Сценарий праздника урожая "Капустные посиделки" для начальных классов.
классный час (3 класс)

Корабельникова Светлана Викторовна

Сценарий праздника в начальной школе "Капустные посиделки". Классный час

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника в начальной школе.

Капустные посиделки.

Ведущий: Ох, и много праздников на Руси раньше было! Самые весёлые и щедрые праздники приходились на осень, когда крестьяне, убрав урожай, делали заготовки на зиму. С Воздвиженья (27 сентября) начинали рубить капусту на зиму. 14 октября - самый главный осенний праздник — Покров. Он покроет землю где снежком, где листом.
Хозяева приглашали девиц на вечёрки — помочь нарубить на зиму капусту. А парни заходили сами, без приглашения. Они приносили с собой гармошку, балалайки и развлекали всех шутками. Назывались такие посиделки капустниками.
Хозяйка: Ой, дедуля, пришли капустные вечера, пора нам капустку на зиму заготовить.
Хозяин: Да, видать уж пора настала.

Хозяйка: А где же наша барыня – капуста?

Без неё в тарелке пусто!

Раз капусты не видать

Нам капустник не начать.

Входит капуста.

Хозяйка: Что же ты капуста опоздала на свой праздник?

Капуста: Я наряды примеряла. Ведь у меня сто одёжек- и все без застёжек. Не могу удержаться – люблю наряжаться. Не зря я огородница зовусь большая модница.

Хозяйка:! Кто пироги любит есть, для того здесь работишка есть: кому кочаны носить, кому их резать, а кому солить. Кому их мять, да в бочку толкать.
Ведущий: Отдыхай, хозяюшка, мы без тебя капусту усолим. А под работу хороши шутки да забавы-прибаутки.
Хозяин: Ну-ка, давайте посмотрим, кто больше всех вспомнит…

— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.


— Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идёт.
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает.


— Сынок, сходи за водицей на речку!
— Брюхо болит!
— Сынок, иди кашу есть!
— Что ж, раз мать велит — надо идти.

Хозяйка: Ну вот, пока прибаутки сказывались, дело сделалось, недаром говорится, что дело мастера боится. Кончил дело — гуляй смело.
1 гость: Вейся, вейся, капустка, завивайся, белая.
Как капустке не виться, белой — зелёной не ломиться.
2 гость: Дождик льёт, поливает, белую-зелёную ломает,
Хоровод набирает.
Игра «Завивайся, кочан!». Дети образуют круг, который завивается спиралью.

Хозяйка: В старину первый кочан покрывали большим чугуном, а чугун — белой скатертью для того, чтобы вилки капусты были большие, тугие.
А сейчас приглашаем всех поиграть.

 «Колышки»
Девушки выбирают себе пару из юношей и встают по кругу. Юноши («колышки») присаживаются на корточки, а девушки встают за ними. Водящий ходит в центре круга, подходит к одной из пар и говорит:
— Кума, кума, продай «колышки».
— Купи.
-А что стоит?
— Кочан капусты, да веник, да рубль денег.
— Ну, по рукам, да в баню.
Ударяют по рукам и бегут вокруг «колышков»-юношей в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встаёт у «колышка». Проигравший становится водящим.

«Капуста»
Все становятся в круг. Водящий говорит:
— Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…
И указывает на одного из игроков, тот должен сказать: «Капуста» и бежать по кругу. Водящий догоняет. Если «капуста» успела через один круг встать на своё место, водящий проигрывает и начинает игру сначала. Если же водящий нагоняет «капусту», то сам становится «капустой». Другой начинает водить.

«Капуста в колпаке»

В чугун кладется большой кочан капусты, на который надевается колпак. Необходимо сбить колпак с расстояния 5-6 шагов лаптем. Кто сбил — тот победил.

«Перетяни лапоть»
Играют двое участников. К лаптю привязывают длинную верёвку. На расстоянии от участников кладут лапоть, а свободный конец верёвки отдают играющим. В лапоть ставят кружку с квасом (водой). Задача участников с помощью верёвки притянуть лапоть с кружкой к себе, не разлив содержимое кружки. Кто быстрей и аккуратней — тот победил.

«Попади по чугуну»
На пол или лавку ставится чугун вверх дном. Участнику завязывают глаза,
раскручивают его, после чего он должен попытаться ударить палкой по чугуну.
Гости: Песни пели и плясали, что ж хозяева устали. Дай Бог тому, кто в этом дому. Уродись у вас пшеница и капуста с чечевицей! На столе всегда пирог, лёгких вам всегда дорог.
Ведущий:  Вот спасибо, ребята, потешили! А мы и работу закончили! Кончил дело – гуляй смело! А капуста, то, какая получилась!  А ведь мы с вами не поблагодарили Матушку Осенину за урожай, а она скоро покинет наш северный край! Давайте ее позовем в гости к нам.


Все - Матушка Осенина! Пожалуй в гости к нам!

Звучит музыка, выходит Осень.


Осень - Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Услышала, что кличете меня, вот и пожаловала. Скажите-ка, а что у вас за веселье?


Хозяйка- А у нас сегодня – капустинская вечерка. Капусту солим, тебя, Матушка Осенина, величаем и благодарим за урожай богатый.


Осень - Спасибо вам на добром слове! Очень рада я вашему урожаю богатому, работе дружной, веселью задорному. Но выходит время мое осеннее, зима на пороге. А пока угощайтесь, люди добрые дарами моими осенними. Не красна изба  углами, а красна пирогами.

 (угощает всех пирогами).
Ведущий: Благодарные гости говорили спасибо и хозяевам, и самому празднику.
На этом праздник заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" с учетом введения ФГОС нового поколения на 2013-2014 учебный год...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...