Социометрия
материал (4 класс)

Балакина Лилия Валерьевна

Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:

  • Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.
  • Предпочитаемые – дети, получившие один - два положительных выбора.
  • Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).
  • Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

 При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным. Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiometriya_4_kl.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Если бы ты был волшебником, кого из класса ты взял бы себе в помощники ?
  2. Кого пригласил бы на день рождения в качестве гостей?
  3. Кого ни за что не пригласил бы на день рождения?

Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:

  • Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.
  • Предпочитаемые – дети, получившие один - два положительных выбора.
  • Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).
  • Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

 При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным. Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений.

ФИО

Эва А.

Вика Б.

Вова Б.

Даша

Артём Блинов

Маша Б.

Алёна

Влад В.

Марьям

Карина

Вова Е.

Глеб

Артём Ток

Арсений

Снежана

Ксюша

Саша

Влад С.

Эва С.

Вика Ф.

Тимофей

Маша Ц.

Катя

Настя

Сумма + выборов

Эва А.

ХХХХ

+

+

+

+

+

+

+

+ 5

Вика Б.

ХХХХ

+

+ 1

Вова Б.

-

ХХХХ

+

-

-

-

-

+1

- 5

Даша

+

+

ХХХХ

+

+

+

+

+

+

+

+

+ 7

Артём Б

ХХХХ

-

+

+

-

+

-

+

+ 4

- 3

Маша Б.

ХХХХ

-

-

- 2

Алёна

+

ХХХХ

-

+

-

+ 2

- 2

Влад В.

-

+

-

ХХХХ

-

-

-

-

+

+

+

-

+

+

+6

- 6

Марьям

+

+

+

+

ХХХХ

+

+

+

+

+

+ 9

Карина

+

ХХХХ

+

+

-

+ 3

- 1

Вова Е.

+

ХХ

+

+ 2

Глеб

+

ХХ

+ 1

Артём Ток

+

ХХ

+

+

+ 3

Арсений

-

-

-

-

-

-

-

-

-

ХХХХ

-

-

-

-

-

-

-

-

- 17

Снежана

+

+

ХХ

+

+

+

+ 5

Ксюша

+

+

+

+

+

ХХ

+

+ 6

Саша

+

-

+

+

+

+

ХХ

-

+

-

+ 6

- 3

Влад С.

-

+

-

-

+

-

-

ХХ

-

-

-

+ 2

- 8

Эва С.

-

-

ХХ

- 2

Вика Ф.

+

+

+

+

+

ХХХХ

+ 5

Тимофей

+

+

+


+

ХХ

+ 4

Маша Ц.

-

ХХХХ

+

+ 1

- 1

Катя

+

+

+

+

+

ХХХХ

+ 4

Настя

-

-

+

ХХ

+ 1

- 2

Протокол социометрического исследования

Класс: 4

Классный руководитель: Балакина Л.В.

Дата проведения:   21.09.2020 г

Метод исследования: социометрическое исследование.

Анализ психометрических данных позволяет  констатировать:

          В психологическом исследовании межличностных отношений в классном коллективе  по поводу учебной деятельности приняли участие  24  ученика.

Структура эмоциональных отношений в группе.

Статус «звезда» имеют 5 учеников –  Гусейнова Марьям, Ахметгалеева Эвелина, Никонова Снежана, Федосеева Вика, Пестова Ксения

Статус «предпочитаемые» имеют  15 учеников – Баянова Даша, Батин Владимир, Баринова Вика, Блинов Артём, Бычкова Алёна, Дюпина Карина, Ефимов Вова, Карелин Глеб, Токаревских Артём, Рыбьяков Саша, Сидоров Влад,  Фролов Тимофей, Цветкова Маша, Чернова Катя, Юсаева Настя

Статус «отвергаемые» имеют  4 ученика – Бытова Мария (-2), Васильев  Владислав (-6), Слепухина Эва (-2), Апаскин Арсений (- 17)

Результаты исследования показали:

 Анализ общей структуры отношений по поводу учебной деятельности показывает степень сплоченности классного коллектива.  Рост числа учащихся в крайних статусных категориях свидетельствует о избирательности в сфере личных взаимоотношений. Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Опираясь на наблюдения свои собственные, я могу сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются и нашем в коллективе.

Рекомендации по улучшению межличностного взаимодействия в детском коллективе

  • Вовлечение изолированных учеников в интересную деятельность, способствующую повышению их социометрического статуса, используя разовые школьные поручения, игры
  • Помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой, прежде всего зависит положение учащегося (преодоление неуспеваемости)
  • Проведение беседы с родителями, направленной на вовлечение изолированных детей в разнообразную внешкольную сеть образовательных учреждений (спортивные секции, кружки), где есть возможность завоёвывать более устойчивый статус в новой структуре межличностных отношений.
  • Способствование развитию взаимной симпатии в межличностных отношениях между членами группы.
  • Учить замечать достоинства каждого члена группы.
  • Формирование нравственных отношений между учениками.
  • Предложить авторитетным сверстникам поддерживать изолированного ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тест: «Цветовая социометрия»

Методика «Цветовая социометрия»Для исследования эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Данный тест был успешно использован при работе с детьми с ОВЗ....

Социометрия класса

Бланк социометрического опроса и социометрия класса до проведения проекта и после проекта....

Социометрия

Методика позволяет изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят....

Социометрия.

Социаметрия-это очень важная вещь в начальной школе. Иногда не достаточно того, что мы видим в классе и на помощь приходят подобные анкеты. На основе авторских методик и личного опыта я составила данн...

Социометрия

Выбери 3 друга, с которыми ты бы отправился на необитаемый остров , отметил бы вместе Новый год или свой День рождения!...

Результаты социометрии

Аналитическая записка по результатам исследования отношения учащихся 4 «Б» класса к школе и учителям и рекомендации к изменениям в учебном процессе(февраль 2017) В анкетировании прини...

социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений...