Притча - мудрость веков.
статья

Существует философский принцип: подобное создается подобным: нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию»

МБОУ «СШ № 3»

Гладкая Татьяна Михайловна

«Притча – мудрость веков»

Духовно-нравственное воспитание имеет свои особенности и требует специальных педагогических технологий, отличающихся от традиционных. Особенностью парадигмы духовно-нравственного воспитания является тот факт, что педагог, не просто должен знать содержание материала, но должен всем сердцем принимать ценности духовно-нравственной направленности, сам жить по этим заповедям, осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Иначе педагог не будет убедителен, не сможет привить нравственные и духовные устои детям.

Существует философский принцип: подобное создается подобным: нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью.

Работая руководителем методического объединения учителей начальных классов я долгие годы сталкивалась с одними и теми же проблемами: родители готовы много сил и времени тратить на зарабатывание денег, чтобы обеспечить ребёнка материально, но совсем не готовы заниматься духовно-нравственным воспитанием, считая, что этим должны заниматься педагоги.

Исходя из данной реальности наше методическое объединение решило что-то менять. Простое слово «надо» нас не устраивало, мы провели анкетирование как детей, так и родителей на предмет их собственных позиций «добра и зла», уровня духовно-нравственной культуры и религиозности. Данные анкетирования свидетельствовали о том, что:

  • 68% детей не могут ответить на вопрос «что такое добро и что такое зло?»;
  • 56 % родителей при ответе на тот же вопрос испытывали затруднения;
  • 35 % родителей пока не определились со своими религиозными предпочтениями.

С целью более глубокого анализа ситуации был проведён мониторинг за последние пять лет семей и обучающихся поставленных на учёт в ОВД и органы опеки и попечительства. Данная таблица наглядно их демонстрирует:

2007-2008 уч.год

2008-2009

уч.год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Учёт ОВД

1 чел.

1 чел.

2 чел.

2 чел.

3 чел.

Учёт органов опеки и попечительства

2 семьи

2 семьи

3 семьи

4 семьи

4 семьи

        Воспитание процесс медленный, не простой, требующий комплексного, системного подхода, то есть увязывания многих различных, часто противоречащих друг другу компонентов. Воспитывать нужно учиться. А. С. Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего — люди». Эти слова как нельзя лучше объясняют, что воспитывать — это значит быть рядом с воспитуемым и принимать участие в его жизни и внешней, и опосредовано во внутренней.

Для России государствообразующим народом стали русские, а народообразующей верой – Православие. Одним из условий духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры является принятие педагогом позиции ребенка, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, добрее. От педагога требуется умение не навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы детей, уметь адекватно реагировать на возможные провокации. Помимо духовных сокровищ Православие обладает и огромными культурными богатствами, владеет уникальными знаниями о душе человека и окружающем мире. Ни один человек не может быть, по-настоящему образован, если он не представляет, какую роль сыграла Церковь в становлении и развитии российской государственности, социальном и культурном развитии нашего Отечества.

Выбирая инструментарий для проведения работы по повышению духовно-нравственного воспитания мы остановились на притчах. С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.  «Притча – загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ».

Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» – «тча» – «теча» – «теку» (бегу, поспешаю) – тот же самый, что и в слове «предтеча».  В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» – при, «мия» – путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни.

Темы притч разнообразны: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Свойства притчи:

  1. краткость,
  2. не требует доказательств,
  3. подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,
  4. дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки,  не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок,
  5. строится на сравнении,
  6. предполагает мыслительную деятельность.

С помощью притч каждая традиционная культура раскрывает для самых простых умов глубочайшие тайны своего учения. Знания, заключенные в такую форму выражения, имеют многоуровневую систему. Каждый человек может воспользоваться только тем уровнем, который соответствует уровню его бытия, поэтому не нужно интерпретировать притчу для детей на свой лад, их уровень бытия и понимания нам-взрослым уже не доступен.

Когда ученики Христа спросили Его, почему он говорит притчами, Учитель ответил: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют» (Матф. ХIII, 10-13).

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она – шифр духа и понимается слушателем по его сознанию. Священные Писания всех народов хранят тот сокровенный смысл, который называется Истиной, а притчи помогают Ее постичь.

Прежде чем представить конкретную творческую работу педагога с притчами, определим функции притч (по А. Н. Иоффе):

  1. Функция зеркала. (Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу).
  2. Функция модели. (Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов).
  3. Функция опосредования. (Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании).
  4. Функция хранения опыта. (Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции).

Какие же существуют способы использования притч в воспитательно-образовательном процессе?

  • чтение!!!
  • обсуждение основной идеи и смысла притчи;
  • формулировка вопросов или ответ на поставленный вопрос;
  • озоглавливание притчи;
  • притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);
  • выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием;
  • инсценировка притчи;
  • загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка);
  • подбор пословиц, поговорок;
  • сравнение с басней (определить);
  • найти или предложить вставить пропущенные слова;
  • рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.);
  • сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;
  • определение ценностей, которые отражает притча.

ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПРИТЧЕЙ

 Корзину-то возьми

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– На что она мне?

– Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

Вопросы:

  • О чем эта притча?
  • О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
  • О каком важном законе нравственности  напоминает притча?
  • В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
  • Чему учит притча?

Для размышлений:

  • «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…(Одна из заповедей христиан)
  • «Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка
  • «Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка
  • «Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка
  • «Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм
  • «Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка
  • «Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

Наше методическое объединение работает с притчами со II полугодия 2011-2012 учебного года. Данная работа проводится как в классе на уроках внеклассного чтения так и в группах продлённого дня начиная с первого класса. В конце этого учебного года мы снова планируем провести небольшое исследование с целью выяснения эффективности проводимой работы, но уже сегодня можем отметить, что начиная с отчётного периода ни один ученик и ни одна семья, из числа участников нашего проекта не была поставлена на учёт в ОВД и органы опеки и попечительства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость из глубины веков (пословицы)

В задании даны пословицы, с помощью которых нужно восстановить вословицу с названием птицы....

Мудрость веков об учении, науке

Подборка пословиц и поговорок. В помощь учителю и воспитателю....

Притчи. Притча "Осёл и фермер".

"ПРИТЧА - нравственное поучение в аллегорической форме, отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни" . Такое опрделение мы можем прочитать в Словаре лите...

Притчи. Притча "Осёл и фермер"

Материал можно использовать на уроках ОРКСЭ, внеклассного чтения....