ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья (3 класс)

Подпоринова Юлия Александровна

В данной статье указано, что учащиеся начальных классов, как отмечено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования должны самостоятельно организовывать учебный процесс. Поэтому на сегодняшний день данная категория детей требует особого отношения в процессе обучения, так как прирост общественного знания в рамках изучения информационных технологий реализуется достаточно быстро на современном этапе образования. Изучая информационный подход при формировании на общенаучном уровне медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, педагоги и учёные открывают все новые возможности создания целостной базы по работе с учащимися начальной школы с применением медиа средств на уроках русского языка, что позволит совместить языкознания и медиа грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnyy_podhod.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Подпоринова Ю.А.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье указано, что учащиеся начальных классов, как отмечено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования должны самостоятельно организовывать учебный процесс. Поэтому на сегодняшний день данная категория детей требует особого отношения в процессе обучения, так как прирост общественного знания в рамках изучения информационных технологий реализуется достаточно быстро на современном этапе образования. Изучая информационный подход при формировании на общенаучном уровне медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, педагоги и учёные открывают все новые возможности создания целостной базы по работе с учащимися начальной школы с применением медиа средств на уроках русского языка, что позволит совместить языкознания и медиа грамотность.

В рамках нашего исследования рассмотрим формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка не только в информационной сфере, но также и в коммуникационной, так как грамотное общение школьников невозможно без сформированности речевых и языковых знаний. Однако, мы рассматриваем понятие «медиакомпетенция» как восприятие медиа средств, умение применять их в социальной и учебной деятельности для достаточно грамотного решения поставленных медиа задач, которые представлены для учащихся начальной школы и реализации функции коммуникации при постоянном изменении современного медиа общества.

Исследований по развитию медиакомпетенци у младших школьников представлено мало, а также не разработаны отдельные предметы и курсы; не прописана в учебном плане область развития медиакомпетенции, из чего можно сделать вывод, что развивать указанную компетенцию учащихся начальной школы следует на уроках русского языка.

На начальной ступени задача уроков русского языка в системе образования заключается в том, чтобы заложить основы формирования умений и навыков у младших школьников, в процессе всех видов речевой деятельности. Так как именно при изучении данного предмета у младших школьников должны быть заложены основы умений достаточно быстро ориентироваться в обновляющемся и развивающемся информационном пространстве; использовать, получать и создавать различную информацию; оперировать грамотно научными терминами; решать жизненные проблемы и принимать обоснованные решения на основе полученных знаний, умений и навыков.

В таких исследовательских работах, как Р.Ф. Абдеев, Г.А. Бордовский, В.М. Казакевич, О.Ф. Ливичев, К. Шеннон, А.Н. Хуторская и т.д. представлен и рассмотрен информационный подход. В данных трудах рассматривается понятие «информация», как весьма разветвленная и развитая система, которая состоит из множества подсистем разного уровня.

Современные подходы к пониманию информационного подхода как способа формирования конкретной информационной эстетики (А. Моль, М. Бензе, Х. Франк и т.д.), которая стремится применять в анализе проблем методы и приемы статистической информации (М. Винер, К. Шеннон), а также понимание его как важнейшей совокупности приемов, принципов и методов, которые позволяют решать все новые проблемы исследования открытых педагогических систем. Где открытая педагогическая система предстает, как социальное обусловленное взаимодействие при сотрудничестве учащихся друг с другом и средой педагогического процесса, который направлен на формирование их индивидуальности в атмосфере сердечности, искренности, при выборе форм, целей, условий, темпов образования, ориентированных на эффективное применение информационных технологий [1, с. 89].

Так, в педагогических исследованиях основное содержание информационного подхода заключается в изучении и выделении именно информационного аспекта в рамках учебно-воспитательного процесса. В этом случае главной целью информационного подхода является стремление к эффективному использованию в педагогической системе информационного поля, повышение ее оперативности, управляемости и результативности. Указанный подход предполагает широкие технические возможности применения новейших технических цифровых устройств, а также свободу учащегося начальной школы в доступе к информации, то есть вовлечение в так называемый феномен «коллективного разума» [4, с. 19].

Использование информационного подхода в формировании медиакомпетенции учащихся начальных классов на уроках русского языка помогает выявлению не только информационных факторов и условий формированию медиакомпетенции, но и закономерностей данного процесса.  В процессе исследования нами установлено, что информационный подход позволяет сформировать личность младшего школьника, способного выйти за рамки данных изученных норм, при этом совершенствуя их, а также устанавливая новые, которые способствуют динамичному развитию современного медиа общества. Прослеживая параллель с традиционным образованием, основывающееся на идее требований педагогики, при реализации информационного подхода можно утверждать, что в ее основе лежит ориентация на перспективные цели развития личности младшего школьника. Для успешной реализации рассматриваемого подхода следует учитывать тот факт, что педагог сам является потребителем медиаинформации, и по данной причине у него должны быть сформированы умения и навыки работы с медиа средствами и желание потребления медиаинформации [4, с. 14].

