"Мастерство актера с куклой" сборник практических материалов по кукловождению перчаточной куклы
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

Семенова Наталья Анатольевна

 

     Сборник практических материалов  содержит секреты управления  театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения,  технику управления театральной куклой, кукловождение на ширме, советы кукловоду.

   Работа раскрывает способы  управления театральной куклой  посредством различных упражнений, игр, зарядки.  

   Предложенный материал может быть использован  педагогами  учреждений дополнительного образования, руководителями кукольных театров, педагогами-организаторами  образовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterstvo_aktyora_s_kukloy.docx396.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования  

«Тяжинский  центр дополнительного образования»  

 

 

Мастерство актера с куклой

(Сборник практических материалов по кукловождению перчаточной куклы)

 

                 

Семёнова Наталья Анатольевна,    

                                                    педагог дополнительного  

                                образования

Тяжинский                           

Содержание

Пояснительная записка                                                                                         3                        

Способы управления куклой-петрушкой                                                              

Работа с перчаточной куклой                                                                                  

Упражнения,  сидя  на стуле                                                                                                

Упражнения в паре, сидя на стуле                                                                        

Упражнения  с текстом                                                                                          

Кукловождение на ширме                                                                                    

Упражнения для тренировки походки куклы                                                      

Упражнения для отработки навыков разговора куклы                                      

Упражнения для отработки бега и прыжков у куклы                                        

Литература                                                                                                              

Пояснительная записка

        Театр – одна из форм работы с детьми в области художественного воспитания. В основе этой работы лежит интересный, увлекательный,  любимый детьми вид театрального зрелища - театр кукол. Театральные куклы – и главный инструмент, и основное действующее лицо, и содержание кукольного театра. Куклы интересны сами по себе, даже без движения.

       В процессе работы с куклой воспитанник формирует определенный объём знаний из истории кукол, литературы,  приобретает разносторонние навыки кукловождения разных видов кукол. В связи с этим большое значение  имеет развитие творческих способностей ребенка средствами театральной куклы.

     Оживление  куклы – одно из ведущих направлений кукольного театра, которое  воспитывает  актера – кукловода.  Искусство управления куклой основывается на понимании ее движений,  формы,   характера, - словом, всех ее выразительных средств. Ключ к пониманию подхода актера – кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего, кукловождение такими видами кукол как печаточная, тростевая кукла, кукла – петрушка.  Работа  над такими куклами – это своеобразная школа, система воспитания режиссеров, актеров, художников кукольного театра.

     В ходе разработки и составления сборника практических материалов мной переработаны авторские материалы:  А. Э. Греф  «Театр кукол», практическое пособие, К. Нойшюц «Оживи куклу»,  В. Бачурин «Азбука развития», учебно – методическое пособие, являющиеся основанием данной работы.

В структуре сборника практических материалов  выделяются следующие основные разделы:

  • способы управления куклой – петрушкой;
  • работа с перчаточной куклой;
  • управление тростевой куклой;
  • советы кукловоду.

        В результате использования   на практике  специальных упражнений для овладения разными видами театральных кукол воспитанник должен знать  историю возникновения той или иной куклы, владеть техникой  кукловождения, уметь пользоваться  различными приспособлениями к куклам,  импровизировать в ходе репетиций с театральной куклой.    

         

 

Способы управления куклой-петрушкой

              Предком всех разновидностей верховых кукол является так называемая кукла-петрушка. Эта кукла  одевается на руку актера и не имеет никаких дополнительных приспособлений для управления  ею. У неё нет туловища. А состоит она из твердой головы и прикрепленного к этой голове костюма (рубашки). Рука актера выполняет роль туловища куклы тогда, когда актер вводит её в костюм куклы.

