3. На этом занятии большую роль играют проблемные вопросы о понятии «совесть». Их разрешение требует использование объяснений, доказательств, выводов, создаёт  благоприятную атмосферу для дискуссии о понятии. Ответы на эти вопросы  помогают учащимся определить свою позицию в сложных ситуациях и сделать осознанный выбор своих нравственных действий, составить определённый личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков.

4. Опираясь на впечатления занятия, ребята придумали свои сравнения, что говорит об оригинальности восприятия, о развитом воображении. Каждый получил возможность для самовыражения.

5. Анализ детских работ свидетельствует о том, что школьники выбрали разные темы. Хочется отметить, что большинство детей выбрало вторую тему сочинения. Трудно анализировать свои поступки, признаваться в собственных недостатках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи на тему сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Теремок».Цель и задачи  занятия – развивать устную речь учащихся, повторить  русскую народную сказку «Теремок», научить детей рассказывать сказку, правильно  вы...

Методические разработки занятий по развитию речи дошкольников "Учимся играя"

Методические разработки предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей образовательных учреждений. Данный материал содержит разработки занятий по развитию речи дошкольников....

Методическая разработка занятия по развитию речи

конспект занятие по развитию речи...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)

Сценарий занятия  по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 1 классе на тему "Домашние животные-кошки".

Методическая разработка занятия в 1 классе коррекционной школы для группы продленного дня по предмету " Развитие речи и окружающий мир"...

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста (6 - 7) лет. "Путешествие по стране Красивой речи".

Обобщить и систематизировать знания детей о изученных буквах в игровой форме....