Обобщение опыта работы по теме «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание младших школьников»
опыты и эксперименты

Чернышова Олеся Михайловна

    Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности. А это возможно, лишь воспитывая молодое поколение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx138.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Бишкильская СОШ им.Героя России Г.А.Угрюмова»

Обобщение опыта работы

по теме  «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание   младших школьников» классного руководителя 4А класса Чернышовой Олеси Михайловны

Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное  детское сообщество он может создать из класса. Только развитый и сплочённый коллектив может оказать значительное воспитывающее воздействие на детей. Только в творческой деятельности ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.

Актуальность воспитательной деятельности

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами.

  • Современный информационный мир противоречив и зачастую агрессивен. Большой поток информации ставит ребенка перед выбором: как общаться, где найти необходимую информацию, каким гаджетом воспользоваться, чтобы быть модным;
  • Воздействие средств массовой информации на подсознание младших школьников (Интернет, социальные сети, реклама, компьютерные игры, фильмы: триллеры, боевики, ужасы) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.

    Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности. А это возможно, лишь воспитывая молодое поколение. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.

        В течение 4-х лет в МОУ Бишкильской СОШ им. Героя России Г.А.Угрюмова  реализовывается инновационный проект «Формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств в процессе преподавания, воспитания и функционирования органов самоуправления». В 2017-18 учебном году проект подошел к своему логическому завершению.

Развивающий характер воспитательной системы класса предусматривает реализацию направлений деятельности в соответствии с основными направлениями воспитательной системы школы в целом:

  • «Ученик и его здоровье» (здоровьесберегающее воспитание, экологическое воспитание);
  • «Ученик и его интеллектуальные возможности»  (интеллектуальное воспитание);
  • «Общение и досуг ученика» (формирование коммуникативной культуры);
  • «Ученик и его нравственность» (нравственное и духовное воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание);
  •  «Ученик – патриот и гражданин» (гражданско – патриотическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности);
  • «Ученик: его семьи и школа» (воспитание семейных ценностей).

История показывает, что идея патриотизма в России всегда занимала особое место. Она изменялась вместе с развитием общественной жизни и опиралась на народность, на особенности национального характера.

Формирование чувства патриотизма в системе воспитательной работы нашей школы осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.

На основе, поставленных  инновационным проектом  задач,  были разработаны  цель  и задачи класса:

Основная цель гражданского воспитания в классе:

  • Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
  • Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины.

Задачи, поставленные перед классом:

  • формирование   гражданской ответственности уч-ся, повышение воспитанности, развитие лидерских качеств личности;
  • способствованию приобретения  детьми умений и навыков корректировки собственной жизненной позиции, активно приобщая,  их к участию в общественной жизни школа и класса;
  • развитие самоуправления учащихся, повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников
  • минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка

Ведущие качества личности ученика, которые формируются в воспитательном процессе:

  • Любовь к Родине ( к поселку, к краю, к стране);
  • Способность к сотрудничеству в группах разной наполняемости, разных интересов;
  • Милосердие к престарелым, защита животных;
  • Трудолюбие;
  • Самостоятельность, честность, открытость;
  • Бережливость;
  • Организованность, целеустремленность;
  • Готовность охранять и защищать природу.

На основании цели и задач воспитательной работы были запланированы и проведены следующие мероприятия, где учащиеся моего класса принимали активное участие:

«День Народного Единства», где воспитываются такие понятия, как «патриотизм», «толерантность», «гражданственность».  Праздник, посвященный Дню матери – воспитание любви и уважения к семейным традициям.

В процессе реализации проекта проводились тематические линейки, посвященные «Дню защитника Отечества», «8 Марта», «9 Мая», тематические уроки мужества и классные часы: «Трагедия в Беслане», «День неизвестного солдата», «Что такое патриотизм?», «Международный день памяти жертв Холокоста», «Есть такая профессия – Родину защищать».

Также дети принимали участие в выставке «Оружие Победы», военно-спортивной игре «Лазертаг»,  спортивной игре, посвященной «23 февраля», участие в шествии «Бессмертного полка» на 9 Мая, где происходило духовно-нравственное, патриотическое воспитание.

Проведены классные часы, направленные на воспитание уважения к обычаям и традициям своей семьи: «Мама – первое слово, главное слово в нашей судьбе», урок в природе: «Все на белом свете солнышкины дети», «Обычаи и традиции моей семьи» (проект), «Правила этикета: знакомство, правила общения с окружающими, волшебные слова»,

На понимание общеполитической ситуации в мире, нетерпимость к национальной неприязни были направлены следующие мероприятия:

Кл.час «День воссоединения Крыма с Россией», «День Конституции Российской Федерации», «Международный день толерантности», участие в социальной акции «Голубь мира».

Дети принимали участие в выставках рисунков и поделок:

  • День Победы (макеты, рисунки);
  • День защитника Отечества;
  • Мамина улыбка;
  • Моя семья
  • «Сделаем вместе» и др.

Немалую роль в учебной и внеучебной деятельности призван играть школьный музей.

Тихомирова Т.А., руководитель музея, проводила музейные уроки: «Урок в музее», «Герой России Г.А.Угрюмов» (видеофильм).

  Приоритетными внеурочными формами работы по духовно- нравственному, патриотическому воспитанию стали:

  • Экскурсии (посещение «Чадограда» (г.Челябинск) - работа по профориентации), «Златоуст за один день» ( посещение национального парка «Таганай»), экскурсия на фабрику «ЮжУралкондитер»
  • концерты; («Международный женский день»,  фольклорный праздник, День Народного Единства, проводы Зимы)
  • соревнования; (спортивно-туристическая игра «День Здоровья»)
  • театрализация (прощание с «Азбукой» - 1 класс)
  • игровые занятия; (на внеурочной деятельности -  «Здоровейка»)
  • благотворительные акции «Открытки ветерану», «Цветы на граните» (возложение цветов к памятным местам).
  • экологическая акция «Сделаем вместе» (сбор макулатуры и батареек).

Участие детей в трудовой деятельности: еженедельная уборка классного помещения, субботники, дежурство в столовой и по кабинету.

А.С.Макаренко в свое время практическими делами действительно доказал,  что развитый детский коллектив играет важную роль в воспитании личности. Не менее важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

В классе работает самоуправление

         Таким образом, идет развитие лидерских качеств и гражданской ответственности учащихся.

Учащиеся моего класса успешно и с хорошими показателями окончили 2016-2017 и 2017-2018 учебные годы. Из 22 учащихся награждены:  «Похвальным листом» - 4 человека, грамотой за «отличные успехи в учении » - 2 человека, грамотой за «хорошие успехи в учении» - 9 человек. Также учащиеся были отмечены грамотами за «активное участие в жизни школы»- 7 человек.

В воспитательный процесс включены  инновационные  педагогические технологии и методы (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность).

Сотрудничество с семьёй - залог успеха в воспитании детей

Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос есть у В.А.Сухомлинского: « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой» для предупреждения об опасностях, « если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

В своей педагогической деятельности стремлюсь устанавливать тесный контакт с семьями учащихся, вовлекать их в совместную деятельность по воспитанию учащихся.

Родители являются активными участниками и помощниками всех классных и школьных мероприятий. Постоянно ведется работа с родителями: проводятся родительские собрания по темам, направленные на воспитание  патриотизма и духовно–нравственного развития: «Роль игры в школьном возрасте», «Принципы семейного воспитания», «Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста», «Медиабезопасность», «Товарищество и дружба».

Справка:

Удовлетворенность родителей жизнью класса

86,4% - высокая

13%- средняя

0,6 – не удовлетворены

Удовлетворенность родителей работой классного руководителя

92% - высокая

8%-средняя

 В содержание сотрудничества с родителями следует включить следующие направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • участие родителей в управлении делами класса.

Тематика родительских собраний, запланированных на 4 класс:

  • Роль семьи в формировании мотивации ученика;
  • Вредные привычки в детском возрасте;
  • Способность и одаренность;
  • Радость коллективного труда. Формирование навыков совместной деятельности.

Принципы построения воспитательной работы:

Моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его неповторимой индивидуальности, его права проявить себя. Своё предназначение я вижу в следующем: быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, быть надежной опорой и защитой в сложном мире. А чтобы процесс воспитания проходил более успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана атмосфера уюта, любви, заботы, понимания, поддержки. Ведь самая высокая награда для педагога – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей.

Одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить. Творить чудеса, но чудеса творят волшебники. Я не волшебник, я только учитель!

Исходя из этого,  я руководствуюсь следующими принципами:

  • безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;
  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  • терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия;
  • диалогичность и открытость в общении с учащимися;
  • отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия;
  • использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися;
  • умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения;
  • умение признавать ошибки.

Заповеди классного руководителя:

  • никогда не унижать и не оскорблять детей;
  • стараться больше времени проводить с классом, бывать на разных уроках, на экскурсиях, просто разговаривать;
  • стремиться понять расстановку сил в своём классе, определить микрогруппы класса, выяснить, кто является лидерами;
  • стараться отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отличать успехи и положительные сдвиги в учёбе, в каком-либо деле;
  • не брать на себя больше, чем в состоянии сделать;
  • работать в тесном сотрудничестве с родителями учащихся;
  • поощрять детскую самостоятельность, учить их этой самостоятельности;
  • быть гибким в отношениях с ребятами, уметь определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться;
  • стремиться быть справедливым ко всем и во всём, никогда не доводить ситуацию до конфликта.

В моём 4 А классе обучается 21 человека. В коллективе – 14 девочек и 7 мальчиков. 14 учащихся воспитывается в полных семьях. В коллективе есть дети группы риска. (Приложение 1. Социальный паспорт класса).

Учащиеся имеют широкий круг увлечений, их интересы отличаются разносторонностью. Большинство ребят посещают, кружки, музыкальную школу,  с удовольствием выполняют все порученные дела, с уважением относятся к одноклассникам и учителям.

