Развитие творческих способностей в начальной школе на уроке окружающего мира
материал (4 класс)

Клещунова Дарья Витальевна

Современным школьникам не нравится выступать в роли пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски. Каждый хочет выделиться, показать свои способности, уникальность. Следовательно, возникают противоречия между стремлением личности к творческому самовыражению и репродуктивным характером обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»

учитель начальных классов:

Клещунова  Д.В.

Развитие творческих способностей в начальной школе на уроке окружающего мира

Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для развития индивидуальности ребенка, учитывая его возрастные особенности.     Все чаще в  наше время существует потребность в людях творческих, нестандартного мышления. Сегодня, как никогда повышается внимание к процессу формирования личности, когда перестраивается мышление, дать возможность свободного творческого развития.

    Современным школьникам не нравится выступать в роли пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски. Каждый хочет выделиться, показать свои способности, уникальность. Следовательно, возникают противоречия между стремлением личности к творческому самовыражению и репродуктивным характером обучения. Назревает вопрос о применении традиционных методах и приемах обучения младших школьников или необходимо внедрение новой, прогрессивной системы обучения, действительно необходимой на современном этапе развития общества. Для решения данного вопроса, при планировании урока я ставлю цель раскрыть творческие способности младших школьников на уроках окружающего мира. Методом развития интереса к творчеству, поиску, учению мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать. Основной частью урока является получение новых знаний, методом раскрытия индивидуальных особенностей учащихся и их творческого потенциала. Понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки.

 Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

 Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

 Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

   Наряду с традиционными формами  уроков окружающего мира, необходимо применять и нетрадиционные формы: урок-путешествие, урок-исследование, урок-экспедиция, проблемный урок, экскурсии, урок-викторина,  урок-встреча, урок- «Эврика», урок-конференция и другие.

В настоящее время существует множество различных классификаций методов обучения. Для реализации творческих задач, необходимы творческие методы.

На уроках окружающего мира я применяю такие методы как:

  • инструктаж;
  • практическая тренировка;
  • методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.
  • метод алгоритмов;
  • метод аналогий;
  • проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.
  • каждодневного применения самостоятельной работы;
  • Методы самооценки и самоконтроля
  • Метод работы в группах
  • Метод проектов.

 

Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, повышается интерес к теме урока, формируется умение самостоятельно ставить цель на основе того, что уже известно, умение планировать, определять последовательность выполнения работы, делать выводы, а также учитывать мнение других участников группы. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение, формируется умение адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха, связывая усилия со стараниями, трудолюбием.

    Подводя итог, можно сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Необходимо верно определить способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики, как способ развития творческих способностей учащихся начальной школы.

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка,  математики и технологии....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках математики.

Математика — это инструмент познания мира, благодатная почва для развития творческих способностей. Без математики действительно немыслима ни одна из областей деятельности человека — без зн...

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках технологии

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках технологии....

«Приёмы технологии «Развитие критического мышления» в начальной школе на уроках окружающего мира.

Оснавная идея ТРКМ -создать такую атмосферу учения при которой учащиеся, совместно с учителем активно работают, сознательно расмышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают ил...

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...