семинар "Исследовательская культура младшего школьника как УУД.Поиск путей развития.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Предназначен для учителей начальных классов. Представлены : технология триз, проблемно-диалоговые, квест технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_seminara.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема семинара :  Исследовательская культура школьника как УУД: поиск путей развития.

Аннотация

Данный  практический семинар  руководителей ШМО школ города  посвящен рассмотрению возможных путей формирования  исследовательской культуры младшего школьника как УУД. Были  показаны разнообразные формы работы с руководителями мо по теме семинара: мастер класс по технологии триз, проблемно -диалоговой технологии,  квест технологии ( с использованием возможностей компьютерного класса), раскрыт вопрос о речевой культуре педагога  как одной из составляющих частей   воспитания  человека 21 века.Семинар может быть полезен руководителям общеобразовательных учреждений,  учителям начальных классов.

Содержание

Введение

1. Цель семинара

2 Актуальность

3 Новизна

Основная часть

1. Исследовательская культура школьника как УУД

II.Условия развития исследовательской культуры школьника:

1.Формирование исследовательской культуры средствами ТРИЗ.

2.Проблемно-диалогическое обучение как одно из условий развития исследовательской культуры школьника.

3. Работа с текстом с использованием технологии веб-квеста каксредство формирования исследовательской культуры.

4. Речевая культура педагога как средство формирования УУД младших школьников.

IV. Рефлексия. Участники семинара.

6.Список литературы

Приложение

Введение

«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»Карл Роджерс

Цельпоказать использованиеновых технологий обучения в работе с педагогами и руководителями методических объединений  для формирования навыков по обучению учащихся исследовательской деятельности.

Актуальность

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия в частности исследовательскую культуру.Современный мир столь динамичен и меняется  так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Чтобы научить этому ребенка, нужно самому учителю овладеть новыми технологиями, способствующими формированию исследовательской культуры.

Новизна

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы быть востребованным  в высококонкурентном и высокотехнологичном мире, уметь влиться в быстро  развивающееся общество

В рамках данного семинара были показаны  новые формы работы с учителями с использованием современных технологий (Квест технология,

QR- кодирование,  проведение бинарной лекции по предложенной теме и др.), направленные на обучение педагогов  умению вести исследовательскую деятельность.

Основная часть

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Но, несмотря на это необходимо  дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.  Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, которую должна решать современная школа.   Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий

Что же такое УУД?

Универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.  Учение превращается в сотрудничество  – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.  

Одним из УУД является исследовательская деятельность. Причем при формировании исследовательской деятельности используются все вышеуказанные действия.  Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически: ребенок  рождается исследователем.  

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.Исследовательская работа с учащимися является кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель. Поэтому так важно воспитание юного исследователя.

Исследовательская деятельность определяет формирование личностных и метапредметныхууд.

В процессе исследовательской деятельности формируется адекватнаясамоооценка (личностные УУД):

- испытывая чувство радости,  узнавания нового, формируется чувство гордости за самого себя,

- формируется мотивационная основа учебной деятельности,

- вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные УУД

дети  учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

учатся проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные УУД

- строить понятные для партнера высказывания:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалоговой формой речи.

Сейчас мы предложим вам возможные пути развития исследовательской культуры школьника как УУД.

II.Условия развития исследовательской культуры школьника:

1.Формирование исследовательской культуры средствами ТРИЗ.

 В  соответствии  с  ФГОС: «В  ходе  образовательного  процесса современный  человек  должен  не  столько  накапливать  багаж  знаний  и 

умений,  сколькоприобретать  способность  самостоятельно  и  совместно  с  другими  людьми  ставить  осмысленные цели,  искать  и  продуцировать  средства  и  способы  решения  проблем,  т.  е.  становиться  на  деле самостоятельным, инициативным и креативным».
 На  сегодняшний  день  ТРИЗ-педагогика,  как  инновационное  педагогическое  направление,  входит  в  состав  современных  образовательных  программ  для  образовательных  учреждений.  В процессе  использования  в  обучении  технологии  ТРИЗ (теории  решения  изобретательских  задач) формируются:  стиль  мышления,  направленный  на  самостоятельную  генерацию  знаний;  умение видеть,  ставить  и  решать  проблемные  задачи  в  своей  области  деятельности;  умение  выделять закономерности;  воспитание  мировоззренческой  установки  восприятия жизни  как  динамического пространства открытых задач.

Что предполагает ТРИЗ?

системность мысли

  • умение видеть мир в противоречиях
  • способность генерировать неожиданные идеи

Приложение Из опыта работы

2.Проблемно-диалогическое обучение как одно из условий развития исследовательской культуры школьника.

Кардинальные изменения в школе, заложенные в идее ФГОС,в первую очередь зависят от учителя, поэтому он должен быть мотивированным и подготовленным к инновационной деятельности. Чтобы развивать личность ребенка, недостаточно передачи знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, необходимо ориентировать на формирование у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, духовно-нравственного). Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.

