программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА – НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ!»
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Иконникова Татьяна Сергеевна

      Программа адресована ученикам начальной школы, их родителям и классным руководителям. Представляет собой теоретическое воплощение идеи сотрудничества родителей и школы, связи семьи и образовательного учреждения, а также просвящения родителей в области воспитания и развития их детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotrudnichestva_semi_i_shkoly.docx115.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

школы с родителями учащихся вторых классов

«СЕМЬЯ И ШКОЛА – НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ!»

Составитель: Иконникова Татьяна Сергеевна

Участники программы: обучающиеся, родители, лица их заменяющие, администрация школы, педагоги школы, педагог-организатор, психолог, социальный педагог, классные руководители.

Сроки и этапы реализации программы: 2020-2021 учебный год.

I. этап – организационный:

  • анализ и диагностика взаимодействия педагогов и родителей (семей);
  • формирование общественного мнения о значимости и необходимости работы с семьей;
  • организация планирования работы с семьей.

II. этап – реализация программы:

  • организация работы по реализации программы;
  • отслеживание механизма работы школы с семьей;

III. этап – мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
  2. Цели и задачи программы………………...................……………………..…5
  3. Содержание программы………………………………………………………7
  4. План реализации программы организации сотрудничества с родителями.………………………………………………………………………....10
  5. Список литературы………………………………………………………….12

Приложение 1.        Методика диагностика взаимоотношений учителей и родителей «Сотрудничество семьи и школы»

  1. Пояснительная записка

В настоящее время становится все более очевидным, что решение задач воспитания и обучения, решение проблем социальной жизни ребенка возможно только при объединении усилий семьи и школы. Роль семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка очень высока, так как те качества, что были привиты в семье, сохраняются на всю жизнь. Как говорил В.А. Сухомлинский «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью». К сожалению, многие родители, не имея педагогического образования, не зная возрастных особенностей детей,  в некоторых случаях не могут помочь своему ребенку преодолеть кризис определенного возраста, решить какую-то проблему, справится с трудной задачей, их учебно-воспитательная деятельность строится на основании интуиции. Здесь на помощь может прийти школа, как социальный институт.

Актуальность. Тесное сотрудничество между школой, в лице классного руководителя, и семьей, в частности родителями, взаимодействии этих социальных институтов способствует гармоничному развитию младших школьников на ступени начального образования. Сотрудничество – это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, это общая задача взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов.

Программа организации сотрудничества «Семья и школа – навстречу друг другу!» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025. – М.: Российская газета – Федеральный выпуск, 2015. – № 6693 (122).  

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2014. – 134с.

3.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 2016. – 53с.

Права и обязанности родителей (законных представителей) определены в следующих документах:

4. Конституция РФ (ст. 37,43)

5. «Конвенция о правах ребенка» (параграф 1 ст. 23)

6. Семейный кодекс РФ (гл.12)

Программа является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей и направлена на создание системы сотрудничества семьи и школы в интересах развития личности ребенка.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач воспитания младшего школьника.

Программа адресована ученикам первых классов и их родителям. Она представляет собой теоретическое воплощение идеи сотрудничества родителей и школьного коллектива, связи школы с социумом села, с общественными организациями и учреждениями; защита семьи, материнства, нравственного просвещения родителей и воспитания будущих родителей.

Философское основание программы составили взгляды Е.В. Губанихиной, Н. Джексон, В.А. Кольцова, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Коджаспировой, Т.К. Ким, Л.И. Савинова,  М.А. Мазаловой, М.М. Прокопьевой, Г.Ф. Шафранова-Гуцева, и др.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: создание целенаправленной работы по сотрудничеству с семьями обучающихся, направленной формированию эффективной системы взаимодействия педагога и родителей, способствующей достижению воспитательных эффектов.

Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.

Основные задачи программы:

1.       Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы.

2.       Организация родительского просвещения на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

3.      Формирование основ здорового образа жизни  в семьях.

4.       Создание условий для профилактики асоциального поведения детей.

5.     Совершенствование форм  взаимодействия школа – семья. Усиление роли семьи в организации воспитательного процесса школы.

6.    Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).

Основными направлениями работы с родителями:

  • Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики (тематические классные часы и общешкольные родительские собрания, организация встреч со специалистами).
  • Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (работа родительских активов классов, участие родителей в рейдах, в заседаниях Совета профилактики; активное вовлечение родителей в организацию классных и школьных мероприятий).
  • Диагностика (обследование условий жизни и воспитания детей, изучение готовности родителей к сотрудничеству со школой, с классным руководителем).
  • Коррекционная работа является продолжением диагностической.

Организация работы с родителями:

  • со всеми родителями  в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
  • с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий, бесед по формированию навыков и умений, связанных с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.

Работа с коллективом родителей ведется в направлении повышения педагогической культуры и выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы.

