Открытый классный час "Сквернословие-вредная привычка"
классный час (4 класс)

 Отараева Ирма Игоревна

Открытый классный час "Сквернословие-вредная привычка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_rfmli_skvernoslovie_vrednaya_privychka.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РФМЛИ

Сквернословие- вредная привычка

Классный час в 4 "А" классе

Классный руководитель:Отараева И.И.

19.11.2020


Цель:  повышение культуры учащихся по влиянию  нецензурной речи на развитие сознания человека.

Задачи:

образовательные: проанализировать школьную жизнь в нашем классе;

познакомить с историей сквернословия, формировать у учащихся представления о  пагубном влиянии  сквернословия на здоровье;  

воспитательные:  побудить  учащихся к размышлениям об ответственности за своё здоровье.

организационные: выработать согласованные действия классного коллектива по формированию нравственного поведения

информационные: предложить практические советы по профилактике сквернословия (памятка)

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

1. Личностные: представление о ценностях жизни.

2. Регулятивные: развивать умение разрешать внутренние разногласия.

3. Коммуникативные: взаимопонимание друг друга.

4. Познавательные: получать информацию о нормах речевой культуры;

делать выводы в результате совместной работы.

Оборудование: таблица с результатами анкетирования, презентация.

Подготовка:

1. Инсценировка "Прозвища-чудовища"

2. Изучить историю возникновения сквернословия.

3.Подготовить информацию об интересных результатах исследований учёных.

4. Провести анкету среди учащихся «О сквернословии».

5. Разработать памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?».

Ход классного часа:

  1. Актуализация. Вступительное слово .

Ирма Игоревна:        

- Каждый человек, независимо от того взрослый он или ребёнок, живёт среди людей. Ему необходимо общение.Что же дано человеку для общения? (Речь и слово).

- Слово – это дорожка от сердца к сердцу. В нём заключена большая сила. Эпиграфом к нашему классному часу я выбрала слова знаменитого русского писателя - Ивана Сергеевича Тургенева.

- «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками».Слайд 2

- Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?

Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, скверные слова, матерная брань.

-Скажите, а стоит ли нам говорить об этой пагубной привычке? Существует ли такая проблема среди ваших знакомых, приятелей, родных?

- А ведь я эту тему  выбрала не случайно. В нашем классе тоже есть эта проблема. Иногда я от вас слышу жалобы: «А он (она) меня обзывает».

-Сегодня мы поговорим  об этих  словах. Тема нашего классного часа «Сквернословие - вредная привычка».Слайд 3

-Вы узнаете, что называют сквернословием, какое влияние оказывает сквернословие на здоровье человека.

- Что же такое сквернословие? (ответы детей)

- Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, нецензурная лексика,матерщина и др.

-Согласно словарю В. Даля:  «Cкверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, нечистота, грязь и гниль, тление, смрад, вонь; нравственное растление; все богопротивное». Слайд 4

-Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

  • Плохое воспитание
  • За компанию
  • Злоба, гнев
  • Без причины, само собой
  • Плохое окружение
  • Не отличаться от других
  • Желание обидеть другого
  • Влияние друзей
  • Показать, «какой я крутой»
  • Слабый словарный запас

- Я провела исследование среди ребят  нашего класса – "Сквернословие среди нас" и отношение к нему. Сразу хочу сказать, что анкетирование было анонимным. Предлагаю ознакомиться с результатами: Слайд 5

  1. Где чаще всего ты слышишь брань?

- Дети ответили:

  • На улице- 26 чел.
  • В школе- 12 чел.
  • От знакомых взрослых- 4 чел.
  • По телевизору- 20 чел.
  • Дома- 8 чел.

- Результаты оказались очень тревожными. Ребята, вы  просто окружены средой, в которой царит сквернословие. Поэтому нам всем надо задуматься над этим.

2. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали?

  • мне стыдно – 19 чел.
  • испытываю гордость – 1 чел.
  • мне всё равно –3 чел.
  • я не ругаюсь  - 11 чел.

Радует, что большинство испытывает стыд, но безразличие «Мне всё равно» - это очень плохо. И ещё я очень надеюсь, что тот, кто гордится этим, дал такой ответ не подумав хорошо. И уверена, что к концу нашего классного часа он изменит своё мнение, потому что гордиться тут нечем.

3.  Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?

  • Привлечь внимание-
  • Подражаю-
  • Желаю отомстить-
  • От обиды -15 чел.
  • Получается случайно- 10 чел.
  • Я не ругаюсь- 11чел.

- Радует, что ребята понимают что брань – не метод для привлечения внимания; но пугает сильно, что это становится оружием в ответ на обиду,  становится местью. На счёт «получается случайно» - хочется вам, ребята пожелать – научиться контролировать себя во всём.