Технология проблемно-диалогического обучения рассматривает два главных вопроса:

- методы постановки учебной проблемы;

- методы поиска решения учебной проблемы.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

  1. побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  2. подводящий к теме диалог;
  3. сообщение темы с мотивирующим приемом.

          Побуждающий от проблемной ситуации диалог – этот метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;                      

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;                  

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к знанию диалог – второй метод поиска решения учебной проблемы. Он значительно проще первого, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Третий и наиболее простой метод постановки учебной проблемы – это сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.( Мастер класс      Приложение4)

3. Работа с текстом с использованием технологии веб-квеста как средство формирования исследовательской культуры.

Сейчас в школах большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. Полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций;самообучение и самоорганизация;работа в команде, умение находить несколько способов решений проблемной ситуации и т.д.

Итак, что же такое веб-квест?

«Образовательный веб-квест–проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест – это сайт в интернете, с которым работают уч-ся, выполняя ту или иную учебную задачу».(Я.С. Быховский «Образ веб-квесты») Разрабатываются такие в-к для  различных  учебных  предметов , на разных уровнях обучения.  Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и метапредметные.  Особенностью образ в-к является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб сайтах. Кроме того, результатом работы  с в-к является публикация работ уч-ся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Этапы работы над квестом

Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. 
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этапИндивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Заключительный этапКоманда работает совместно, под руководством педагога. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Приложение

4. Речевая культура педагога как средство формирования УУД младших школьников.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Требования к   речи педагога:

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе  (способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.)

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.( формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи)

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. (формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. ( способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.)

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Приложение

Бинарная лекция (лекция-диалог) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т. д.

 На такой лекции перед студентами разворачивается профессиональный диалог, который выражается в поляризации мнений на одну и туже проблему, оппонирование одного преподавателя другим, решение конкретной проблемы с позиций междисциплинарного знания. Преподаватель в данном случае не являет себя истиной в последней инстанции. В силу различного жизненного и профессионального опыта в процессе диалога двух преподавателей могут возникать противоречия во взглядах по конкретной проблеме, в оценке действий. Такая форма подачи лекционного материала способствует развитию педагогической импровизации как преподавателя, так и студента, коммуникативных умений, способностей к рефлексии, творческой активности, формированию собственной позиции на обсуждаемую проблему.

Рефлексия участника семинара

Список литературы

  1. Г.С.Альтшуллер. Творчество как точная наука. - М.: Сов.радио, 1979; Петрозаводск: Скандинавия, 2004 (2-е изд.).
  2.   Аркадьева, А. В. Исследовательская деятельность младших школьников / А. В. Аркадьева // Начальная школа + до и после. – 2005. - №2 - С. 8-14 .
  3. Формирование  универсальных учебных действий в основной школе: От действия к мысли. Система заданий.  Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова.
  4. Веретенникова И.В. Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке. // Начальная школа – 2006. - №11
  5. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики // Педагогика. – 2002. – № 6.
  6. . Г.И.Иванов. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1994.
  7.   Кравец, Т. Н. и др. Младшие школьники проводят исследование  / Т. Н. Кравец // Начальное образование. – 2005. - №6 - С. 19-25.
  8. Кузнецов А. А, Семенов А.Л.,. Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика – 2001. - № 17. – С. 21 \
  9. Леонтович, А. В. Рекомендации по написанию исследовательских работ / А. В. Леонтович //Завуч. – 2001. -  №1 – С. 39-45.
  10.   Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности / А. В. Леонтович //Завуч. – 2001. -  №1 – С. 51-56.
  11.   Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания / А. В. Леонтович //Завуч. – 2001. - №1 – С. 62-64.
  12. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог // Начальная школа плюс До и После. – 2008.- №8
  13. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия – М.: Просвещение, 2007
  14. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006г. , 205с.
  15.   Савенков, А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005г. , 94с.
  16.   Савенков, А. И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников / А. И. Савенков //Начальная школа. – 2005. - № 4 – С. 27-34.
  17. Семёнова, Н. А.  Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семёнова //Начальная школа. – 2006. - № 2 – С. 24-27.
  18. Степанова И. Ю Особенности организаци обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001
  19. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.

Интернетресурсы

  1. Быховский Я. С.Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
  2. Как создать веб-квест. http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6
  3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство
    развития навыков информационной деятельности учащихся.
    http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm
  4. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/513088/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Кустовская средняя общеобразовательная школа  Яковлевского района Белгородской области»           ...

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Доклад на тему "Развитие экологической культуры младших школьников"

    Актуальность в развитии экологической культуры младших школьников научить сохранять и приумножать природу, формировать  экологически воспитанных личностей, обладающих необход...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Информационно-коммуникационные технологии -новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся.

Изложение -     один из видов работы по развитию связной речи. В основе него лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного, (исходного). При пров...

Развитие умений диалогового общения, как части коммуникативной культуры младших школьников

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание....