Исследовательская коллективная игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ»
план-конспект

Пляскина Клара Исаковна

Цель: развивать познавательные интересы обучающихся, совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа интернат V вида»

Исследовательская коллективная игра

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ»

http://artworks.narod.ru/HanMaker-catalog/source/image/b21-ai-015.jpg

                                                                                   

  Провела: Пляскина К.И.

                                                                                                     

Улан-Удэ, 2020г.

 «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ»

Цель: развивать познавательные интересы обучающихся, совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

 -познакомить с понятием эксперимент;

-научить проводить эксперимент самостоятельно;

- расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий;

-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы при выполнении опытной работы.

Оборудование: 

- путевые листы на цветной бумаге;

-таблички: лаборатория, эксперимент, исследование, текст для совместного чтения, определение понятия эксперимент; названия лабораторий.

 -магниты, металлические предметы;

-6  стаканов с водой,  6 мандаринов, 6 яиц, соль, 6 ложек, зубочистки, пластилин, 6 тазиков с водой, 6 подносов или лотков, бумажные полотенца для плавательной лаборатории;

- 10 разных предметов для наблюдательной лаборатории, скатерть;

- листы, карандаши для творческой лаборатории.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

-Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

Звучит песня «Почемучки…»   

- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

(Детям предлагается прочитать вслух слова на доске или читают заранее выученные)

Мы теперь не просто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! (читают дети)

(Дети садятся на свои места)

II. Актуализация знаний

- А кто такой исследователь?  (ответы детей)

 -Что значит исследовать?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то новое)

- Сегодня мы будем исследователями и отправимся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

- Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты)

- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре:

«Эксперимент – это метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

- С какой целью проводится эксперимент, для чего? (ответы детей)

- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.  

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.

-Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

(Раздает путевые листы)

III. Практическая работа

Первая  лаборатория -   «Наблюдательная»

  1. Проверим вашу наблюдательность, внимание.

На столе лежат 10 разных предметов. Дети рассматривают их в течение 10 секунд. Затем их закрывают. Дети должны назвать все предметы.

Кто лучше запомнил?

  1.  Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
  • Упражнение «Мой любимый фрукт»
    Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
    Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
  • Упражнение «Не собьюсь»
    Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
    Воспитатель  предлагает следующие задания:
    считать вслух от 1 до 21, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
    Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20,  - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
  • Упражнение «Наблюдательность»
    Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
    Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
  •  Упражнение «Летает – не летает»
    Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
    Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
  •  Упражнение «Самый внимательный»
    Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
    Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

- Кто у нас самый внимательный?  (ответы детей)

Педагог делает выводы, отмечает самых внимательных и наблюдательных.

Вторая лаборатория – «Плавательная» 

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить в этой лаборатории?

(ответы детей)

-Вода окружает нас с самого рождения. Для чего нужна вода? (ответы)

Мы просто не можем жить без нее: утоляем жажду, используем в быту, в промышленности,  так привыкли к этому веществу, что не замечаем его удивительных свойств.

-Какие свойства воды вы знаете? (ответы: прозрачная, нет запаха, нет формы, текучая, растворяет, нет вкуса)

 - Мы  продолжим знакомство  со свойствами воды.

Первый опыт:  «Научи яйцо плавать»

Сейчас мы будем проводить опыты. Чтобы правильно провести опыты,  вам необходимо внимательно слушать инструкции и выполнять их. Вы будете работать парами.

(У каждой пары на столах в лотках: яйцо, стакан с водопроводной  водой, соль, ложка)

Для проведения опыта нам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

Итак, слушаем и выполняем:

 

1.Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой.

 (Дети  выполняют инструкции)

-Что вы заметили?

-Яйцо опустилось на дно стакана

2.Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько 3 ложки соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой. Что вы заметили?

 - Яйцо останется плавать на поверхности воды.

- Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Определение плавучести предметов

На столах тазики с водой, мандарин.

-Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет? (Ответы)

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах.

- Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили?

 (Мандарин не тонет)

- А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Что сейчас заметили?  Почему же мандарин без кожуры утонул?

-Какой же вывод мы можем сделать?  (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают)

-Какие еще предметы не тонут в воде?  (ответы)

-А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом.

-Скажите, а лед тонет в воде?

- А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Для следующего опыта нам нужны: зубочистка, пластилин, тазик с водой.

-Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду.

-Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

3-я лаборатория – «Магнитная»

Послушайте одну историю.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.  

- Как вы думаете почему камни притягивали палку с металлическим наконечником?

- Какое свойство магнита описано в этой легенде? (Притягивать предметы)     - Какие предметы? ( Металлические)

- Магнит притягивает все металлические предметы? (Да, нет.)

- Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.  

- Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент? (ответы)

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы из разных материалов:   гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек и.т.д.

- Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

- Каков результат эксперимента?

ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом.

- Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно,  они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

Четвертая  лаборатория - « Творческая»

- Попробуйте  нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. ( Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

 Вызываются к доске 5 человек. Обсуждение нарисованных предметов.

- Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования?  

ВЫВОД: Все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила.

Итог занятия. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

- Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

- В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу.

-Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!



Предварительный просмотр:

                                 

Конспект внеклассного занятия

«Час весёлых непосед, или шуточные посиделки»

 Цели:

-развитие интеллектуальных и коммуникативных     способностей младших школьников, активизация культурного досуга детей;

-воспитание чувства коллективизма, уважения к старшим, младшим, сплочение детского коллектива.

Звучит музыка.

Ведущий:

Сегодня, ребята, у нас необычное мероприятие, потому что в конкурсной программе может принять участие каждый из вас. А конкурсантов мы будем выбирать с помощью считалок. По желанию дети произносят считалку, указывают на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит (выбор 8 участников с помощью считалок).

 Ну, не будем терять время и отправимся на первую игровую ситуацию, которая называется «Весёлые загадки».

Суть этого конкурса состоит в том, чтобы быстро и правильно ответить на вопросы - загадки. Кто больше даст правильных ответов, тот и побеждает в первом конкурсе.

 Итак:

 1. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить.)

     2.По чему люди ходят?   (По земле.)

 3. Без чего не испечешь хлеба?   (Без корки.)

     4. Какой месяц короче всех?   (Май – три буквы.)

     5.Кто говорит на всех языках?   (Эхо.)

     6.Почему собака лает?   (Говорить не умеет.)

     7.Каким гребнем голову не расчешешь?   (Петушиным.)

     8.Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?   (Которые стоят.)

    9.Что делается с красным шелковым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря? (Будет мокрым.)

   10.Что случается с вороной через три года? (Ей идет 4-й год.)

   11.Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (Под мокрым.)

   12.У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (Одна.)

   13. Кто над нами вверх ногами? (Муха.)

   14.На что похожа половина яблока? (На вторую половину.)

   15.Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)

   16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)

   17. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)

   18. Игра со снегом. (Снежки.)

   19. Домашний сторож.  (Собака.)

   20. Скошенная высушенная трава. (Сено.)

II. « Вкусный серпантин»

Каждый из участников по очереди должен закончить фразу « Я бы съел…..», называя продукты, которые мы употребляем в пищу. Главное условие этого конкурса - говорить без остановки. Если кто-то задумался,  замешкался, ошибся, то выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в игре последним.

III. Шуточная игра « Уважительная причина»

Заранее готовятся два конверта. В первом лежат карточки, на которых написаны варианты различных действий, во втором - перечень причин, по которому эти действия не были выполнены.

  Участник вытаскивает карточку из 1 конверта и говорит: «Я не….»- далее зачитывает действие. Затем вытаскивает карточку из 2 конверта и зачитывает причину: «Потому что….».

Действия:

- Вымыл посуду.

- Позвонил другу.

- Поздравил с днём рождения друга (подругу).

- Купил хлеб.

- Покормил котёнка.

- Вымыл пол.

- Вымыл посуду.

- Написал письмо.

- Не выполнил домашнее задание.

Причины:

- Работать не люблю.

- Не было горячей воды.

- Захотелось повредничать.

- Было хорошее настроение.

- Плохо себя чувствовала.

- По жизни не везёт.

- Хотелось себя обрадовать.

- Гадалка нагадала этого не делать никогда.

- Я стесняюсь.

- Помешала мама (папа)

IV. «Газетные рвачи»

Конкурс – розыгрыш «с подвохом». Поэтому ведущий обращается к участникам, чтобы они были очень внимательными.

Игрокам вручается газетный лист и предлагается за 3 секунды разорвать его на как можно большее количество клочков.

(Участники выполняют задание)

После выполнения задания объявляется, что победителем станет то, кто с помощью скотча быстро склеит обратно свой листок.

Игрокам выдаются скотч и ножницы. (Подведение итогов)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное образовательное путешествие на кондитерско-булочный комбинат "Черёмушки".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3739085","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Коллективное образовательн...

Коллективное образовательное путешествие в музей космонавтики.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3766921","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Коллективное образовательное путешествие в музей космон...

Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива

Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива...

Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований (коллективная игра-исследование).

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий....

Коллективное образовательное путешествие в пожарную часть.

Воспитательная внеурочная деятельность....

Коллективная игра-исследование "Путешествие по научным лабораториям".

В документы приведен пример внеурочного занятия по исследовательской деятельности в игровой форме и использованы разные формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная....

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по экспериментальным лабораториям"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по экспериментальным лабораториям» разработана для обучающихся 3-4 классов и построена на системно-деятельностном подходе, что позвол...