Также, содержание учебного материала и организация учебной работы с использованием медиа средств должны строиться в соответствии с определенными требованиями – психологическими, педагогическими, техническими, эстетическими, предусматривающими специфику предмета.

Анализ научной литературы позволяет сделать нам вывод, что успешная реализация информационного подхода происходит в том случае, если она изменяет содержание обучения, методику и систему оценивания. Применение информационного подхода в области содержания предмета «русский язык» в начальной школе не означает, что работа с медиа средствами перекрывает языковую работу, это значит, что создается такой ход работы, в котором все компоненты, упражнения, задачи по формированию медиакомпетенции гармонично включены в содержание данного предмета в начальной школе.

Рассмотрим сравнительную характеристику традиционного обучения и обучения на основе информационного подхода. Так, информационный подход выбран как общенаучный уровень не случайно. При взаимодействии информационного образования с языковым образованием происходит развитие личности младшего школьника, его подготовка к жизни в условиях информатизации общества (то есть развитие мышления; эстетическое воспитание за счет использования видео- аудиофрагментов, которые реализованы на базе технологии мультимедиа; развитие умений работать с текстовыми программами, редакторами, автоматизированными словарями; формирование умений реализовывать экспериментальную деятельность в процессе выполнения упражнений по какой-либо теме урока; воспитание информационной культуры; выделение всех уровней учебного процесса (интерактивное взаимодействие, автоматизация процесса индивидуализации представления учебного материала и контроля знаний, компьютерная визуализация учебной информации, выбор режима учебной деятельности); углубление межпредметных связей при изучении русского языка за счет применения современных средств медиа [4, с. 32].

В связи с этим информационный подход позволяет четко выделить в качестве приоритетов обучения учащихся начальных классов на уроках по русскому языку не систему языка и процесс передачи обучаемым содержания обучения медиакомпетенции, а потребность и интересы младших школьников как участников учебной деятельности. В этом случае важнейшую значимость приобретают информационные и коммуникативные цели современного обучения [2, с. 26].

В рамках системы обучения учащихся младших классов русскому языку информационный подход требует от них определенного набора способов деятельности с медиа средствами. Знания, которые приобретают младшие школьники в процессе обучения ориентированы на самостоятельное применение их в учебном процессе. В связи с этим следует тщательно отбирать средства обучения с учетом трудностей усвоения и сложности самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях, применение заданий в синтезе с обучением предмету «русский язык» и медиа средствами.

Таким образом, при формировании медиакомпетенции у младших школьников в рамках информационного подхода доминирующим является не просто наращивание объема знаний, а также приобретение разностороннего опыта деятельности с медиа средствами в процессе обучения русскому языку. Предполагаемым нами результатом формирования медиакомпетенции младших школьников можно считать овладение способами применения грамотной речи в процессе работы с разнообразными медиа средствами, быстрое самостоятельное освоение новых медиа средств и гибкость использования родного языка в разных видах деятельности при использовании медиа средствами.

Литература

  1. Бинбад Б.М. Психолого-педагогический энциклопедический словарь/Б.М. Бинбад. – М.:Просвещение, 2009. – 530 с.
  2. Курбатова З.Я. Возможности информационных технологий в процессе совершенствования методических подходов к изучению русского языка/З.Я. Курбатова: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М.:Просвещение, 2010. – 49 с.
  3. Митрофанова Я.С. Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг/ Я.С. Митрофанова: дисс. … канд. эконом. наук. – Тольяти, 2010. – 144 с.
  4. Плеханов А.А. Формирование культуры потребления медиаинформации у учащихся /А.А. Плеханов: дисс. … канд. пед. наук. – М.:Просвещение, 2011. – 49 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами информационно-коммуникационных технологий»

Бубликация по теме  "Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами ИКТ"...

Личностно–ориентированный подход к формированию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Целью данной работы является определение оптимальных возможностей использования  личностно-ориентированного подхода как средства развития творческих способностей у детей....

Реализация метапредметного подхода при формировании УУД школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....

«Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы»

Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Конфуций рассуждал: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял» и психологи утверждают, ч...

Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка - выступление на ГМО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...

Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка

Статья: "Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка" .     Систему оценки качества образования в контексте современного урока русс...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика. Внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографическо...