"Применение здоровьесберегающих технологий в рамках группы продленного дня"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

ЕКАТЕРИНА БОРИСОВНА БЕГЛОВА

В статье раскрываются понятия "здоровье", "здоровьесбережение" и сдоровьесберегающие технологии".

Также отражается значимость работы воспитателя ГПД в формировании навыков здоровьесбережения у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpd_i_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель ГПД ГБОУ школы №534 Выборгского р-на Санкт-Петербурга Беглова Е.Б.

Применение здоровьесберегающих технологий
в рамках группы продленного дня

«Ничто так не содействует успеху нашей
деятельности, как крепкое здоровье. Наоборот,
слабое здоровье слишком мешает ей».

(Френсис Бэкон)

Все мы прекрасно понимаем, что здоровье является величайшей ценностью человека. Множество философов, ученых, педагогов разных времен и народов отмечали в своих трудах значимость здоровья для успешной реализации человека во всех сферах его жизни.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), понятие «здоровье» подразумевает состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

По данным статистического сборника Росстата «Здравоохранение в России 2019» продолжает расти количество детей с нарушениями работы эндокринного аппарата и обмена веществ, увеличилось количество зарегистрированных случаев болезней органов зрения, опорно-двигательной и дыхательной систем (возраст 0-14 лет).

С поступлением ребенка в 1 класс его умственная, физическая и психическая нагрузка увеличивается. Ниже приведен список причин, в связи с которыми может ухудшиться состояние здоровья обучающихся. 

Причины ухудшения здоровья школьников:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Неслучайно в программе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является здоровьесбережение.

Здоровьесбережение – это охранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В связи с данной ситуацией учителя и воспитатели должны строить свою педагогическую деятельность с учетом здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
  2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
  3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
  4. Образовательные технологии.

Поскольку во время уроков обучающиеся испытывают значительную психическую и физическую нагрузку (например, освоение нового материала, а также вынужденное однообразное положение тела и др.), существует конкретный список критериев здоровьесбережения, учитывая которые учитель может снизить отрицательное влияние некоторых моментов в процессе осуществления своей образовательной деятельности.

Ниже приведен список тех самых критериев здоровьесбережения.

Критерии здоровьесбережения на уроке:

  • Обстановка и гигиенические условия в классе;
  • Количество видов учебной деятельности;
  • Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности;
  • Количество видов преподавания;
  • Чередование видов преподавания;
  • Наличие и место методов, способствующих активизации;
  • Место и длительность применения ТСО;
  • Поза учащегося, чередование позы;
  • Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления;
  • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
  • Эмоциональные разрядки на уроке;
  • Психологический климат на уроке;
  • Момент наступления утомления и снижения учебной активности;
  • Темп окончания урока.

Как в момент осуществления процесса обучения, так и после него сохранение и укрепление здоровья обучающихся является одной из приоритетных задач педагогических кадров. Поэтому деятельность воспитателя в группе продленного дня (ГПД) также должна осуществляться с применением здоровьесберегающих технологий. Тем самым педагог в ГПД как бы выравнивает и снижает тот негативный эффект, который создается в течение учебного дня.

Что может и обязан сделать воспитатель ГПД в рамках здоровьесбережения?

Осуществляя свою деятельность по направлениям развития личности, опираясь на нормативную базу внеурочной деятельности ( СанПиН, методические рекомендации «Организация и режим работы группы продленного дня, и др.) воспитатель должен уделить особое внимание спортивно-оздоровительному аспекту, привитию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Это достигается за счет формирования соответствующих знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целями этого направления являются:

  • Формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью у детей;
  • Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом и соблюдении режима дня;
  • Формирование у детей потребности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены и здорового питания;
  • Формирование у ребенка потребности обращаться к врачу по любым вопросам, связанным со здоровьем;
  • Создание условий для использования оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологически и иных особенностей;
  • Формирование знаний о негативных факторах риска здоровью детей (гиподинамия, вредные привычки, инфекционные заболевания) и помощь в становлении навыков противостояния им.

Применяя психолого-педагогические технологии (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического
климата в группе, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни), четко следуя режиму дня в ГПД, проводя соответствующие игры как в помещении, так и на свежем воздухе, беседы с обучающимися и их родителями, а также опираясь на опыт коллег в данной сфере, воспитатель ГПД способен эффективно внедрить здоровьесберегающие технологии в своем рабочем процессе.

Источники:

  1. http://www.erono.ru
  2. http://nsportal.ru
  3. http://valeologija.ru
  4. http://kizprogimnazia.dagschool.com
  5. https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня

Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников.    Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровье сберегающие техно...

Методические приемы и здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня

Воспитание у учащихся здорового образа жизни в условиях работы группы продленного дня....

Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня, с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Работа воспитателя группы продленного дня направлена на оздоровление ребенка с  ограниченными возможностями здоровья, через формирование культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно ...

Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня

Работа воспитателя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации ро...

Статья "Практическое использование здоровьесберегающих технологий в условиях группы продленного дня"

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Уже давно неоспоримым стал факт, что школьные нагрузки, которых с годами не становится меньше, оставляют свой от...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня"

Отражается значимость работы воспитателя ГПД в формировании навыков здоровьесбережения у обучающихся.Одной из важных задач образования является сохранение здоровья школьников.Улучшения состояния здоро...