Тьюторское сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках ФГОС
статья

Малыгина Александра Сергеевна

     Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) НОО (начального общего образования) ОВЗ построение образовательного процесса ориентировано с учетом индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора. Какую же роль играет тьютор в это многоступенчатом процессе? Рассмотрим в материале ниже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) НОО (начального общего образования) ОВЗ построение образовательного процесса ориентировано с учетом индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора.

В России специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеет почти 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 году – образовательное учреждение для слепых детей. Специальное образование, как государственная система обучения детей с отклонениями, стало развиваться только после 1918 года. Создавались школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 1950-е гг. началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон об образовании, у таких детей появилась возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Инклюзивное или включенное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Принятие в России нового закона об образовании потребовало введения в деятельность общеобразовательных организаций (работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) нового направления – разработку адаптированной образовательной программы.

В 1970-х годах в Японии было основано движение «Абилимпикс», целью которого стало улучшение профессиональных навыков лиц с ОВЗ и инвалидностью. Руководящим органом движения выступила Международная Федерация Абилимпикс.

«Абилимпикс» - это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Россия присоединилась к международному движению Аbilympics International в 2014 году. В настоящее время соревнования охватывают все категории инвалидов и лиц с ОВЗ. Проводятся раз в 4 года в 40 странах мира по более чем 50 профессиям. «Абилимпикс» – эффективный инструмент для профориентации, мотивации, социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Как показывает международный опыт, проведение чемпионатов оказывает серьезное влияние на формирование культуры отношения к таким людям в обществе.

Одним из условий включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательные учреждения является наличие специалиста сопровождения. Такой специалист мог бы организовать образовательное пространство так, чтобы ребенок с ОВЗ имел возможность быть максимально успешным и вписаться в коллектив школы. Таким специалистом является тьютор.

Это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Для создания максимально благоприятной среды, в которой ребенок с ОВЗ может быть максимально успешен в учебе и прохождении адаптации тьютору необходимо сотрудничать с учителем и другими специалистами школы, а также с родителями.

Профессия «тьютор» утверждена Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и N№ 11725 соответственно).

Понятие тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании имеет различные трактовки в зависимости от вариантов сопровождения ребенка с ОВЗ:

  1. помощник-сопровождающий или ассистент - осуществляет физическое сопровождение и физическую поддержку, а также помогает перемещаться и чувствовать себя уверенно в пространстве класса;
  2. педагог сопровождения или воспитатель:

- оказывает помощь, а также выполняет рекомендации ПМПК, ведет педагогическую и воспитательную работу;

- обеспечивает координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса;

- показывает окружающим, как следует относиться к ребенку с ОВЗ, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать;

  1. специалист сопровождения – имеет знания в области коррекционной педагогики, психологии и дефектологии, а также владеет технологиями тьюторского сопровождения.

Тьютор может и должен сопровождать различные сферы жизнедеятельности ребенка:

- образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

 - семью ребенка с ОВЗ – помочь сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социокультурную среду.

Тьютор в инклюзивном образовании должен учитывать потребности всех участников этого процесса, а также стать основой для приобретения ими представлений в области регулирования отношений. Тьютор может помочь сформировать качества толерантности. Это позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

В образовательном учреждении определяется перечень документов, которые должен вести тьютор и которые являются формой отчёта о его деятельности: индивидуальный план работы с ребёнком, дневник наблюдений, «Перечень умений ребёнка» и др.

Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования. Она направлена на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося. Помимо этого, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Такое сопровождение является помощью в получении качественного образования учащимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по индивидуальной образовательной программе.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Эта программа должна быть построена в соответствии:

- с образовательными возможностями;

- с возрастными и индивидуальными особенностями;

- с состоянием нервно-психического и соматического здоровья;

- с учетом реальных возможностей образовательной среды.

Индивидуальный учебный план - это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Российские специалисты в области тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья отмечают, что инклюзивная практика тьюторского сопровождения осуществляется поэтапно. Чаще всего выделяются 4 этапа:

1) диагностико-мотивационный - тьютор оценивает ситуацию, стимулирует у ребёнка положительную мотивацию интеграции в школьную среду обучения;

2) проектировочный - тьютор осуществляет поиск индивидуальных интересов ребёнка, планирует совместную деятельность;

3) реализационный;

4) аналитический.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Тьютор на начальных шагах в обучении может выступает в роли провожатого ребенка в образовательной среде школы. Ему необходимо учитывать интересы и особенности ребенка для создания процесса его обучения. Тьютор помогает ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы.

Таким образом тьютор является неотъемлемой частью инклюзивного образовательного процесса:

-  тьютор является педагогическим работником;

- обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для обучающегося с ОВЗ;

- участвует в реализации адаптивной образовательной программы;

- обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней образования (образовательных цензов);

- осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных организационно-педагогических условиях.

Статья рассказывает о "Неделе начальных классов" как форме создания организационно-педагогических условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимос...

Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

                 Инклюзивное образование•обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных...

Цель и задачи инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Цель и задачи инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...

Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ...