Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс" (социальное направление)
рабочая программа (3 класс)

Цынкалова Ольга Михайловна

Программа разработана с требованиями ФГОС на основе программы В.А.Герасимова "Классный час играючи" 

Эта программа призвана помочь ребёнку в формировании ответственности за свои поступки, развить умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы без конфликтов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       В начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание учениками элементарных этических норм, неловкость в манерах и поведении могут провоцировать детские конфликты. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важных звеньев реализации целей воспитания. Следует научить  ребенка отвечать за свои поступки, уметь их анализировать.

        Эта программа  призвана помочь ребенку в формировании ответственности за свои поступки, развить умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы без конфликтов. Воспитательные мероприятия, представленные в программе, должны помочь в формировании у детей культуры общения, развивать их коммуникативные навыки. Ребята должны научиться формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а так же признавать свою неправоту в случае ошибки. Каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на ошибку. С помощью этой программы классный руководитель должен научить детей  не бояться ошибок. Нужно научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, разным взглядам, вещам.  

     Программа помогает сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной дружной жизнью, без конфликтов.

         В процессе реализации программы по формированию толерантности предполагается  решение следующих  задач:

  • Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  • Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  • Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.).
  • Воспитание активной жизненной позиции.

Цели программы.        

  • Формирование толерантного сознания учащихся, учителя, родительского коллектива, улучшение социально-психологического климата классного коллектива.
  • Организация системы мероприятий, направленных на профилактику аддикативного поведения.
  • Реабилитация школьников с агрессивным, девиантным поведением.
  • Повышение роли семьи в воспитании толерантной личности.
  • Содержание проблемы и обоснование её решения программными методами.
  • Сформировать установки на сотрудничество, построение позитивных отношений.

   Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищённости ребёнка, актуализации мотивации познавательной, поисковой, творческой активности, представления возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Содержание программы

№ п.п

                                              Разделы

                         Кол-во часов

1

Я среди людей

9

2

Умей договариваться

17

3

Стремись делать добро

9

        Курс  «Наш дружный класс» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлен на социальное развитие обучающихся.

      Программа основана на проведении классных часов, утренников, праздников, конкурсов, диспутов, театрализованных представлений,  поисковой работы, игр, ролевых игр, экскурсий, дискуссии и т.д. В итоге реализации программы ожидается, что учащиеся смогут успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять нетолерантным отношениям, быть социально адаптированными.

       В содержание программы входят три раздела: «Я среди людей»,  «Умей договариваться»,  «Стремись делать добро»

1 раздел  «Я среди людей»    

1.         Знакомство. Узнаём друг друга. Презентация        

2.        Учимся сотрудничать. Ролевая игра        

3.         Мои представления о себе.                                  

4.        Что я могу?

5.        Мир эмоций и чувств.Рисунок «Я и мое настроение»

6.        Уважая себя, учимся уважать других. Проект“ Дом, в котором живёт уважение”.

7.        Я - они. Я глазами других.        Диспут      

8.        Я среди людей. Праздник “ Давайте дружить”.

9.         “Многонациональность нашей Родины”

2 раздел   «Умей договариваться»

1. О чем будем говорить на занятиях?

  •  о добрых взаимоотношениях в классе;
  •  о том, как важно уважать себя и других;
  •  о том, как не позволять обижать себя и других.

            Анкетирование (анкета 1)

Если с другом вышел в путь. Виртуальное путешествие

Занятие 2.

1. Обсуждение результатов анкетирования.

2. Агрессия и агрессивное поведение:

  •  что такое агрессия, формы (примеры);
  •  чем опасна агрессия; работа в группах;
  •  как различать шутку, игру и агрессивные действия?

3. Ролевая игра «Мостики дружбы»

Занятие 3.

1.  Диспут: Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? За что дразнят?

  •  результаты анкетирования;
  •  просмотр фрагментов из фильма «Чучело»;
  •  поиск слабого;
  •  непохожесть;
  •  новичок.

2. Ролевая игра  «Рука друга»

Занятие 4.

“Да здравствует вежливость и доброта!” - Утренник. (Мои соседи по парте, классу, дому)

  Работа в группах: Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Сундучок добрых дел.

  • адекватные стратегии поведения;
  • договор (условия);
  • правила класса.

     Ролевая игра  «Воспоминание»

Занятие 5.

Принятие правил класса.

1. Просмотр м/ф  «Крошка Енот» - правило крошки Енота.

2. Работа в группах:  Улыбнись ему – и он тоже улыбнется

3. Обсуждение и принятие правил всем классом.

Занятие 6.

Работа с правилами.

1. Работа в группах:

а) иллюстрирование ( коллективный рисунок);

б) обсуждение в группе: каким образом можно выполнять это правило?

2. Представление группами результатов работы.

3. Обмен мнениями.

Занятие 7.

 1. Обучение выбору адекватной стратегии поведения.

 2. Моделирование и обыгрывание различных ситуаций

 3. Рисование «Наш класс на перемене»

Занятие 8.

1. «Лучшее слово о дружбе».

  • Договор с классом.
  • Листок самонаблюдения «Проверь себя»
  • Анкета 3. «Обратная связь».
  • «Наш класс в жизни школы». Портрет класса

3  раздел  « Стремись делать добро»    

  • «Без друзей меня чуть-чуть»  Классный час. (Выступление детей, как плохо быть одному,     как важно иметь друзей)      
  • «.Россия - Родина моя»  Устный журнал .  Конкурс чтецов.
  • « Мой дом». Составление семейного альбома
  • Иваны, родства не помнящие. « Я и мое имя» - Поисковая работа совместно с родителями. (Значение имени, история  

фамилии, семейное древо)  

  • Дружба, товарищество.         Всемирный день толерантности.Презентация
  • «Давайте жить дружно». Моделирование ситуаций по сюжетным картинам
  • Конкурс- инсценирование Добрых Сказок
  • «Подари другому радость». Благотворительная  Акция «Вырос сам – подари другому»
  • Любимый лицей. Акция « Наведем порядок в доме»        
  • Я живу в Майкопском районе. Круглый стол “ Размышления о войне и мире”.        
  • Культура разных народов.
  • Я и моя история. “Веселая ярмарка”
  • «В гости к Самовару». Знакомство с русскими народными традициями
  • Рыцарский турнир вежливости” Понятия: честь, достоинство, благородство.  
  • «Я-ТЫ -, он, она - вмести дружная семья».  Игровая программа. (Как жилось нам в   этом   году?)
  • Проект.  Цветок дружбы. Творческая работа

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
  • работа с учебной и художественной литературой;
  • подготовка сообщений,  индивидуальных и групповых проектов, презентаций, творческих работ;

                       работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;

  • практические занятия по оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания кружка

        В результате занятий внеурочной деятельности клуба  «Наш дружный класс» обучающиеся знакомятся с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей, формируется понимание того, что требуется уважать различия между людьми, понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий. Учащиеся приучаются к совместному решению проблем и разделению труда. При выполнении заданий - это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества.

       Актуальность и значение программы состоит в том, что она не только развивается  интерес учащихся к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное она способствует воспитанию основных черт толерантной личности:

1. Терпимость к чужим мнениям.

2. Сотрудничество.

3. Отказ от причинения вреда кому-либо.

4. Расположенность к другим людям.

5. Снисходительность.

6. Терпение.

7. Чуткость.

8. Доверие.

9. Доброжелательность.

10. Умение владеть собой.

11. Умение не осуждать других.

12. Гуманизм.

13. Умение слушать собеседника.

14. Способность слушать собеседника.

15. Любознательность.

16. Чувство юмора.

Результаты изучения курса   внеурочной деятельности

     Личностными результатами внеурочной деятельности по программе «Наш дружный класс» являются:

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,
  • сформированность нравственных представлений и этических чувств;
  • культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

     Метапредметными результатами внеурочной деятельности по программе «Дружный класс»  являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • умение организовывать самостоятельную художественно-творческую  деятельность, выбирать средства для реализации художественного  замысла;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

    Предметными результатами внеурочной деятельности по программе «Дружный класс»  являются:

  • усвоение  первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и  

            социальной  действительности (в пределах изученного)

  • умение наблюдать, вести диалог, характеризовать факты и поступки, находить компромисс в решении конфликтных ситуаций

   

Список литературы

1. Научно-практический журнал “Завуч начальной школы”

2. Журнал “Начальная школа”

3. Справочник классного руководителя. Н.И. Дереклеева

4. “Классный час играючи”. В.А.Герасимова

5. “Школьные праздники”. Н.В.Сухарева

6. “Праздники в детских садах и начальной школе”. О.В.Калашникова

7. “Рождественские праздники в школе”. М.М.Малахова

8. “30 детских утренников для начальной школы”. М.М.Давыдова

9. “День защитников Отечества”. Е.И.Ромашкова

10. “Праздники круглый год”. О.В.Калашникова

11. “Сценарии школьных праздников”. “Школа радости”

12. “Сценарии, капустники, развлечения”. Н.Г.Кувашова

13. “Сценарии игр и юмористические сюжеты”. Ю.В.Доброхотова

14. “Настольная книга учителя начальных классов”. “Школа радости”

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Содержание раздела, темы

Количество часов

Дата

По плану

По факту

    I раздел    «Я среди людей»

1

Знакомство. Узнаём друг друга. Презентация        

1

2

Учимся сотрудничать. Ролевая игра        

1

3

 Мои представления о себе.                                

1

4

Что я могу? Самопрезентация своих поделок

1

5

Мир эмоций и чувств. Цветопись.        Рисунок «Я и мое настроение»

1

6

Я - они. Я глазами других.        .

1

7

 Уважая себя, учимся уважать других. Проект“ Дом, в котором живёт уважение  

1

8

Я среди людей. Праздник “ Давайте дружить”.

1

9

“Многонациональность нашей Родины” - Час общения. (Знакомство с “малой” Родиной наших учеников) “Наши соседи” - Марафон. (Путешествие по республикам)

1

II раздел  «Умей договариваться»

10

 Умей договариваться. О чем будем говорить на занятиях?

1

11

Что такое агрессия? Ролевая игра «Мостики дружбы»

1

12

 Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии?     За что дразнят?

1

13

“Да здравствует вежливость и доброта!”

Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Сундучок добрых дел.

1

14

Принятие правил класса. Просмотр м/ф  «Крошка Енот» - правило крошки Енота.

1

15

Работа с правилами. Иллюстрирование

1

16

 Обучение выбору адекватной стратегии поведения.

  Моделирование и обыгрывание различных ситуаций

 Рисование «Наш класс на перемене»

1

17

«Лучшее слово о дружбе». Портрет класса. Наш класс в жизни школы»  

1

III  раздел   « Стремись делать добро»    

1

18

«Без друзей меня чуть-чуть» .(Выступление детей, как плохо быть одному,     как важно иметь друзей)      

1

19

«.Россия - Родина моя»  Устный журнал .  Конкурс чтецов.

1

20

« Мой дом». Составление семейного альбома

1

21

Иваны, родства не помнящие. « Я и мое имя» - Поисковая работа совместно с   родителями  

1

22

Дружба, товарищество.

23

«Давайте жить дружно». Моделирование ситуаций по сюжетным картинам

1

24

Конкурс- инсценирование Добрых Сказок

1

25

«Подари другому радость». Благотворительная  Акция «Вырос сам – подари другому»

1

26

 Акция « Наведем порядок в доме»        

1

27

Я живу в Майкопском районе.        

1

28

Культура разных народов.

1

29

 Яимояистория. Знакомствособычаямиитрадициями Адыгеи.

1

30

«В гости к Самовару» Знакомство с русскими народными традициями.

1

31

Рыцарский турнир вежливости”.Понятия: честь, достоинство, благородство.    

1

32

 «Я-ТЫ -, он, она - вмести дружная семья».  Как жилось нам в   этом   году?

1

33-34

Проект.  Цветок дружбы. Творческая работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"

Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружок «Здоровейка»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»

Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...