Программа по внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности»
рабочая программа (1 класс)

Ренина Ольга Вячеславовна
Программа “Основы компьютерной грамотности” представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовые редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мышления, памяти, воображения, используемых для накопления навыков работы с информацией различных видов) Теоретические знания для младших классов даются на занятиях в виде беседы с демонстрацией на компьютере или при использовании наглядных пособий. Цель программы: формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников. Задачи: - дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения хранения обработки и передачи информации человеком. -способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления. -выработать навыки культурно-продуктивного общения. -научить использованию компьютера для получения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом                                                приказом директора

от 23.05.2019 №6                                                             от 28.05.2019 № 110-Д

Программа

по внеурочной деятельности

«Основы компьютерной грамотности»

(срок реализации 1 год)

                                                                                 

                                                

                                              Разработала:

                                              Ренина О.В.,

                                                                  учитель начальных классов                                        

                                                                                                                       

2019 год

Пояснительная записка

        Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

        Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, и их запросы и интересы, кто любит и отдает им себя.

        Программа “Основы компьютерной грамотности” представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовые редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мышления, памяти, воображения, используемых для накопления навыков работы с информацией различных видов)  Теоретические знания для младших классов даются на  занятиях  в виде беседы с демонстрацией на компьютере или при использовании наглядных пособий.

        Включение компьютерной обучающей программы в процесс обучения младших школьников позволяет повысить эффективность обучения. Компьютерная программа для детей  младшего  возраста – это, прежде всего, обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы, а также активные формы работы самого ребенка ,т к в начальной школе игровая форма деятельности является ведущей и имеет для детей огромное значение. Занятие информационной технологии у младших школьников подобно другому занятию в начальной школе использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры, конкурсы. Однако каждая из традиционных форм проведения занятия кроме своего частного назначения, предусмотренного планом занятия, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия - компьютерному упражнению или творческой работе.

Цели и задачи программы.

Цель программы:  формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

- дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения хранения обработки и передачи информации человеком.

-способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.

-выработать навыки культурно-продуктивного общения.

-научить использованию компьютера для получения новых знаний.

Средства достижения.

-проведение творческих работ стимулирующих интерес и активность ребят

- применение наглядных пособий и электронных развивающих книг и игр

-включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия.

Организационные условия реализации программы:

  • общее количество часов- 33;
  • периодичность занятий - 1 раз в неделю;
  • различные формы организации работы: групповая, индивидуальная;
  • санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности.

Ресурсное обеспечение:

  • наличие индивидуальных  компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
  • операционная система Windows XP/7/8.
  • программа PowerPoint.
  • возможность выхода в Интернет.

Направление:  общеинтеллектуальное

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
            Кабинет, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Методические условия реализации программы.

Типы занятий:

  • комбинированный;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • усвоение новых знаний;
  • применение полученных знаний и умений на практике;
  • закрепления, повторения;
  • итоговое.

Форма  и методы организации учебного занятия:

  • Словесные методы (рассказ, беседа.).
  • Наглядные методы (фото- видеоматериалы, слайдовые презентации).
  • Практические методы (работа с различного вида программами)
  • Методы контроля (теоретические и практические зачеты, наблюдения, анкетирование, практические работы).

Планируемые результаты освоения программы

Учащиеся должны знать.

-Правила ТБ при работе с компьютером.

- Понятия “информация”,“компьютер”,“программа”,“меню”,“рабочий стол”, значок “графический редактор”.

-что устройствами информации являются клавиатура и манипулятор “мышь”

-основные инструменты текстового редактора

-основные инструменты графического редактора

Учащиеся должны уметь.

- пользоваться буквенными и цифровыми блоками клавиатуры

- использовать манипулятор “мышь”

-работать с  командами открыть и закрыть меню- файл

- создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

Курс «Основы компьютерной грамотности» раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

Ученик получит возможность для формирования:

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей);

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• установка на здоровый образ жизни.

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Регулятивные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

Ученик получит возможность для формирования:

• ставить учебные цели, использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном,

вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

Ученик получит возможность для формирования:

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные).

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• строить логическое рассуждение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

Ученик получит возможность для формирования:

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия.

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Тематическое планирование 1 класс  (33ч)

№/п

Раздел

Количество часов

1.

Введение в информатику. Правила поведения и работа с компьютером

2 ч

2.

Компьютер и его устройство. Программы

3 ч

3.

Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы

14 ч

4.

Графический редактор Tux Paint. Составление рисунков на заданные темы

14 ч

Список источников информации  для учителя.

  1. Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
  2. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
  3. О.П. Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
  4.   Из  опыта  работы по формированию информационной  среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002)
  5. Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007
  6. Программа Intel «Путь к успеху»/ Книга для учителя.2006-2007
  7.  Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007
  8.  Проектно-исследовательская  деятельность  школьников  с  использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
  9. Виват,  мультимедиа!//Цифровая школьная  четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего» г. Пушкин, 2003 – с.46-47
  10.  Сайты в помощь учителю информатики:
  • www.klyaksa.net
  • www.metod-kopilka.ru
  • www.pedsovet.org
  • www.uroki.net
  • www.intel.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Внеурочная деятельность "Основы финансовой грамотности"

Программавнеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»Социальное направление...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс

Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой,  Е. Гоппе  «Финансовая грамотность»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное  направление) 1 класс...