"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной школы является патриотическое воспитание подрастающего поколения,ведь детство-самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.Воспитание патриотизма в современной школе определяется как целенаправленная деятельность,призванная формировать у детей ценностные ориентации,качества,нормы поведения гражданина и патриота России(по ФГОС).

Одним из основных способов нравственно-патриотического воспитания в школе является участие школьников в проектной деятельности.Методические материалы,представленные мной,наработаны творческой группой учителей ГБОУ школы "Тутти",призваны обновить содержание образования детей в области гражданского и патриотического воспитания через представление общественности России личного педагогического опыта.Задачей нашего коллектива является привитие детям чувства любви к Родине,культуре,истории своего народа,традициям своей семьи по средствам широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую работу.Цель нашей работы мы видим в духовно-нравственном воспитании учащихся,развитии патриотизма,национального самосознания и любви к Родине,а также укреплении семейных традиций и родственных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Терешенкова Галина Владимировна, учитель начальных классов, ГБОУ школа «Тутти»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация: Будущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач современной школы является патриотическое воспитание подрастающего поколения, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма в современной школе определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы, поведения гражданина и патриота России (по ФГОС).

Одним из основных способов нравственно-патриотического воспитания в школе является участие школьников в проектной деятельности. Методические материалы, представленные творческой группой учителей ГБОУ школы "Тутти", призваны обновить содержание образования детей в области гражданского и патриотического воспитания через представление общественности России личного педагогического опыта. Задачей нашего коллектива является привитие детям чувства любви к Родине, своему городу на основе приобщения к родной природе, культуре, истории своего народа, традициям своей семьи по средствам широкого вовлечения учащихся в проектно - исследовательскую работу. Цель нашей работы мы видим в духовно-нравственном воспитании учащихся, развитии патриотизма, национального самосознания и любви к Родине, а также в укреплении семейных традиций и родственных связей.

Ключевые слова: педагогический проект, патриотическое воспитание, гражданственность, современное общество, подрастающее поколение.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Под патриотическим воспитанием (по ФГОС) понимается постепенное формирование любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Цель патриотического воспитания в школе - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, воспитание достойных граждан России, патриотов своей Родины. Школа призвана формировать у подрастающего поколения представления о великом прошлом и настоящем своей Родины на основе сохранения преемственности поколений, уважения к военной истории России, чувства гордости за свое Отечество.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в современной школе является участие в проектной деятельности. Задачи проектно-исследовательской работы, организованной в современном образовательном учреждении в области гражданского и патриотического воспитания:

  • формировать представление об истории России, используя различные виды деятельности (художественный труд, музыкальное и литературное творчество, исследовательскую работу);
  • пробуждать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города и страны;
  • знакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями, участниками войны, ветеранами;
  • показывать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны, их самоотверженный труд и выдающиеся человеческие качества в мирное время;
  • развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки, посвященных истории своего Отечества;
  • привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-дидактического материала;
  • повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.

Метод проектов актуален и эффективен в современной образовательной системе. Во-первых, проект не привязан к школьной программе и не имеет четких границ, он позволяет каждому почувствовать себя исследователем, помогает не только максимально раскрыть возможности школьников, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, школы и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство.

В настоящее время именно на современную школу возлагается ответственность воспитания у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, воспитание любви к родному городу, к своей семье, к своей школе. Поэтому начиная с раннего возраста дети знакомятся с гимном, флагом и гербом России. По карте ребята узнают, как огромна территория России, сколько народов и национальностей населяют нашу страну, и что каждый народ имеет свои обычаи и традиции, свою культуру. Мы гордимся, что живём в России, что мы - россияне. Россия - родина - мать. Все чаще произносятся в современной школе эти священные для каждого россиянина слова. Но каждый, живущий в нашей стране, имеет свою малую родину, город, в котором он родился и живёт.

          Одним из способов организации работы по патриотическому воспитанию в школе по ФГОС осуществляется через проектную деятельность учащихся, которая носит исследовательский характер. Этому посвящён проект учащихся начальных классов «Моя малая Родина» по окружающему миру. Девиз проекта: «Чтобы любить свой родной город Санкт-Петербург и гордиться им, его надо хорошо знать!» Детям младшего школьного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того места, где находится школа, с Литейного проспекта. Ребята во время экскурсий познакомились с достопримечательностями, расположенными около школы. Затем выполняют задание: подготовить фоторассказ о любимых местах в Санкт- Петербурге и Ленинградской области, о достопримечательностях, которые ребята часто посещают вместе с родителями, гуляя по городу и его пригородам. Совместно в классе был разработан план проекта, определены сроки его выполнения, а также, как будет выполняться работа: индивидуально, в паре или в группе друзей. Работая над проектом, ребята вместе с родителями занимались исследовательской деятельностью, которая была направлена на самостоятельное добывание знаний по истории города и его пригородов. Результатом работы явились презентации, которые также помогли ребятам подготовить родители. Цели проекта были достигнуты. Каждый участник проекта мог твёрдо сказать: Я люблю свою Родину - Россию! Я люблю свой город - Санкт-Петербург!

