Методы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации
статья (1 класс)

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными. Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения. Методы воспитания – это своеобразные способы деятельности, используемые педагогом в рамках воспитательного процесса для достижения поставленной цели. В художественно-эстетическом воспитании используются все известные в педагогической науке и практике методы, такие как: наглядные, словесные, практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной организация эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающей жизни и искусстве, познавательной деятельности учащихся, когда становится возможным абстрактно-логическое осмысление, а также происходит развитие практических навыков в овладении художественной деятельностью. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_12.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными. Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения. Методы воспитания – это своеобразные способы деятельности, используемые педагогом в рамках воспитательного процесса для достижения поставленной цели. В художественно-эстетическом воспитании используются все известные в педагогической науке и практике методы, такие как: наглядные, словесные, практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной организация эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающей жизни и искусстве, познавательной деятельности учащихся, когда становится возможным абстрактно-логическое осмысление, а также происходит развитие практических навыков в овладении художественной деятельностью. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе. Во время беседы возможно обогащать учащихся научными понятиями о сущности и характерных чертах прекрасного в искусстве, труде, поведении людей. В ходе беседы нужно объяснять, истолковывать смысл, знакомить с терминологией, систематизировать накопленные учащимися знания. Однако необходимо помнить, что беседа – это всегда обмен мнениями и впечатлениями педагога с учениками и учеников между собой. Успешность беседы определяется ее эмоциональной заинтересованностью. Во время беседы необходимо обязательно использовать наглядные методы, что рождает яркие впечатления, подкрепляет словесные суждения и оценки. Главное в беседе - умело формулировать вопросы, которые возбуждали бы познавательный интерес учащихся, стимулировали бы размышления и конкретизацию их оценок и суждений. Беседы коллективного или группового характера усиливают воздействие, особенно в подростковом возрасте, когда проявляется конформизм в восприятии и оценках прекрасного.

 Объяснение. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства. Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов. Объяснение тесно связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой, толкованием понятий. Здесь большое значение, чем при пересказе, имеет непосредственная проверка хода формирования понятий у школьников, обращение к ранее 30 усвоенному.

 Инструктаж - это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. д. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью. В процессе обучения технологии, черчению и рисованию инструктаж сочетается с показом приемов выполнения работ, нередко уступает ему место. Впрочем, это имеет место и при организации лабораторных работ. Инструктаж может быть: вводным (вступительным), текущим и заключительным.[49, с. 47] Текущий инструктаж бывает фронтальным и индивидуальным. Он тесно связан с разъяснением, объяснением и показом приемов выполнения действий. Как правило, инструктаж сопутствует практическим занятиям, экскурсиям и другим формам обучения. Нередко применяется письменный инструктаж (задания, инструкционные карты и т. д.).

Диспут. Становится возможным формирование эстетических убеждений и личных позиций. Диспут всегда предполагает проблемность, наличие разных точек зрения и мнений. Цель – выявить позиции и в ходе обмена мнениями, внести ясность, помочь обосновать личную позицию. Задача учителя - вызвать познавательную активность, помочь осмыслить собственный эстетический опыт и позиции, а потому важна предварительная подготовка к диспуту: можно предложить учащимся почитать литературу или статью проблемного характера, посетить спектакль или выставку. Во время диспута возможен показ и демонстрация наглядного материала, если сопоставляются различные точки зрения. Ведущий следит за ходом мысли, полемически заостряет спорные моменты, подводит учащихся к определенным суждениям. Однако на диспуте не может быть такого подведения итогов, когда формулируется единая для всех точка зрения. Смысл диспута состоит в том, чтобы обозначить личные позиции и обосновать их значимость.

 Метод работы с книгой — среди других методов занимает важное место (словари, справочники, журналы), где источником получения знаний является печатное слово. Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление. Вне урока она не стеснена темпами и сроками, развивает познавательные интересы и склонности, совершенствует эстетические вкусы и духовные потребности учащихся. Работа с книгой проводится на всех ступенях обучения. Приемы работы с книгой зависят от возраста учащихся: В младших классах учащиеся учатся понимать и запоминать текст, группируют вокруг прочитанного ранее усвоенное, оценивать его с точки зрения практики. В средних и старших классах приобретают умение читать выразительно, анализировать и фиксировать прочитанное, использовать словари и справочники. Чтение используется как средство приобретения новых знаний. Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. В изучении гуманитарных наук они являются ведущими. Недооценка устного изложения на уроке труда, черчения, живописи и музыки придает деятельности учителя механический, а иногда и автоматический характер, ограничивает возможности развития технического мышления, творческих способностей школьников. При исследовательском методе познавательная работа школьников по своей структуре приближается к исследовательской деятельности ученого. Учитель лишь осуществляет общее руководство поисковой работой учащихся. Исследовательский метод следует использовать при изучении важнейших, узловых вопросов программы, таких, которые заключают в себе общие основы предмета, что будет способствовать более осмысленному усвоению всего остального материала. При этом отбираемые для изучения разделы должны быть доступными для восприятия их учащимися. Исследовательское задание предполагает полный цикл самостоятельных учебно-познавательных действий школьников — от сбора информации до ее анализа, от постановки учебной проблемы до ее решения, от проверки решения до применения новых знаний на практике. Из всех методов проблемного обучения этот метод является наиболее простым и используется либо при жестком бюджете времени, не позволяющем применить другие методы, либо при изложении достаточно сложного материала. Методы художественно-эстетического воспитания разнообразны. Они зависят от многих условий: качества и объема художественной информации, видов и форм организации деятельности и возраста ребенка. Точно определить методы художественно-эстетического воспитания довольно трудно. Таким образом, к обязательным методам в процессе художественно-эстетического воспитания и образования детей младшего школьного возраста, относятся практические методы: занятия музыкой, рисованием, пением, театральной деятельностью, оформление школы и класса, труд по самообслуживанию и др. Посредством этих методов происходит перевод учащегося из ранга представителя культуры (тот, кто знает, размышляет, созерцает, демонстрирует) в ранг носителя культуры (того, кто организует окружающий его мир и живет по законам эстетики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Интерактивные методы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.

Воспитание гражданина является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент социального заказа. В данной статье рассмотрена работа над проектами,...

Интерактивные методы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.

Воспитание гражданина является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент социального заказа. В данной статье рассмотрены интерактивные методы ...

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

 Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...

Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.

В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию  из  личного опыта  работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....

Проблемы воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации. Презентация к докладу

Проблемы воспитания младших школьников в образовательной организации. Презентация к докладу. Научно-практическая конференция "XXI Бушелевские чтения". 23-25 марта 2022 г, г. Петропавловск-Ка...