Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
рабочая программа (4 класс)

Мельник Лариса Васильевнав

Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivit_mir_slov_4_klass_2019_-_2020.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»

 

Составитель:

 Мельник Лариса Васильевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории


Пояснительная записка

Программа занятий  внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной направленности  «Удивительный мир слов» предназначена  для   обучающихся   4 класса   МБОУ «СШ № 21». Программа  разработана  на основе  авторской программы  Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой  «Удивительный мир слова»  (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.)

Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

        

Внеурочная  деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направленная на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения  и правильной речи  как  показателя общей культуры человека;
  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладения учебными действиями с единицами языка, умение практического  использования знаний.

        

Программа внеурочной деятельности  ставит следующие задачи:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам  общения и деятельности.

        

Личностные,  метапредметные, предметные и воспитательные   результаты

освоения программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности  при выполнении  разнообразных  заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности  суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные:

 Обучающийся научится:

  • различать, сравнивать, краткохарактеризовать: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; слово, словосочетание и предложение;
  • выделять, находить: начальную форму глагола; глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени; глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
  • решать учебные и практические задачи: определять спряжение глагола; устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; разбирать по членам простое двусоставное предложение; использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; подбирать примеры слов с определенной орфограммой; определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • применять правила правописания: непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов; мягкий знак в глаголах в сочетании – ться; безударные личные окончания глаголов.

Обучающийся получит возможность  научиться:

  • проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
  • определять вид глагола;
  • находить наречие и имя числительное в тексте;
  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
  • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение.

Воспитательные:

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • развитие навыков организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и  настойчивость в достижении результата;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
  • контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь;
  • оценивать положительные качества личности одноклассников;

Содержание  курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

с указанием организации и видов деятельности.

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Поиграем со звуками, словами и предложениями( 7 часов)

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:

  • фонетические и графические задачи;
  • игры «Наборщик». «Чудесные превращения слов»;
  • решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
  • игры со словообразовательными моделями: «Загадки  тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»:
  • отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение,  аргументировать его, договариваться  и приходить к общему решению  при совместном обсуждении проблемы.

Уточнять значение слова по толковому словарю.

Осуществлять учебное сотрудничество.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Самостоятельно или при помощи учителя планировать  действия по выполнению учебного проекта.

Оценивать правильность действий,  осуществлять итоговой контроль по результату выполнения задания.

Пора действовать(14 часов)

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих  форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах.советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование  глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы  и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках

Решение орфографических задачек и головоломок; орфограммы глаголов.

Практическая и игровая деятельность:

  • лингвистические эксперименты «Можно ли рассказывать  о событиях  не используя  глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
  • игра «Меняемся ролями»;
  • творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
  • ролевая игра «Просить или приказывать?»;
  • составление загадок с помощью глаголов;
  • игра-соревнование «Орфографический поединок»

Сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования.

Наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значение глаголов совершенного и несовершенного вида.

Проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

Соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

Составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств.

Осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тесте, и различать глаголы в прямом и переносном значении.

Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Числа и слова  (4 часа)

Как  используются числительные в речи.

Обозначение  дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Практическая и игровая деятельность:

  • проекты «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
  • викторина «Числа в названии  художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Наблюдать использование числительных в речи.

Воспроизводить на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты,  заданные в тексте в явном виде.

Находить необходимую  информацию  в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему.

Выступать перед одноклассниками.

Соблюдать нормы  русского литературного языка в использовании  числительных  в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

Прочные связи( 7 часов)

Как связаны слова в словосочетаниях.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетание с типом связи согласование.

Слова   каких частей речи могут согласоваться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетание с типом связи  управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности   в выборе  формы  слова   при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм  в словосочетании с управлением.

Словосочетание с типом связи примыкание.

Практическая и игровая деятельность:

  • игра «Словосочетания в пазлах»;
  • ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
  • конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
  • творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
  • итоговый конкурс «Любимые игры со словами»

Наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том,  что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу.

Проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов.

Наблюдать особенности различных словосочетаний.

Сравнивать и классифицировать  словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи).

Создавать устные высказывания на предложенную тему.

Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.


Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

 № п/п

 Дата

Тема

Примечание

По

плану

По факту

Поиграем со звуками, словами и предложениями( 7 часов)

1

02.09

02.09

Смотрю, говорю, слушаю

2

09.09

09.09

Смотрю, говорю, слушаю

3

16.09

16.09

Лексические загадки

4

23.09

23.09

Лексические загадки

5

30.09

30.09

Словесный конструктор

6

07.10

07.10

Занимательная грамматика

7

14.10

14.10

Занимательная грамматика

Пора действовать(14 часов)

8

21.10

21.10

Для чего нужны глаголы

9

28.10

28.10

Для чего нужны глаголы

10

11.11

11.11

Делать и сделать не одно и то же

11

18.11

18.11

Меняемся ролями

12

25.11

25.11

Вчера, сегодня, завтра

13

02.12

02.12

Одно вместо другого

14

09.12

09.12

Она меня поняла и приняла

15

16.12

16.12

Кто говорит, кто действует?

16

23.12

23.12

Сумею победить!

17

13.01

13.01

Мечтаем и фантазируем

18

20.01

20.01

Дай-подай…   и  поезжай

19

27.01

27.01

Дай-подай…   и поезжай

20

03.02

03.02

Живые образы

21

10.02

10.02

Орфографический поединок

Числа и слова  (4 часа)

22

17.02

17.02

Для чего нужны числительные

23

24.02

24.02

Важные даты истории нашей страны (города, округа)

24

02.03

02.03

Рекорды в цифрах

25

16.03

16.03

За семью печатями

Прочные связи (9  часов)

26

23.03

23.03

Треугольный шарик

27

30.03

25.03

Как водит машину за нос?

28

06.04

30.03

Послушный «подчиненный»

29

13.04

06.04

О «земляной» и «земной» красоте

30

20.04

13.04

Строгий «управляющий»

31

27.04

20.04

В  Сибири и на Урале

32

18.05

27.04

Связаны смыслом

33

25.05

18.05

Любимые игры со словами

34

25.05

Любимые игры со словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»

Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...

Программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки слов»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".

Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.

Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...