Патриотизм - одна из важнейших черт воспитания всесторонне развитой личности. Школьные годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности. Поэтому важно правильно организовать процесс воспитания и усвоения детьми опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания окружающей их социальной действительности.

Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. Этому посвящён проект «Моя семья».

Проект решает следующие задачи:

  • воспитывать чувство самоуважения через добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям;
  • воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям;
  • формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Работая над проектом, ребята собрали фотографии всех членов семьи, совместные дела и праздники, проводимые в семье. На презентации проекта дети представили газеты, фоторассказы, альбомы о своих семьях.

В 2020 году вся мировая общественность отметила знаменательную дату - 75- летие Победы в Великой Отечественной войне. Каждая годовщина Победы нашего народа в Великой Отечественной войне - это отличная возможность ещё раз вспомнить и почтить памятью и вниманием всех тех, кто причастен к этой знаменательной дате, тех, кто дал нам возможность жить в мире и согласии, чувствовать себя свободными и счастливыми людьми, гражданами нашей необъятной Родины.

Создание проекта «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны» направлено на работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории и предполагает широкое привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной

войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75- летия Победы.

Проект организуется и проводится инициативной группой учителей и учащихся в рамках мероприятий, посвященных празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  • знакомство учащихся с историей своей семьи в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, сбор информации о ближайших родственниках - участниках войны и тружениках тыла;
  • представление результатов исследований участников проекта на школьной конференции;
  • оформление выставки работ участников проекта, приуроченной к празднованию 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне;
  • создание альбомов «Бессмертный полк «Тутти» и «Книга памяти «Тутти».

Участниками проекта являются учащиеся 1-11-х классов.

Проект реализуется в два этапа: I этап включает в сбор информации о родственнике (родственниках), биография которого (которых) связана с героическим прошлым Великой Отечественной войны и представление результатов своих исследовательских работ на рассмотрение жюри; II этап - представление лучших работ на школьных конференциях, оформление альбомов и стенда, награждение участников проекта.

Работы были представлены в форме слайдов, содержащих сведения о родственнике - участнике Великой Отечественной войны (фото, краткие биографические сведения, краткий рассказ о военных события), презентаций, сочинений, эссе, интервью по теме проекта, стихотворений, которые были представлены в программе мероприятий школы, посвященной празднованию 75 - летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне (Уроки Мужества, литературно - музыкальная композиция "Нам дороги эти позабыть нельзя!", встречи с ветеранами ВОВ, жителями блокадного Ленинграда, бывшими узниками нацистских концлагерей).

На заключительной конференции обучающихся участники проекта были награждены грамотами, дипломами и памятными призами. Лучшие работы вошли в сборник материалов проекта (Спб, из-во "Словесник", 2020г) Особая награда учреждена для класса - самого активного участника проекта, а также для самого активного классного руководителя.

Воспитание чувства любви к Родине через проектную деятельность - это воспитание любви к своей школе, уважения к своему классу. В начале сентября традиционно проводятся беседы о школе, дети знакомятся с историей здания, в котором расположена школа, с ее традициями. Затем организовывается обзорная экскурсия по школе: знакомство детей с теми помещениями, которые имеются в школе, с людьми, работающими в нашей школе. После экскурсии даётся задание: работаем над проектом «Мой класс и моя школа». Цель проекта:

  1. воспитывать чувства любви и гордости за свою школу, за её культурные традиции, чувства уважения к старшим, любви к своей школе и друзьям;
  2. воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории школы и ее традициям;
  3. формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

         Презентации, представленные детьми по проектам «Моя семья», «Мой класс и моя школа» показали в каких семьях  растут дети, какие общие интересы, дела и традиции объединяют их, как ребята любят своих родителей. А также какие традиции есть в школе «Тутти», как проходят праздники в начальной школе, и как ребята любят свою школу и своих учителей.

           Подведению итогов исследовательской деятельности учащихся в течение года служил конкурс проектов «Я и мой мир», на котором все участники были награждены дипломами победителей и участников конкурса проектов.

            Обобщением опыта проектно-исследовательской работы в области гражданского и патриотического воспитания стал семинар учителей разных школ города "Роль семьи и школы в нравственно - патриотическом воспитании школьников”. Тема семинара очень актуальна в наше время, так как деятельность школы в организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи с всеобъемлющим привлечением к этой работы семьи с каждым годом только доказывает свою важность и необходимость. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у подрастающего поколения должны быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма, а проектная деятельность напрямую способствует воспитанию у ребят чувства любви к Родине, к своей семье, родной школе. И эта работа продолжается.

Список литературы:

  • Высоцкий В., О. Жиренко О. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся. - М.: Знание, 2008
  • Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение», 2009
  • Жиренко О., Лапина Е.Я. - гражданин России! - М.: ВАКО, 2008
  • Пашкович И. Патриотическое воспитание. - Волгоград: Учитель 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Повышение уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела детской организации

Повышение уровня  патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела  детской организации...

Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении, в условиях больничного стационара

Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит  пр...

"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"

АННОТАЦИЯБудущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач сов...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны

Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...

«Новые формы работы патриотического воспитания детей и подростков»

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние духовного, нравственного и патриотического воспитания детей: формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравстве...