Рабочая программа веурочной деятельности " В мире книг" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Маслова Людмила Николаевна

Программа внеурочной деятельности " В мире книг" способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

"СОГЛАСОВАНО"

 на заседании ПС

протокол № 16

"  28 "      августа        2020

"УТВЕРЖДЕНО"

приказом директора

по школе № 435

"  30  "     августа      2020           

Рабочая программа

внеурочной деятельности

"В мире книг”

  1. З класс

Количество часов в неделю – 1, всего 34 часа

Учитель: Маслова Людмила Николаевна

Калининград

2020

Пояснительная записка

Данная программа составлены на основе программы внеурочной деятельности ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда. Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учётом его склонностей и способностей.

Программа внеурочной деятельности "В мире книг" способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

Задачи:

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность внеурочных занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут.

Ценностные ориентиры содержания внеурочных занятий

Содержание программы "В мире книг" создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа "В мире книг” – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Планируемые результаты

В результате освоения программы "В мире книг" формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- знать аппарат книги – совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ-

ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

- уметь работать в парах и группах, участвовать литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники былин, легенд, сказок. Первые книги. Летописи. Рукописные книги. История книги. Первопечатник Иван Федоров. Первые библиотеки.

По дорогам сказок (4 ч)

Волшебный мир сказок. Книга-сборник "Сказки А.С. Пушкина". Сказки бытовые, волшебные, о животных. Сборник сказок П.П. Бажова. Сказки с загадками ("Дочь-семилетка", "Умная дочь крестьянина" и т.д.). Конкурс-кроссворд "Волшебные предметы".

Басни и баснописцы (5ч)

История басни. Басни Эзопа. Русские баснописцы. Басни И. Крылова, И. Хемницера, А. Измайлова. Басни в прозаической форме Л.Н. Толстого. Басни с "бродячими" сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен.

Книги о родной природе (3 ч)

Образы природы в творчестве русских писателей. Русские поэты, воспевавшие красоту родной природы. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. Конкурс чтецов "Краски и звуки поэтического слова"

Животные – герои детской литературы

Книги-сборники произведений о животных. Рассказы о животных М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, А. Чехова, В. Бианки. Зарубежные писатели о животных. Книги Дж. Лондона, Э. Сетон-Томпсона. Аннотация к рассказу. Отзыв на произведение. Художники-иллюстраторы книг о животных.

Дети – герои книг (3 ч)

Дети – герои книг. Типы детских книг. Книги – сборники произведений о детях. Литературная игра "Расскажи о героях детских книг".

Книги зарубежных писателей для детей (2 ч)

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. Книги зарубежных писателей. Тематика произведений. Произведения Дж. Свифта, М. Твена, А. Милна, А. Линдгрен.

Книги о детях войны (4 ч)

Книги о детях войны. Кто они – дети войны. Л. Воронкова "Девочка из города". Книга-сборник Л. Пантелеева "Новенькая". Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Творческая работа "Дети войны рядом с тобой".

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Детские газеты и журналы. История создания журнала "Мурзилка". Журналы "Геоленок", "Веселые картинки". Калининградские журналы для детей. Журнал "Мурр+". Электронные периодические издания: "Детская газета", журнал "Антошка". Создание аннотации к журналу.

Книга, книга, книга… (2 ч)

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика "Что я знаю о книге?". Итоговая викторина "В мире книг". Список чтения на лето.

Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Количество часов

История книги. Библиотеки (4 ч)

1

Книги-сборники былин, легенд, сказок

1

2

Первые книги. Первые библиотеки.

1

3

Летописи. Рукописные книги.

1

4

История книги. Первопечатник Иван Федоров

1

По дорогам сказок (4 ч)

5

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

1

6

Волшебный мир сказок.

1

7

Сказки с загадками.

1

8

Сборники сказок. Конкурс-кроссворд "Волшебные предметы"

1

Басни и баснописцы (5 ч)

9

История басни. Сборники басен.

1

10

Басни в прозаической форме.

1

11

Русские баснописцы.

1

12

Герои басен. Басни с "бродячими" сюжетами.

1

13

Инсценирование басен.

1

Книги о родной природе (3 ч)

14

Образы природы в творчестве русских писателей.

1

15

Русские поэты, воспевавшие красоту родной природы.

1

16

Конкурс чтецов "Краски и звуки поэтического слова"

1

Животные – герои детской литературы (4 ч)

17

Книги-сборники произведений о животных.

1

18

Рассказы русских писателей о животных.

1

19

Рассказы зарубежных писателей о животных.

1

20

Художники-иллюстраторы книг о животных. Аннотация к рассказу. Отзыв.

1

Дети – герои книг (3 ч)

21

Дети-герои книг.

1

22

Книги – сборники произведений о детях.

1

23

Литературная игра "Расскажи о героях детских книг".

1

Книги зарубежных писателей для детей (2 ч)

24

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

1

25

Книги зарубежных писателей. Тематика произведений.

1

Книги о детях войны (4 ч)

26

Книги о детях войны. Кто они – дети войны.

1

27

Л. Воронкова "Девочка из города".

1

28

Книга-сборник Л. Пантелеева "Новенькая"

1

29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Творческая работа "Дети войны рядом с тобой".

1

Газеты и журналы для детей (3 ч)

30

Детские газеты и журналы.

1

31

Электронные периодические издания.

1

32

Создание аннотации к журналу.

1

"Книга, книга, книга…" (2 ч)

33

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика "Что я знаю о книге?"

1

34

Итоговая викторина "В мире книг". Список чтения на лето.

1

Учебно-методический комплект:

  1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Пособие для учителя. Л.И. Рудченко. – Волгоград: издательство "Учитель", 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг", 3 класс

Программа  в «Мире книг» (3 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире подвижных игр" 1-4 класс

Модернизация образования ставит задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. В связи с этим в 1-4-х классах вводиться дополнительная внеурочная деятельность по физической культуре. Программа «В м...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг". 2 класс

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности В мире неизведанных слов 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 3 класса...