Школьник цифрового века: проблемы и пути решения. Немного об эмоциональном интеллекте.
материал

Трошина Анастасия Сергеевна

Именно активно снижающийся уровень ЭИ современных младших школьников я считаю одной из важнейших проблем современного цифрового поколения. Из-за максимально перенесённого в рамки Сети Интернет общения, где выражение собственных эмоций заменено смайликами, картинками, стикерами и прочими подручными средствами, слабо передающими настоящие эмоции человека, дети сейчас имеют минимальный уровень эмпатии и почти не умеют чувствовать настроение других, интонацию, распознавать свои намерения и окружающих. Всё сложнее становится понимать, что же с ними происходит в данный момент и как это правильно называется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_troshina_as.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе по теме «Школьник цифрового века: проблемы и пути решения»

В середине 1990-х годов журналист Д. Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект: почему он значит больше, чем IQ?» дал отличную от всех существующих на тот момент версию успеха человека. По его мнению, на преуспевании в жизни в большей степени сказывается определённая эмоциональная чувствительность, при которой человек умеет замечать и управлять своими чувствами, а также замечать чувства других. Умение распознавать и четно, открыто описывать свои и чужие эмоции получило название Эмоционального интеллекта (в дальнейшем – ЭИ).

Именно активно снижающийся уровень ЭИ современных младших школьников я считаю одной из важнейших проблем современного цифрового поколения. Из-за максимально перенесённого в рамки Сети Интернет общения, где выражение собственных эмоций заменено смайликами, картинками, стикерами и прочими подручными средствами, слабо передающими настоящие эмоции человека, дети сейчас имеют минимальный уровень эмпатии и почти не умеют чувствовать настроение других, интонацию, распознавать свои намерения и окружающих. Всё сложнее становится понимать, что же с ними происходит в данный момент и как это правильно называется.

Работая в начальной школе, я часто наблюдаю ситуации, когда обе спорящие стороны долго и упорно продолжают конфликт, хотя никто уже не помнит ни причины, ни инициатора самого конфликта. Непонимание, что участник спора находится на эмоциональном взводе, не способность объяснить свои переживания в данный момент времени приводит к бесконечному продолжению уже изжившего себя, бесплодного конфликта. Недостаточный уровень развития ЭИ в критических ситуациях мешает детям младшего школьного возраста поддержать диалог друг с другом. Не находя нужных слов для вербальной реализации своих чувств или эмоций, они вступают в драку – ведь это проще, чем пытаться облечь непонятные самому себе чувства в слова.

К счастью, ЭИ -  это умение, которое можно и нужно развивать с раннего детства. Отследить и описать своё эмоциональное состояние ребёнок может уже в младшем школьном возрасте, если научить его делать это не только при помощи смайликов. При работе со своим 2 классом я стараюсь ежедневно употреблять некоторые приёмы, направленные на развитие эмоционального интеллекта ребят.

Одним из самых простых и доступных каждому способов является наблюдение. Ежедневно в одно и то же время можно отслеживать своё состояние и делать попытки его описания. К примеру, приходя утром в класс, можно сказать пару слов о своём состоянии: как я себя чувствую сейчас? какие причины моих эмоций на данный момент? Одним из удобных примеров такого отслеживания эмоций может являться "Календарь эмоций»: небольшое количество карточек (можно скрепить в виде перекидного календаря) с базовыми эмоциями, которые дети меняют в зависимости от их настроения и внутреннего состояния. Каждую новую эмоцию желательно проговорить и объяснить, т.к. ни одна эмоция не берётся из ниоткуда, а является реакцией на какие-либо действия или события.

Ещё одним полезным упражнением, при помощи которого можно начать развитие ЭИ у младших школьников, является упражнение-игра «Общественный транспорт». Суть этого упражнения заключается в том, что ребёнок должен попытаться угадать эмоции другого человека, не спрашивая его об этом – по мимике, жестам, разговору с другими людьми и пр. Внимательно наблюдая за проявлениями разных эмоций у других людей, школьники научаются замечать признаки тех или иных эмоций, а также приходят к выводу, что не все люди одинаково реагируют на одни и те же вещи или по-разному выражают одну и ту же эмоцию.

Третье упражнение, которое я обязательно внедряю в свою работу с младшими школьниками, это умение управлять своими эмоциями. Многим из нас с младенческих лет повторяли одни и те же установки: «Мальчики не плачут», «Ты же девочка, девочки так себя не ведут» и пр. Подобные фразы учат нас не контролировать эмоции, а всего-лишь их подавлять. Однако при подавлении эмоция не исчезает и даже может нарастать по принципу снежного кома, поэтому необходимо учиться именно контролировать свои эмоции. Наиболее действенно обучиться контролю помогает вербализация своих эмоций, т.е. проговаривание вслух. Научившись понимать, что он чувствует в определённый момент, школьник учится верно высказывать эти чувства окружающим. Вместо «Я вас всех ненавижу» или драки постепенно появляются такие фразы как «Я раздражён», «Я волнуюсь», «Я очень на тебя обижен». Подобное выражение своих переживаний сводит на «нет» возможные физические проявления конфликтов и учит ребят верным образом взаимодействовать с окружающими, которые не всегда могут понимать, что твориться у нас внутри.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект нужно и можно активно развивать уже с младшего школьного возраста. Частое использование гаджетов заменяет понимание своих эмоций картинками и смайлами, ослабляя умение правильно выражать свои переживания и чувства. В свою очередь неумение разобраться в себе приводит к разладу в коммуникации с окружающими. Используя небольшие игры-тренинги, младших школьников можно с лёгкостью направить на путь к расширению границ своего эмоционального интеллекта, облегчая им дальнейшую социализацию во взрослом мире.

Автор: учитель начальных классов

Трошина Анастасия Сергеевна.

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Бездомные собаки. Проблемы и пути решения".

Цель проекта: изучение влияния бездомных собак на окружающую среду и жизнь людей.  Задачи исследования:    а)изучить литературу о том, как живут собаки, как взаимодействуют с...

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

Патриотическое воспитание, как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: проблемы и пути решения

Статья посвящена рассмотрению проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России. Рассматривая причины обвала духовных и нравственных ценностей в современном российском о...

ФГОС НОО: проблемы и пути решения.(Из опыта работы)

Представлен опыт реализации ФГОС в нашей школе....

Проблемы и пути решения проведения ВПР в начальных классах

Выявленные, после проведения ВПР,  проблемы позволят найти пути их решения....

доклад «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

quot;Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выс...

Статья на тему: «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

Статья на тему: "Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения"...