Рука кукольника может располагаться внутри куклы по-разному:

  1.  Указательный палец входит в голову куклы, большой и средний пальцы - в руки куклы, мизинец и безымянный пригибаются к  ладони  ( Рис. 1)

Рисунок 1

  1.  Голову куклы одевают на указательный и средний пальцы, на большой палец - одну руку, а безымянный и мизинец на другую руку куклы (Рис.2)                                    

 Рисунок 2

  1. Указательный и средний пальцы вводят в голову куклы, руки управляются большим пальцем и мизинцем, безымянный палец подогнут (Рис.3)                                      

   Рисунок 3

  1. Голова куклы одета на указательный палец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони, а большой палец и мизинец управляют руками куклы (Рис.4)  

                   

Рисунок 4

  1. На средний палец одета голова куклы, указательный и безымянный пальцы прижаты к ладони, большой палец и мизинец управляют руками куклы  (Рис. 5)                            

Рисунок 5

  1. Большой палец и мизинец управляют руками куклы, три остальных  пальца поддерживают корпус куклы, верхняя часть которого образует единое скульптурное целое с головой  (Рис.6)

Рисунок 6

  1. Указательный палец управляет головой куклы, а все остальные прижаты к ладони  (Рис. 7)                      

Рисунок 7

  1. Голова куклы одета на средний палец, а безымянный и указательный пальцы управляют руками куклы (Рис. 8)

                                             

 Рисунок 8

                                 

  1. Управляют куклой две руки: большой палец левой руки управляет рукой куклы, на остальные четыре пальца одета голова куклы. Указательный палец левой руки актера управляет другой рукой куклы, остальные пальцы слегка сжаты в кулачок  (Рис. 9)

Рисунок 9

  1. Голова куклы одета на два больших пальца обеих рук                            кукловода, указательные и средние пальцы управляют руками куклы, безымянные и мизинцы прижаты к ладони  (Рис. 10)

                                               

  Рисунок  10

  1. Указательный палец правой руки управляет головой куклы, большой и средний пальцы - руками; указательный и большой пальцы левой руки управляют ногами куклы (Рис. 11)

          Рисунок 11

  1. Кукла на гапите.  Левой рукой держим гапит. За гапитом располагается ладонь правой руки; указательный и большой пальцы управляют руками куклы, остальные пальцы обхватывают гапит  (Рис. 12)

   Рисунок 12

  1. Групповые куклы. На каждый палец одевается по маленькой куколке

(Рис. 13)                                          

 Рисунок 13

  1. На каждый палец актера одевается головка куклы, а туловище их - единая перчатка (Рис. 14)                                

Рисунок 14

Работа с перчаточной куклой

           Куклы в спектакле не могут стоять на одном месте, в одних и тех же позах. Они должны выполнять различные действия: ходить, садиться. Стоять, бегать... И играть куклой надо так, чтобы она казалась живым существом. При работе с куклой следует помнить:

  1. «Оживление» куклы происходит не за счет произносимого текста, а за счет удачно  найденных и сделанных движений
  2. Движения куклы должны быть правдивы
  3. Их характер - это важное средство характеристики самого героя
  4. Движения куклы и речь актера должны быть синхронны.

Упражнения с куклой, сидя на стуле

       Начать отработку движений куклы можно  сидя на стуле, используя спинку стула вместо ширмы. Для этого надо повернуть стул спинкой к себе и сесть на него. В таком положении выполните следующие упражнения с перчаточной куклой:

1. Походка куклы

  • правильная походка;
  • предплечье актера легко приподнимается и опускается. Запястье руки при каждом шаге чуть-чуть прогибается вперед и назад;
  • кокетливая походка (характерна покачиванием бедер справа налево. Запястье актера в момент постановки ноги куклы на уровень опорной поверхности прогибается вправо и влево);
  • бег (при беге на месте корпус куклы толчками подбрасывается вверх и опускается вниз, как при выполнении упражнения «пружинка»);
  • раскачивающая походка (плечики куклы раскачиваются из стороны в сторону, справа налево. Запястье руки актера наклоняется вправо или влево только в момент переноса центра тяжести куклы на правую или левую ногу).