- А сейчас ребята покажут нам сценку.

Сценка  «Прозвища-чудовища»

(Навстречу друг другу выходят Лена и Петя.)

Петя: Ленка- пенка.

Лена: Никакая я не пенка.

Петя: А докажи.

Лена: А как?

Петя: Дай списать домашнюю работу.

Лена: Не дам, Петя. Ты сам должен был её сделать дома.

На то она и называется домашняя работа.

Петя: ( обиженно ) Жадина-говядина!Турецкий барабан.

                                  Кто на нём играет? Ленка- таракан.

Лена: Зачем дразнишься? Это нехорошо. Я вот про тебя учительнице расскажу.

Петя: Ябеда-корябеда.

Лена: А я не буду дразниться тебе в ответ.

Петя: А почему? Получится весело.

Лена: Потому что, я читала книги разных исследователей и педагогов. И там рассказывается о вреде дразнилок. Прозвища унижают людей.

Петя: А чего в них вредного? Мне кажется смешно. И ребята смеются.

Лена: Они смеются  потому, что им стыдно за тебя. Большой парень, а такой неумный.

Петя: А ты умная? Умная, как тряпка полоумная.

Лена: Опять дразнишься?

Петя: А чего мне ещё делать? Меня самого зовут Петька-редька.

Лена: И ты стараешься обидеть кого-нибудь в отместку? А ты просто не дружи с теми людьми, которые дают прозвища, говорят грубости и непристойные слова. Или попробуй перевоспитать их, Петя.

Петя:Мнекажется, Лена, что ты права. Прости, пожалуйста. Я постараюсь исправиться.

- К сожалению, обстановка  в нашем классе иногда складывается похожая, и очень хочется, чтобы у наших ребят сложилась такая же точка зрения как у Лены, а кто себя вел, как Петя, захотели также исправиться. Давайте поможем Пете исправить слова-паразиты. Слайд 6

  • Выделываться, выпендриваться — привлекать к себе внимание;
  • Сморозить — натворить дел;
  • Фингал — синяк;
  • Ржачка — смех;
  • Фильтровать базар – контролировать речь;
  • Лафа — свободно и хорошо;
  • Прикол — шутка;
  • Отпад — замечательно;
  • Понтуется — хвалится;
  • Тормозить — медленно усваивать информацию;
  • Шнобель — нос. 

Слова-паразиты

Лидия Курзаева

Я поссорился вчера
С другом и подружкой.
И сказал им: - Стоп игра!
Я вам не игрушка.
Славке я сказал: – «Козёл!»
Ритке крикнул: – «Дура!»
А когда к подъезду шёл,
Встретил дядю Юру.
Посмотрел он на меня
И сказал сердито:–
Те слова, что слышал я,
Злые  паразиты.
Так и липнут,  лезут  в уши,
Ищут там местечко,
Чтоб сначала ранить  душу,
А потом сердечко.
Покраснел я до ушей,
И во двор пустился,
Отыскал своих друзей,
Взял, да извинился.
И признался честно я
Славику и Рите:
Не хочу,  чтобы к  друзьям,
Липли  паразиты!

- А как вы думаете, когда вы словом пытаетесь от обиды отомстить, вы делаете больно другому человеку? А какая это боль? Физическая или душевная?

-Посмотрите, как вы ответили на этот вопрос в анкете: Слайд 5

4.Как ты думаешь, влияют ли на здоровье человека бранные слова? Слайд 7

  • да, влияют – 22
  • нет, не влияют – 5 чел.

затрудняюсь ответить – 6 чел.

-  Сегодня мы постараемся убедить  и затрудняющихся ответить, и заблуждающихся, что сквернословие влияет на здоровье человека.


-Недавно учёные сделали удивительное открытие. Оказывается, каждое наше слово , тем более часто повторяемое, влияет на наши гены. А они, как известно, передаются потомству. Кроме того, часто произносимые человеком слова влияют не только на его потомство, но и на гены самого человека, которые отвечают за скорость старения и срок жизни.

- Давайте послушаем наших экспертов.

Руднев Михаил: Слайд 8

- Группа учёных под руководством доктора биологических наук Ивана Борисовича Белявского провела необычное исследование. В течение 17  лет они наблюдали за двумя группами людей одного возраста. Одна группа – сквернословы, а вторая – те, кто обходятся без скверных слов. Исследование показало, что во второй группе люди оказались намного здоровее и даже моложе своего возраста. У людей же из первой  группы картина была прямо противоположная: они болели самыми разными заболеваниями, имели пониженный интеллект, они раньше старели, часто умирали преждевременно.

Ирма Игоревна:        

- О том, что сквернословие – далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования.