Ожидаемые результаты:

  • овладение родителями (законными представителями) новыми знаниями и практическими навыками в области воспитания, образования и психологии ребенка, способствующих формированию компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;
  • овладение конструктивными способами общения с каждым участником педагогического взаимодействия;
  • увеличение количества родителей-лидеров, которые умеют и с удовольствием участвуют в учебно-воспитательном процессе школы;
  • психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
  • возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
  • утверждение здорового образа жизни;
  • активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
  • создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и системы дополнительного образования по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.
  1. Содержание программы

Организация работы с воспитанниками, их родителями и педагогами предполагает использование следующих форм и видов деятельности сотрудничества с семьей:

  1. Традиционные формы работы:

- посещение на дому;

- индивидуальные консультации;

- родительские собрания;

- концерты;

- творческие отчеты и др.

  1. Инновационные формы работы:

- совместные досуговые мероприятия учителей, родителей и учеников;

- организация семейных художественных студий;

- вовлечение родителей в проектную деятельность и т.д.

Табл. 1

Направления, содержание и формы реализации программы


Направления

Содержание и формы
деятельности

1.

Организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьёй

А) изучение семей (социальный паспорт класса);
Б) отбор, составление и проведение методик по изучению семьи;
В) выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы;
Г) изучение запроса, заказа родителей на содержание и формы обучения их детей;

Д) знакомство родителей с учебным планом, программами, вариантами обучения;

Е) выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение родительского собрания;
Ж) обеспечение и стимулирование работы родительского комитета;

З) организация психолого-педагогического просвещения родителей;
И) распределение поручений между родителями по участию в делах класса.

К) Составление программы развития ребенка.

Л) Проведение педагогических консилиумов по координации воспитательных воздействий на ребенка, реализации программы его развития.

2

Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А) создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

- организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

- создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?» «Чем помочь родителям?» «Чем порадуем, как порадуем родителей?»);

- творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях;

- организация выставок результатов труда родителей.
б) работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
- знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, распределение обязанностей между родителями и детьми);
- пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье;

в) организация совместной деятельности родителей и детей:
- организация семейных конкурсов – «читающая семья», «спортивная семья», «дружная семья», конкурс семейных газет;

- представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье;
- проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии);
- выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта);

- выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты, описать наблюдения, провести опыты);
г) проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения;

д) создание совместных объединений по интересам, клубного типа.

3

Организация работы коллектива родителей

а) развитие самоуправления в классном родительском коллективе:
- повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления, совершенствование методики их проведения;
- организация коллективного обсуждения и принятие решений по всем вопросам, затрагивающим интересы родителей и детей;
- проведение на родительских собраниях коллективного планирования работы на год, главных событий, мероприятий;
- организация коллективного анализа работы школы и класса за учебный год, а также основных проблем и событий в коллективе;
- выборы родительского комитета;
- организация систематической работы родительского комитета,
- обеспечение реальных полномочий родительского комитета, его прав и обязанностей;
-  привлечение родительского актива к обсуждению планов воспитательной работы, основных документов, затрагивающих интересы детей;
-  привлечение родителей к организации общешкольных дел, создание родительских советов, проблемных и творческих групп.

4

Психолого-педагогическое просвещение родителей

а) Организационная работа в классных коллективах:
- изучение образовательных ориентаций родителей;
- сбор заявок на встречу со специалистами;
- обсуждение проблем воспитания детей для составления тематики различных форм просвещения родителей;
- привлечение родителей к подготовке и проведению занятий.
б) Совершенствование форм психолого-педагогического просвещения родителей:

- использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъектную позицию родителей (вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);

- организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей «мозговую атаку» в процессе коллективного поиска способов решения проблемы, разработки рекомендаций по обсужденному вопросу, составлении памяток, проектов, предложений;

- расширение групповых форм просвещения родителей, связанных с особенностями пола детей, типичными проблемами в воспитании отдельных групп детей;

- организация индивидуального просвещения родителей (совместные беседы-поиски по проблемам ребенка, подбор литературы, организация консультаций со специалистами, составление памяток, совместное планирование действий по решению конкретной проблемы ребенка);

- информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;

- подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу, список публикаций.

4. План реализации программы организации сотрудничества с родителями

Виды деят-ти

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Диагностика  уровня сотрудничества семьи и школы

1. Выявление положительных ожиданий родителей от сотрудничества со школой

Октябрь

Классный руководитель,

Психолог.

2. просвещение родителей в области психолого-педагогических знаний

1. Тематические классные родительские собрания

2. Общешкольные  родительские собрания.

3. Деловые  игры.

6. Психолого-педагогический лекторий. (Для разных категорий семей с обязательным приглашение специалистов).

7. Консультации для родителей

(Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников).

8. Тематические мастер классы с участием родителей.