Упражнения в паре, сидя на стуле

Куклы:

  • идут, встречаются, обнимаются;
  • разглядывают друг друга с головы до ног;
  • поздравляют друг друга, дарят цветы;
  • играют в мяч, прятки;
  • тащат вместе мешок: один тащит, другой подталкивает;
  • один подсаживает другого на дерево, дом;
  • помогают друг другу преодолеть препятствия: перелезть через забор, пройти через реку, вытащить из ямы;
  • танцуют;
  • ищут грибы, клад, ключи;
  • борются, толкаются, ссорятся;
  • падают в яму, выскакивают из неё;

Упражнение с текстом

«Радушная хозяйка»

 Стихотворение С. Маршака из пьесы «Кошкин дом»

  • Мой дом всегда для вас открыт!

Здесь у меня столовая,

Вся мебель в ней дубовая.

Вот это стул -

На нем сидят.

Вот это стол -

За ним сидят

Соединить речь и пластику куклы воедино. С движениями куклы передать текст отрывка. Очень хорошо использовать для этого детские стихи и песни.

Кукловождение на ширме

   Следующий этап - это работа на ширме. Упражнения проводятся как перед передней грядкой, так и по кругу. Это позволяет отрабатывать высоту куклы, т.к. за время прохождения круга кукловод с куклой работает  как на переднем плане, так и на заднем. При прохождении этого расстояния регулируется уровень куклы.

   Для отработки действий куклы хорошим помощником может стать зеркало.

Оно необходимо для контроля правильности выполнения действий. Упражнения можно проводить микро группами. Каждая из таких групп показывает свои умения в работе с куклой. А остальные наблюдают вместе с педагогом. Потом проводится разбор ошибок.

Упражнения для тренировки походки куклы

   Следить за равномерным поворотом кисти влево и вправо. Если в какую-либо из сторон поворот больше, кукла начинает хромать. Следить за уровнем куклы, не допускать слишком большой "пружинки", иначе кукла будет "нырять".

  • Выполнить ходьбу на месте, тщательно контролируя движение  руки и уровень куклы.
  • Сделайте то же, пройдя вдоль грядки.
  • Шел - забыл - вернулся. Кукла двигалась вперед,  на середине грядки вспомнила, что что-то забыла, придется развернуться и идти назад. В подобных упражнениях обязательным является придумывание  обстоятельств самим учеником. Он может, и иногда не должен, говорить о них в ходе показа, но по окончании нужно спросить его об этом.
  • Шел - забыл - принял решение. Упражнение, подобное предыдущему, оставляет больше свободы для ученика. Принятое решение нужно обязательно оправдать.
  • Шел - оглянулся на звук - принял решение. Звук подает кто-либо из учеников. Он неожидан, тем интереснее реакция основного исполнителя.
  • Шел - споткнулся. Обыграть ситуацию.
  • Шаг в ногу на плацу. Маршировать по двое или группой, четко выдерживая ритм, заданный преподавателем или кем-то из учеников.
  • Хромать поочередно на разные ноги.
  • Эмоциональность походки. Оправдать, почему так иду. Пройти лениво, радостно, торопливо, грустно, с опаской и т.п.
  • Пройти от образов: лиса, заяц, медведь, собака, мышь, солдат, робот, старик, вор, толстяк, дама, ребенок, манекенщица и т.п.

    Упражнения для отработки навыков разговора куклы

  Следить, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь. Не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в "болтание" куклой.

  •  Учить стихотворение, заданное на дом, или повторять  

 урок.          

  •   Читать вслух книгу: интересную и нет.
  •  Встречи. Разговор с другом, которого не видел с прошлого лета, с одноклассником, с мамой, с незнакомцем на улице и т. п.
  •   Импровизированный ответ на вопрос преподавателя или другого ученика. Вопросы могут быть по контрольной теме или из разряда "дурацких", развивающих актерскую смелость, типа "Зачем ты съел мою котлету?". Можно объединить всех одними обстоятельствами. Например, учитель - генерал, а ученики солдаты, и все вопросы на военную тему. Или учитель - мама, а ученики - дети.
  •   Всевозможные ситуации в парах. Сообщить партнеру новость, тот дает ей краткую оценку, и уйти. Пожаловаться партнеру, получить его поддержку и т. п. Главное - импровизация.

Упражнения для отработки бега и прыжков у куклы

   Следить за четкостью движений руки, чтобы не встречалось "размахивание" при прыжках "мельтешение" при беге.

  • Пробежать по ширме 100 метров.
  • Бегать, ловя кого-то.
  • Прыгать на двух ногах, на одной, по переменке.
  • Прыгать разными способами в ритме песни, напевая её вслух.
  • Прыгать по кочкам, предварительно выбирая более сухую.
  • Прыгать, как ребенок, как старик, как зверь.
  • Прыгать на батуте. Прыжок делится на две части. Сначала коротким прыжком запрыгнуть на батут, а за тем он подкинет вас и длинным прыжком приземлиться за ним.  
  • Прыгать до середины ширмы в одном темпе, остановиться и продолжить движение в другом темпе или другим способом. Оправдать, почему это произошло.
  • Перепрыгнуть препятствие, например , лужу.

Литература

  1. Бачурина, В. Азбука развития [Текст]: учебно – методическое пособие / В. Бачурина. – М.:  Владос, 2007. – 173с.
  2. Греф, А. Э. Театр кукол [Текст]: практическое пособие / А. Э. Греф. – М.:  Лада, 2003. – 269с.
  3. Давидовски, М. Веселые куклы [Текст]: практическое пособие / М. Давидовски. – М.:  Дом XXI век,  2003. – 62с.
  4. Домашний кукольный театр [Текст]:  практическое пособие /– Ярославль: Академия развития, 1998. – С.79.
  5. Колчеев, Ю. А. Театрализованные игры [Текст]: рекомендации для руководителей театральных коллективов / Ю. А. Колчеев. – М.: Просвещение,  2000. – 145с.
  6.  Нойшюц, К. Оживи куклу [Текст]: практическое пособие / К. Нойшюц. – М.: EVIDENTIS, 2002. – 208 с.
  7.  Обучение  и развитие  [Текст]: практическое пособие / - М.:  Дошкольник, 2003.- 34с.
  8. Трифонова, Н. М. Кукольный театр своими руками [Текст]: учебно – практическое пособие / Н. М. Трифонова. –   М.: Знание, 2001. – 180с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр (перчаточные куклы)

Куклы – просто загляденье,Взрослым всем на удивленье,Для забавы малышне!Посмотри, как хороши!Коль хотите научитьсяЭтих кукол мастерить,Вам придется не ленитьсяИ старанье приложить!...

Проектная и исследовательская деятельность. Практические материалы.

Практические материалы для учителя в работе над проектом. Памятки и маршрутные листы для обучающихся....

Практические материалы для проверки знаний, умений, навыков по русскому языку для 3 класса

Задания по теме «Состав слова»1-й уровеньСпишите текст. Грамматическое здание. Какая   часть   слова   главная:   приставка,    корень,...

Практические материалы по русскому языку

Практические материалы по русскому языку...

"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"

Сборник практических материалов  содержит секреты управления  театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения,  технику управлени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерство актера" 1 класс

Рабочая программа по курсу «Мастерство актера»  составлена в соответствии с ООП НОО  и планом внеурочной деятельности МБОУ «Ликино-Дулевская ООШ №2», с учётом  а...

Мастер-класс "Изготовление перчаточной куклы"

Мастер-класс расчитан на взрослую аудиторию. Подойдет как для педагогов, так и руководителей кружков. В мастер-классе дается характеристика разных видов кукол: планшетная тростевая. перчаточная.Дается...