Характерными особенностями класса являются:

  • Добросовестное отношение учащихся к учебе
  • Хорошая дисциплина учеников в школе, на уроках, во внеурочное время;
  • Интерес учащихся к изучению новых предметов, желание участвовать в делах класса и школы, интерес к посещению секций, кружков во внеурочное время

Коллектив имеет стабильные традиции (День именинников, праздник мам,  совместный отдых)

Воспитывая ребенка как личность, как патриота и гражданина своей страны, необходимо показать эту страну. Я начала с их малой Родины – поселка Бишкиль, где большая часть класса родилась. Ребята нашли материал о своем поселке, о людях и сделали презентации, которые были показаны на уроках окружающего мира.

Учащиеся моего класса стабильно проявляют интерес к мероприятиям различного уровня.

Внеклассные мероприятия по предметам:

  • Международные  олимпиады по основам наук: международный мониторинговый проект  «ЭМУ-специалист» -2015-2016 учебный год (17 человек), 2016-2017 уч.г.  (13 человек)
  • Международный конкурс для учеников младшего и среднего звена «Умный мамонтенок» 2016г.  –( 7 человек)
  • Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Хищники» -2015 (12 человек)
  • Всероссийский конкурс «Мультмарафон» 2016 (14 человек)
  • Общероссийский конкурс «Умница»  -2016 (2 человека)
  • Всероссийская образовательная акция «Час кода» 2016 (6 человек)

Мероприятия творческой направленности

  • Муниципальный этап открытого конкурса творческих работ «Рождественская сказка» 2015 (14 человек), 2016 (7 человек)
  • Муниципальный этап конкурса «Пожарам – нет» (2 человека)
  • Муниципальный этап творческих работ «Игрушка для елки» -2015г (12 человек), 2016г (7 человек).

В начале учебного года на классном часе я провела опрос. Результаты тестирования определили дальнейшую работу по духовно-нравственному и патриотическому направлению. Ребятам был предложен опросник «Личностный рост», из которого были взяты вопросы по 3 шкалам:

  1. Отношение к малой Родине.
  2. Отношение к Земле (природе)
  3. Отношение к культуре.

Результаты данного исследования представлены в следующих диаграммах.

hello_html_m20055cdd.png

Вывод: по данной шкале вопросов выделилась проблема: 18 человек класса переживают чувство Родины как чувство родного дома, однако им кажется: то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Над этим придется работать, корректировать свои действия в воспитательном процессе. Два человека из класса, стараются открыто не проявлять свое отношение к стране, они могут «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма. Моя задача как классного руководителя в первую очередь вовлекать ребят в мероприятия, чтобы они поняли то, что происходит со страной и с ними, имеет между собой много общего.

hello_html_m72bbe59e.png

Вывод: из диаграммы видно, что большая часть класса заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат именно им. Экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них. В классе могут не обратить внимание на такие мелочи, как брошенный мусор. В этом году запланирована экскурсия в национальный парк «Зюраткуль».

hello_html_6b7f1c1f.png

Вывод: ребята признают объективную ценность культурных форм поведения, но не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни. Они все хотят выглядеть «культурными людьми», но не готовы прикладывать ежедневно усилия к этому. Цикл бесед о поведении, взаимоотношении между людьми, поездки в музеи (запланирована поездка в  краеведческий музей г.Челябинск) , экскурсии (посещение «Чадограда» г.Челябинск) помогают моим ребятам изменить свою точку зрения на культурные ценности.

При проведении диагностики даже наличие отрицательной тенденции имеют положительные моменты. Большинству моим ребятам естественно чувство жалости к людям и животным. Моя задача вовлечь во все мероприятия ребят, помочь разобраться в вопросах, вызывающих сомнения. Я не должна потерять этих детей, чтобы у них не сложилось мнение, что все успехи - это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна.

Тематика классных часов по направлению духовно-нравственного воспитания, запланированных на 3 класс:

  • «Как научиться быть хорошим другом»;
  • «Традиции, которыми гордиться страна»;
  • «Как сберечь планету Земля»;
  • Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули»
  • «Зло и Добро»;
  • «Учимся общаться»

Результативность воспитательной работы по духовно-нравственному направлению:

  • Сплоченный ученический коллектив, в котором отсутствуют «отвергнутые»;
  • В коллективе развито ученическое самоуправление;
  • Активное участие родителей и детей в жизни класса и школы;
  • У учащихся сформировано критическое мышление, навыки самоанализа и самоконтроля, сформированы нравственные качества личности ученика начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта молодого педагога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе"

В данной статье представлен первый опыт молодого педегога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе", который был обощен на одном из заседаний "Школы молодого педагога" в г. Гусь-Хрустальный...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Обобщение опыта классного руководителя по теме: «Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника»

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духов...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

Обобщение опыта работы по теме:"Пути совершенствования техники чтения младших школьников"

Материал содержит методические рекомендации по совершенствованию техники чтения младших школьников....