9. Модули тем в образовательных областях и дисциплинах:

Литературное чтение: семейная тема на страницах художественных произведений русских писателей.

10.  Беседа на тему «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка»

1 раз в четв.

4 раза в год

2 раза в год

Октябрь

В течение года

2 раза в год

По плану

январь

Классные руководители

Адм., зам. дир. по ВР, педагог-организатор

Классный рук.

Зам.дир. по УВР, соц. Педагог, учителя нач. классов.

Класс.руковод.

Клас.руковод., род комитет.

Педагог         

Классный руководитель

3. Работа с родительским активом

1. Организация акций:  «Здоровый образ жизни – это стильно»

2. Организация недели: «Семья и школа».

3. Организация праздников: «День Знаний», «День матери», «Масленица», «Новый год», «Последний звонок», «Выпускной вечер».

4. Дежурство во время общешкольных праздников.

5. Рейды. Посещение семей.

6. Подготовка и проведение родительских собраний.

7. Помощь  в организации ремонта  классов и школы.

8. Оказание помощи родителям из многодетных и малообеспеченных семей через  центр Социальной защиты.

октябрь

ноябрь

По плану

По плану

По

необходимости

Июнь – август

По необходимости

Зам. директора по УВР,

педагог-организатор

соц. педагог.

клас.руковод.,

род.комитет.

4. Работа с семьями «Группы риска»

1. Посещение семей.

2. Проведение консультаций для родителей.

3. Приглашение на Совет профилактики.

5. Заседания совета профилактики (совместно с родителями)        

6. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.

7. Оказание содействия родителям в вовлечение детей в кружки и секции

8. Проведение рейдов по соблюдению распорядка дня учащимися из категории риска.

9. Клуб общения родителей (для проблемных и неблагополучных детей).

По плану,  По   необход-ти в течение года  

Зам. дир. по ВР, педагог-организатор,

соц. педагог и классные руководители

педагогический коллектив  

5.Школьные традиции

1. День открытых дверей.

2. «Папа, мама,  я – спортивная семья».

3. Предновогодняя ярмарка.

4. Неделя «Семья и школа».

5. День здоровья.

6. День матери.

7.  Семейные вечера: Дети + родители.

8. Конкурсы фотографий, рисунков, сочинений, и т.д.

- конкурс рисунков: «Родители – первые педагоги ребенка!».

9. Творческие выставки детских работ.

В течение года

декабрь

  Зам. директора по ВР,

Педагог-организатор,

Клас.руководитель

6. Взаимосвязь: с социумом, с общественными

организациями и учреждениями.

1. Приглашение с беседами специалистов из учреждений дополнительного образования, ГАИ, милиции, больницы и т.д.

2. Организация и проведение медосмотра.

3. Совместные мероприятия с ДК, библиотекой, больницей, спорткомитетом, детским садом.

В течение года

Админ. школы,  

Зам. директора по УВР, педагог-организатор,  соц. педагог.

Клас.руководитель

Одна из самых эффективных групповых форм работы с родителями – это родительские собрания. Могут быть представлены следующие темы:

1 четверть: «Как помочь ребенку учиться? Роль семьи в учебно-воспитательном процессе».

2 четверть: «О дружбе детей и родителей».

3 четверть: «Типы семей и стили семейного воспитания».

4 четверть: «Семья и школы партнеры в воспитании ребенка!».

Список литературы:

  1. Аудмайкер К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе / К. Аудмайкер. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 152с.
  2. Джексон Н. Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии: учебное пособие / Н. Джексон. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 286с.
  3.  Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой: учебное пособие / Т.К. Ким. – М.: Прометей, 2013. – 166с.
  4. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей – 6-е изд. перераб. и доп. / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. – М.: Дашков и К°, 2014. – 260с.
  5. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов / под ред. О.А. Щекиной. – Спб.: Спб АППО, 2014. – 90с.
  6. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / под ред. В.А. Кольцова. – М. Институт психологии РАН, 2013. – 956с.
  7. Темплар Р. Правила родителей пер. с англ. – 7-е изд. перераб. и доп. / Р. Темплар. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 271с.
  8. Андреева С.И. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе / С.И. Андреева, А.А. Фоменко // Современное образование Витебщины, 2017. – № 2(6). – с. 22-25.
  9. Бессонова В.Г. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс / В.Г. Бессонова // Начальная школа, 2016. – № 8. – с. 6-8.
  10. Волокитина Ю.Н. Взаимодействие семьи  школы в решении психологических, социально-педагогических и физиологических проблем адаптации первоклассников к школе / Ю.Н. Волокитина, О.И. Баранова // Концепт, 2017. – Т.24. – с. 37-41.
  11. Губанихина Е.В. Подготовка учителя начальных классов к продуктивному взаимодействию с семьей / Е.В. Губанихина // Начальная школа, 2016. – № 12. – с. 3-7.
  12. Гурьянова Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями / Т.А. Гурьянова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. – с. 38-40.
  13. Лапагина Н.В. Современные формы взаимодействия с родителями / Н.В. Лапагина // Социальная сеть работников образования nsportal, 2017. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://nsportal.ru/2017/03/14/sovremennye-formy-vzaimodeystviya-s-roditelyami/
  14. Майер А.А. «Общественный договор» о сотрудничестве педагогов и родителей в игровой форме / А.А. Майер // Педагогика и образование, 2015. – №4. – с. 89-91.
  15. Минина Н.Н. Сопровождение детей из семей мигрантов / Н.Н. Минина // Начальная школа, 2014. – № 9. – с. 18-19.
  16. Нимаева Е.Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие / Е.Г. Нимаева // Образование и воспитание, 2016. – № 3. – с. 53-54.
  17. Петровичева А.А. Взаимодействие семьи, школы и социума / А.А. Петровичева // Молодой ученый, 2016. – № 5. – с. 723-727.
  18. Пистун Ю.В. Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации ФГОС / Ю.В. Пистун, Г.П. Ковачева // Инновационные технологии в образовании и науке: материала международной науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС Интерактив Плюс, 2017. – В 2т. Т1. – с. 160-162.
  19. Пишина Е.В. Как организовать работу с родителями / Е.В. Пишина // Начальная школа, 2015. – № 4. – с. 65-66.
  20. Прокопьева Ю.П. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка / Ю.П. Прокопьева, Е.Н. Неустроева // Концепт, 2017. – Т26. – с. 255-256.
  21. Слезкова Т.И. Извечная проблема: семья и школа / Т.И. Слезкова, О.И. Домащенко, Е.И. Щукина // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции. – Спб.: Реноме, 2016. – с. 210-212.
  22. Швецова Н.И. Методика взаимодействия с семьей / Н.И. Швецова // Молодой ученый, 2015. – №5. – с. 554-556.
  23. Шевченко О.С. Взаимодействие школы и родителей младших школьников / О.С. Шевченко // Теория и практика современной науки, 2016. – №6. – с.67-69.
  24. Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». – М.: Российская газета – Федеральный выпуск, 2015. – № 6693 (122).
  25. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2014. – 134с.
  26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 2016. – 53с.

Приложение1

Методика диагностики взаимоотношений учителей и родителей «Сотрудничество семьи и школы»

Цель методики: выявить положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой.

Инструмент методики: анкета.

Инструкция: родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, высказав свое согласие или несогласие по каждому утверждению, отметив соответствующими знаками «+» или «–».

Оценка производится по следующим параметрам:

  1. подтвердились ли ожидания родителей от работы классного руководителя (пункты анкеты 1,2,3,4,5,7,8,9);
  2. заинтересованность в дальнейшем взаимодействии со школой (пункты 3,4,7,9);
  3. активность родителей (пункты 5,8,10,11);
  4. нежелание родителей сотрудничать со школой (пункты 6,12,13).

Анкета

Уважаемые родители по каждому из пунктов выскажите свое мнение «да» или «нет», проставив напротив каждого пункта знак «+» или «–»

Спасибо за участие!

Фамилия, имя, отчество_____________________________________

1. Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.

2. Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.

3. Профессиональная компетентность учителей соответствует норме.

4. Я всегда могу без приглашения обратиться к учителю.

5. Я регулярно посещаю родительские собрания.

6. Родительские собрания – этовынужденная необходимость.

7. Родительские собрания – этовстреча единомышленников.

8. Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.

9. Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне нужна.

10. На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.

11. Готов материально помочь классу в разумных пределах.

12. Ремонт класса – этодело школы.

13. В ремонте готов помочь только материально.

Ключ: При подсчете учитывается только количество положительных ответов. Положительные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя. О заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии со школой свидетельствуют положительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут быть показателем активности родителей. Как сигнал тревоги можно рассматривать положительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означают, что с данными родителями классный руководитель вел недостаточную психолого-педагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Семья и школа»

Младший школьный возраст благоприятен для развития у детей духовно-нравственной культуры, так как в этот период в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. В ...

Конспект классного часа на сплочение коллектива в начальной школе «Учимся понимать друг друга»

Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков...

Программа "Семья и школа"

Эта программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию....

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Наш друг Мойдодыр»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...

Раздел программы "Семья плюс школа"

   В последнее время все чаще прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. Взаимоотношения с родителя...

Программа "Семья плюс школа"

Разработка программы по совместному воспитанию и обучению детей в начальной школе....

Программа по работе с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся с интеллектуальными нарушениями "СЕМЬЯ м школа: навстречу друг другу"

Программа по работе с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся с интеллектуальными нарушениями "СЕМЬЯ м школа: навстречу друг другу"...