Статья: "Содружество: учитель - ученик - родитель".
статья

Кострова Тамара Михайловна

                                     «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.

           На первом месте – родители и  педагоги».

                                                                                                           В.А.Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_28.03.2017.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«Содружество: учитель – ученик – родитель»

                                     «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.

           На первом месте – родители и  педагоги».

                                                                                                           В.А.Сухомлинский.

Я, считаю, что в работе учителя начальных классов два главных правила.
Мы живем и растем в нашем классном коллективе под девизом «Золотой  треугольник»: учитель, ученик, родитель. Эта связь дает нам  возможность жить  одними интересами, помыслами  и  надеждами, направленными на воспитание наших детей.

Все равны, но у каждого своя роль. И всё же при равенстве сторон, на вершине треугольника находится УЧЕНИК. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание всесторонне развитой личности, а этого можно добиться только в содружестве семьи и школы.
Цель взаимодействия «Семьи и школы» - это создание условий  для развития  индивидуальности ребёнка в общем доме «Семья - школа».
 

Но в этом общем доме не все так просто.

Серьёзной трудностью влияния учителя на родителей -  является то, что представление о школе у родителей осуществляется через взгляды и настроения детей. В этих случаях исходящая от детей информация, а именно они дают оценку поступкам одноклассников и учителей не всегда объективна (ведь перед нами ребенок). Ученик не сознательно навязывает свою точку зрения родителям, а тем подчас просто некогда разобраться. Все это мешает установлению взаимопонимания Семьи и Школы.

Поэтому, я  начинаю работу с новым классом, с укрепления личных контактов с семьями учеников. Изучение семьи каждого ученика позволяет  ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, взаимоотношения ученика с родителями.
Для меня формирование класса начинается до зачисления детей в первый класс.

Основную цель, которую я определяю себе в начале пути - это сформировать детский и взрослый коллектив и начать работу по его сплочению. Очень важно создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Ведь только сообща, все вместе – мы преодолеем все трудности, а их будет немало.

                                                                                 

      Собраться  вместе – это начало,

Остаться вместе – это развитие.

Работать  вместе – это успех.

                                                                       

Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей?

Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение.

 Задачи, которые я ставлю перед собой, направлены на всех участников «Золотого треугольника»:

1. Осуществление комплексного подхода для создания партнерских отношений между родителями, детьми и классным руководителем.

2. Создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития всесторонней личности учащихся.

3. Оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ

ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ И

КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

Формы.

  • Коллективные:

         родительские собрания;

         классные часы;

         школьные мероприятия;

         классные мероприятия;

         праздники;

         творческие  группы;

         беседы;

       обмен мнениями;

       совместный поиск решения  проблемы;

       консультации;

       оказание  индивидуальной помощи;

Методы. 

 доверительная беседа;

 педагогические внушения;

 убеждения;

       наблюдения;        

Важным  этапом в содружестве с родителями  является  классное родительское собрание.

Сложно, но можно из родительского собрания сделать собрание родителей.
Это очень важно, чтобы родители друг у друга, (а не только у учителя) спрашивали совета, чтобы начала складываться особая «Родительская семья».

Это нужно и им самим: ведь родители понимают друг друга совсем иначе, чем мы учителя их.
Нужно это и учителю: у него появляется возможность узнать, что родителям в действительности нужно и важно от нас услышать.

Родительское собрание должно просвещать, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учёбе.

Успех  воспитательной работы в классе напрямую зависит  от  успешного сотрудничества классного руководителя с родителями.     Взаимодействие двух сторон  должно  строиться  на  доверительных  отношениях, родители  должны знать,  что в лице классного руководителя  они  всегда  могут найти  понимание  и  поддержку, в свою очередь и классный руководитель вправе рассчитывать  на взаимопонимание с их стороны.

Я считаю, нельзя добиться хорошего  воспитания, если  в воспитательный  процесс не вовлечены родители.

 В воспитательной  работе класса я определила несколько направлений:

1. Семейное воспитание.

2. Здоровье и спорт.

3. Гражданско-правовое.

4. Художественно-эстетическое.

5. Нравственное воспитание.

 Цель: Развивать личность ребенка, обеспечивая его  всестороннее развитие.

Задачи:

1. Создание  содружества  детей, классного руководителя и родителей.

2. Обеспечение скорейшей адаптации учащихся.

3. Формирование  дружного коллектива, в котором  происходит  всестороннее развитие  личности.

    Одной из главных форм внеклассной  воспитательной  работы, является  классный час. Классный час является прямой формой общения  классного руководителя с учениками.

Исходя из воспитательных целей и задач,  я разделяю классные часы следующим образом:

1. Организационные.