Сотченко София: Слайд 9

         -Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают эффект, подобный тому, что даёт мощное радиоактивное облучение. Эксперимент с общением проводился на семенах растения арабидопсис. Ежедневно, в течение нескольких недель,  им начитывались грубые слова. В результате, почти все семена погибли. Интересно  то, что этот  эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом.

Сланова Анна: Слайд 10

-Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы, молились над ними.И тогда перепутавшиеся  гены встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.

Учёные сделали вывод,что каждое слово «заряжено» по- разному. Этих зарядов два: положительный - "плюс"  и отрицательный - "минус".Хорошие, добрые слова несут заряд "плюс", а скверные, бранные слова несут заряд "минус".

Эксперименты с водой

Пухаев Альберт: Слайд 11

         В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел, его поразило. На фото предстали кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды.

- Посмотрите, слово "мудрость" на разных языках, но форма кристаллов практически одинаковая. И религии христианство, ислам, буддизм имеют схожую структуру. Слайд 12

Посмотрите,  как красиво выглядят слова:  спасибо, истина, солнце, душа, вечность, любовь. И как ужасно слова: дурак и зло. Слайд 13

- Какие открытия сделали учёные? (ответы детей)
-Что же за разрушительная сила заключена в бранных словах? (ответы детей)

-Почему скверные слова опасны для того, кто их произносит?(ответы детей)

- Что доказывают эти эксперименты? (плохо влияют на …. ответы учащихся)

- Выходит, от того, какие мы говорим слова, зависит, как долго мы будем жить и даже какая нас ждёт судьба.

Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой и растениями, что же тогда они могут сотворить с человеком.

-Может быть, поэтому так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети и взрослые.

-Хотел бы вы, чтобы ваши друзья, и люди, окружающие вас, сквернословили?(ответы детей). Посмотрим, какие варианты вы выбрали при анкетировании. Слайд 14

5.Хотел бы ты, чтобы твои друзья, и люди, окружающие тебя, сквернословили?

  • Да-
  • Нет- 29 чел.
  • Мне всё равно- 4 чел.

- Практически все ребята не хотят слышать сквернословие, но 4 человека были  к этому равнодушны – я уверена, что после этого классного часа  они изменят свою точку зрения.

-А как ты думаешь, от кого зависит красота и чистота твоей речи?

(ответы детей)

Такие же ответы дали в анкете практически все.

6.А как ты думаешь, от кого зависит красота и чистота твоей речи?

  • От меня самого- 30 чел.
  • От других –
  • От меня самого и от других –3 чел.
  • От меня не зависит-
  • Затрудняюсь ответить-

(хорошо, что большинство детей понимают зависимость)

Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом. “Горе всякому хулителю – поносителю” (из Корана)Слайд 15

“Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют” (из Библии).Слайд 16

- Закон борется со сквернословием. Слайд 17-18

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
« Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?» Какие бы пункты вы включили бы в эту памятку? (Дети высказываются). У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех: Слайд 19

-перестать ругаться самому;

-избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

-читать русскую классическую литературу;

-запоминать стихотворения, афоризмы.

V. Рефлексия( осмысление).

- А сейчас, ребята, я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и продолжить предложения: Слайд 20

- Я сегодня задумался о….

- Меня сегодня поразило…

- Я изменил мнение о …

(Выслушиваются все желающие).

-Изменилось ли ваше отношение к сквернословию?

Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?

- Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

У того, кто сквернословит есть два пути: Слайд 21

  • первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.
  • второй – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

 Я надеюсь, что мои дети сумеют выбрать правильный путь.

- А в заключении, я Вам предлагаю послушать стихотворение Э.Асадова "О скверном и святом".

О скверном и святом.

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки при чем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все мы здесь должны сейчас  понять,
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь,  как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Ирма Игоревна:

-От всей души желаю и Вам быть прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Вредные привычки"

Классный час  "Вредные привычки" для учащихся начальной школы...

Классный час.Вредные привычки

Формирование здорового образа жизни у младших школьников....

Классный час «Здоровые привычки. Что мы едим». (3 класс)

Материал классного часа оказался не только интересным, но и полезным, не оставил равнодушным ни одного ученика....

Открытое корркционно - развивающее занятие «Привычки и здоровье».

Цели занятия:Образовательная: предоставить учащимся объективную информацию о последствиях курения, алкоголизма и наркомании;  формировать у школьников потребность в здоровом образе жизни, ответст...

Сценарий открытого мероприятия "Парад вредных привычек"

Сценарий открытого мероприятия "Парад вредных привычек"Муртазина Роза Мадавиевна, воспитательЦель комплексная:·         Обучение практическим навыкам, прот...

Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"

Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...