Цель – выбор  актива класса; планирование  внеклассной  работы  на четверть, распределение  обязанностей для  подготовки  к какому-либо  мероприятию; составление  графика  дежурства по классу;  

Формы – беседа, свободное  обсуждение.

2. Профилактические.

Цель – предупреждение  правонарушений, несчастных случаев;  профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

Формы – беседа, ролевая игра, устный журнал.

3. Воспитательные.

Цель – получение  учащимися патриотического и нравственного  воспитания.

Формы – экскурсии, дискуссии.

         4. Познавательные.

Цель – расширение  кругозора учащихся, применение  ими  знаний,  полученных на уроках  и в семье.

Формы – викторины,  КВН.

         5.  Развлекательные.

Цель – поздравление именинников с днем рождения, учащихся со  знаменательными датами.

Формы – конкурсы, концерты, игры.

Тематика этих классных часов  находит отражение в следующих проектах:

1. «Наш выбор Здоровье».

2. «Учение - свет».

3. «Образ «Я».

4. «Я среди людей. Общение друг с другом».

5. «Дарите радость людям».

Проект «Дарите радость людям».

Задачи классного руководителя:

1. Поддерживать  индивидуальные и общественные  интересы каждого.

2. Способствовать  пониманию школьниками  истинных  духовных ценностей

3. Помогать  детям  в общественной работе.

Воспитательная  работа в этом направлении:

 Линейка «Мы рады встретиться друзья»
 Проект: «Дарите радость людям».
(Литературно-музыкальные композиции на концертах, посвящённых,
Дню учителя и Международному женскому дню 8 марта).

 «Скоро, скоро Новый год!» (оформление кабинета).

 Новогодний карнавал (конкурс на лучший новогодний костюм).

 Урок мужества «Помнят люди».

 Но наша жизнь состоит в основном  из повседневных будней,  а это  учеба, поведение.

2-ое правило.
Это выполнение своих должностных обязанностей.

1. Каждое Ваше замечание должно звучать так, чтобы дети могли понять, по-другому просто быть не может,

2. Первые 2 года можно забыть, что есть учительский стол, а за ним - стул. 

3. Если шумят все дети, то бесполезно призывать всех скопом к порядку.

Необходимо выбрать одного - может и не самого большого хулигана, и работать с ним. Разыграть спектакль - строгостью, а может быть и шуткой заставить его понять, что Вы не позволите этому ребенку вести себя, так как ему хочется. Возможно, другим детям не захочется оказаться на месте этого ребенка, и они начнут прислушиваться к Вам. 

4.Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему
(на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит.

 Как театр начинается с гардероба, так и урок начинается еще до звонка. Две ситуации: первая - раздается звонок на урок, учителя нет на месте, класс предоставлен сам себе, шумит и радуется жизни, потом вбегает запыхавшаяся Мария Ивановна и с ходу начинает тренировать голосовые связки ...
Вторая ситуация: за несколько минут до урока учитель уже в классе, под его наблюдением дети готовятся к уроку, происходит живое, непосредственное общение, и только по звонку: «Встали все. Здравствуйте. Садитесь. Начинаем урок».

5. «Всегда быть готовым к уроку, иметь в запасе дополнительные задания для тех, кто не любит работать, и любить, любить. На любовь дети отвечают тем же».

6. «Учитель должен хорошо владеть фактическим материалом, идеально быть готовым к уроку ("Кто четко мыслит, тот четко излагает").

7.Без дисциплины нет и процесса обучения.

К вопросу о дисциплине.

Учитель сам подаёт пример своим ученикам: манерой поведения, последовательностью действий, отношением к окружающим. Мы должны быть едины в своих требованиях.

Если требуем от детей школьную форму – значит и у нас должен быть деловой стиль одежды.

8. Учитель должен быть требовательным и строгим, но максимально справедливым, честным и объективным.

Высказывания великих педагогов, психологов, писателей о трудной, но интересной профессии учителя.

В завершении, хочется привести притчу: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - и, подумав, добавил, - и мира тоже».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система в классном коллективе «Учитель-ученик-родитель»

Вот уже 25 лет я работаю в школе и из  своего педагогического опыта знаю как каждым годом работать в общеобразовательных классах становится всё сложнееПо показателям различных д...

Воспитательная система в классном коллективе Учитель-ученик-родитель

Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и ...

развитие партнерских отношений в системе "учитель-ученик-родитель"

Опыт работы Магистральнинской СОШ №2  был  представлен на форуме "Образование Приангарья", на конференции-презентации"Экологическое здоровьесберегающее образование, воспитание и развитие" . ...

«Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»

Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? В...

К вопросу адаптации первоклассников: учитель – ученик – родители.

Родителям будущих первоклассников к вопросу об адаптации ребенка в школе....