Школа толерантности для первоклашек
методическая разработка

Панькова Клавдия Александровна

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_shkola_tolerantnosti.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Бичурский район МБОУ «Мало - Куналейская СОШ»

Внеурочная педагогическая деятельность.

«Школа толерантности для первоклашек»

                                                                          Составитель:   Панькова Клавдия  Александровна                                                              

Предлагаемые внеклассные мероприятия подготовлены в контексте методологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Внеклассные мероприятия разработаны,   на государственном стандарте и не противоречит его основным направлениям: обеспечения права на полноценное образование, повышения качества образования, сохранение единства образовательного пространства, гуманизации образования.        

        Программа   построена с учетом межпредметных связей: математика, литература, этнопсихология, страноведение, культурология, педагогика, география, история. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в месяц.

Актуальность: Теоретическим обоснованием организации и проведения внеклассных мероприятий с первоклассниками явилось убеждение о том, что развитие гармоничной личности ребенка, возможно создавая условия, которые будут соответствовать развитию гражданской позиции, расширению кругозора ребенка о разнообразии этносов, национальных традиций, углублению знаний о культуре своего и других этносов, знаний о своей стране.  

На территории России много исторически сложившихся полиэтнических регионов, где веками жили представители разных этнических групп (Поволжье, республики Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края и др.), а также приграничных регионов, которые граничат с несколькими государствами (в том числе и Псковская область). Живущие в этих регионах народы можно рассматривать как единую систему этнических групп, как полиэтнический и некий надэтнический социально-психологический феномен. Исследования проблем этнической толерантности - интолерантности обусловлено спецификой этнической ситуации и полиэтническим составом населения стран в мире, нашей страны и Псковской области в частности. Осознание опасности, которая связана с проявлением форм нетерпимости в современном мире, привело к обращению мировой общественности и политиков к проблеме развития толерантности в сфере образования.

Наиболее эффективным способом развития толерантности является воспитание, направленное на развитие независимого мышления, критической точки зрения, здравомыслящих суждений в обучаемых с первых классов. В современности обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является развитие системы значимых ценностей и новых жизненных установок всех субъектов образования для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и этносоциальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия этносов, ограничения любого неравенства. Именно поэтому, средствами образования, необходимо развивать такие качества личности учащихся с первых классов, как толерантность в целом и этническую толерантность в частности, уважение личности другого человека не зависимо от места жительства, этнической принадлежности, социального статуса, развивать соучастие и сопереживание друг к другу, любовь к своей Родине.

Цель внеклассных занятий: Психолого-педагогическое обеспечение развития толерантности в процессе полиэтнического образования: развивать представление учащихся первых классов о разнообразии этносов и культур, развивать навыки сотрудничества и толерантности; создавать предпосылки воспитания подрастающего поколения на ненасильственной основе,  уважения прав и достоинства других людей, развивать знания о своей Родине. 

        Задачи:

1.Познакомить учащихся первого класса с современными представлениями о толерантной коммуникации и возможностями овладения ею, раскрыть значение толерантности, интереса к другому человеку, взаимопонимания.

2. Рассмотреть проблемы и трудности, возникающие в ходе общения и взаимодействия представителей разных этносов, заложить основы освоения поведенческих стратегий поведения в полиэтническом общении.

3. Развитие толерантного сознания младшего школьника, межэтнической терпимости и уважения к своему, и другим этносам, развитие этнической толерантности учащихся начальной школы. 

4. Сформировать практические навыки и умения общения с представителями других этносов, заложить основы позитивного восприятия другого человека и его этноса

5. Развитие знаний о России, гражданской позиции.

План - конспекты внеклассных занятий с учащимися первого класса:

Занятие №1. Тема: «Знакомство с планетой Земля».

Занятие №2.  Тема: «Международный день толерантности».

Занятие №3. Тема: «Россия - Родина моя. Богатыри на Руси».

Занятие №4.  Тема: «Этническая толерантность».

Занятие №1. Тема: «Знакомство с планетой Земля».

Цель: развитие знаний о планетах, странах, уточнение знаний о своей стране; создать условия для детей, чтобы они на собственном опыте испытали, что существуют различия в общении и иногда действительно трудно найти общий язык; развитие умения достигать взаимного понимания без применения психологического давления.  

Подготовительный этап: оформление «Копилочек» - папок с файлами на каждого учащегося, в которые вставлены титульный лист, текст гимна РФ, изображение герба РФ; оформление костюма инопланетянина для ведущего.

Ход занятия: В класс входит ведущий в костюме инопланетянина.

Ведущий: Привет! Меня зовут добрая инопланетянка Альфа. Я прилетела к вам с планеты Альфабетацентавра! Скажите, как называется ваша планета? А как называется ваша страна? Очень хорошо! Пока все верно! Ну, а как называется ваша область? А вы не подскажите, как мне найти 1 «б» класс? Дети отвечают.

Тогда я приземлилась правильно. Я прилетела с Альфабетацентавры на планету Земля к вам. На наш спутник, поступил сигнал, что в 1 «б» классе учатся очень добрые и любознательные дети! Мне стало интересно, и я решила посмотреть на вас. Ну, вот, моя миссия выполнена! Но мне что-то совсем не хочется улетать обратно на Альфабетацентавру. Мне там так скучно. Я хочу остаться тут с вами! Но для этого жители Альфабетацентавры должны услышать, что вы меня просите остаться! Давайте все вместе громко-громко прокричим «Альфа оставайся». Так громко, чтобы жители Альфабетацентавра услышали! Дети кричат: «Альфа оставайся».

Ведущий: Ура! Я остаюсь! Все вместе «Ура!»

Ну, раз я у вас осталась, давайте познакомимся, и вы расскажите мне о вашей планете. Дети садятся в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопросы, кому мяч кину, тот и отвечает. Договорились? Начали:
- Как тебя зовут? А кто такие рыбы?
- Как тебя зовут? А кто такие тигры?
- Как тебя зовут? А кто такие комары?
- Как тебя зовут? А что такое цветы?
- Как тебя зовут? А что такое море?

- Как тебя зовут? А что такое горы?

- Как тебя зовут? А что такое пирожное?

- Как тебя зовут? А что такое море?

- Как тебя зовут? А что такое смеяться?

- Как тебя зовут? А что такое День рождение?

- Как тебя зовут? А что такое родители?

- Как тебя зовут? А что такое школа?

- Как тебя зовут?  А кто такие учителя?

- Как тебя зовут? А кто такие русские?

- Как тебя зовут? А кто такие иностранцы?

- Как тебя зовут? А кто такие лошади?

- Как тебя зовут? А что такое друг?

- Как тебя зовут? А кто такие разбойники?

- Как тебя зовут? А кто такие китайцы?

- Как тебя зовут? А что такое конфеты?

- Как тебя зовут? А что такое вода?

- Как тебя зовут? А что такое хлеб?

- Как тебя зовут? А что такое Новый год?

- Как тебя зовут? А что такое лето?

- Как тебя зовут? А что такое Россия?

Вы все такие веселые! А может быть, мы вместе полетим в космос, и я покажу вам различные планеты? Но чтобы полететь на другие планеты, я должна узнать, знаете ли вы, что летает, а что не летает?

Работа с детьми в кругу.

Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Стол летает? … Не летает.
- Козел летает? … Не летает.
- Орел летает? … Летает.
- Пулемет летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ласточка летает? … Летает.
- Бегемот летает? … Не летает.
- Воробей летает? … Летает.
- Цыпленок летает? … Не летает.

Ведущий: Вы очень хорошо разбираетесь! Молодцы! Можно отправляться в путь!

Но как же мы полетим? Вы ведь земляне, и вас сразу узнают. Может быть, мы замаскируемся под жителей вселенной? Под инопланетян?

Всех детей «маскируем» под инопланетян с помощью аквагрима: рисуем всем детям цветные звездочки на щечках.

Теперь отправляемся в путь! Занимаем места на невидимой ракете!

Все становятся друг за другом паровозиком.

А как ракета рычит? (Ж-ж-ж-ж). Летим, Летим! Прилетели! Заглушили все свои моторы! Вот мы с вами попали на первую планету. Это планета Марс. А вы уже что-нибудь знаете об этой планете?

Здесь живут Марсиане. Но с Марсианами надо научиться разговаривать. Они не понимают ни русского, ни английского, ни какого другого языка. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научиться с ними здороваться. Только марсиане не умеют говорить! Поэтому поздороваться мы должны, не произнеся ни слова! Давайте потренируемся. Для этого распределитесь по аудитории и попробуйте здороваться друг с другом, не произнося слова. (Дети выполняют задание) Очень хорошо!

А теперь пусть каждый из вас загадает про себя число от 1 до 3 и распределится по классу. Задача состоит в том, чтобы, перемещаясь по классу, пожимать друг другу руки, встряхнув один, два или три раза (в соответствии с загаданным числом). Разговаривать при этом не разрешается. Через 5 минут упражнение прекратится, и вы вернетесь на свои места.

Упражнения проводится очень быстро и динамично. В заключении проводится краткий опрос участников, что они испытывали, когда встречались с партнером, загадавшим одинаковое с ними и с партнером, пожимавшим руку меньшее или большее количество раз (как правило, участники ощущают радость, встретив «единомышленника», и некоторый дискомфорт при встрече с партнером, настроенным на другой «способ коммуникации», чем они сами).  

Ведущий: Скажите, что вы испытали, когда встретились с партнером, загадавшим одинаковое с вами число? А что вы испытали, когда встретились с партнером, загадавшим другое число? Дети отвечают.

 Вы увидели на собственном опыте, что существуют различия в общении и иногда действительно трудно найти общий язык. Но мы должны  достигать взаимного понимания без применения давления.  

Полетели дальше! Занимаем места на невидимой ракете! (Ж-ж-ж-ж). Летим, Летим! Прилетели! Заглушили все свои моторы!  Вот мы с вами попали на планету «Загадкозетта». На этой планете жители без труда разгадывают загадки. А вы умеете разгадывать загадки? Все садятся в круг.

В чаще, голову задрав,
Воет с голоду ... жираф.
(Волк)

Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ... волк.
(Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ... муравей.
(Свинья)

В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей.
(Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает ... корова.
(Обезьяна)


Чудо – птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд.
(Ракета)

Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу.
(Вертолет)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился …
(Парашют)

У бабушки над избушкой
Висит небо краюшка
Собаки лают, достать не могут
(Месяц)

Синенькая шуба
Покрыла весь мир
(Небо)

Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь поздно!
Потому, что мать – Луна
А дочурки …
(Звезды)
          У России он особый,  Ты назвать его попробуй… (Герб)

Ведущий: А у вашей страны есть герб? А кто знает, что изображено на гербе вашей страны? Дети отвечают.

Теперь и я буду знать, что на гербе России в центре изображён всадник, поражающий копьём дракона. Три короны. Скипетр с державой, который двуглавый орёл держит в лапах.  Интересно, а жители Загадкозетты знают, что это означает? Давайте у них спросим! Жители прислали сигнал на мои антенки о том,  что скипетр с державой, который двуглавый орёл держит в лапах, символизируют единое государство. Ну, вот, теперь мы с вами и это знаем! А чтобы не забыли, жители Загадкозетты подарили нам «копилочки», в которых мы с вами будем хранить все самое интересное! И в них уже есть изображение герба!

Следующая загадка:

Он звучит торжественно,

Все встают  приветственно –

Песню главную страны

Уважать мы все должны.

(Гимн)

Да, верно, гимн! Звучит гимн, дети встают. Похоже, жители Загадкозетты поприветствовали нас! Спасибо им! А нам пора отправляться на другие планеты!

Полетели дальше! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели. Вот мы с вами попали на планету «Сказколандия». Ведущий вносит в зал сказочный мешок.

Ведущий: Давайте откроем и посмотрим, что это за сказочный мешок. Открывают мешок.

Из сказочного мешка достается предмет, который был использован в разных сказках.
1. Что это за фрукт в моих руках? (Яблоко) А в какой сказке встречается яблоко? («Белоснежка и 7 гномов»)
2. А сейчас что у меня в руках? (Цветок) В какой сказке встречается цветок? («Аленький цветочек»)
3. Угадайте, что это такое? (Ореховая скорлупа) В какой сказке она встречается? («Дюймовочка»)
4. А это что такое? (Яйцо) В какой сказке оно использовалось? («Курочка – Ряба»)
5. А сейчас что у меня в руках? (Горошина) В какой сказке она встречается? («Принцесса на горошине»)
6. Что это за обувь в моих руках? (Это сапог) В какой сказке он встречается? («Кот в сапогах»).

7. Что это за животное, в моей руке? (Змейка). Какую сказку вы знаете о змее?

Ведущий: Совсем недавно я была у североамериканских индейцев. И от них я услышала сказку, которая называется «Встреча с гремучей змеей».

Ведущий читает сказку: «Стоял прекрасный летний день. В лесу раздавалось пение птиц, кваканье лягушек и стрекот кузнечиков. Змея скользила по узенькой тропинке, ведущей в глубь леса, ища места, где бы погреться. Найдя такое место, она свернулась в клубок и задремала. Вокруг царили мир и тишина. Вдруг на тропинке показался юноша. Он увидел спящую змею и решил прибить ее. Схватив тяжелый камень, он замахнулся им, и тут змея открыла глаза и спросила:

- Брат, зачем тебе меня убивать, я же тебе ничего не сделала?

- Ты ядовита и опасна, и поэтому ты умрешь! – воскликнул юноша.

- Но, брат мой, я, конечно, ядовита, но я же тебя не трогаю. Я не причиню тебе вреда.

- Какой вред ты можешь мне причинить? – рассмеялся юноша. Я – человек, я гораздо больше и сильнее тебя. И у меня в руках камень, которым я тебя убью. Я не брат всяким гадам! – воскликнул он. – Умри же!- Схватив его, он опять замахнулся на змею.

В тот же миг змея пружиной развилась и вонзила свои зубы в его шею. Юноша тут же упал на землю и, умирая, услышал, как змея сказала: «Если бы ты послушался меня, брат, и не тронул меня, то с тобой ничего бы не случилось, ты жил бы себе много лет». После этого змея снова свернулась в клубок и задремала. В лесу вновь царили мир и тишина».              

Ведущий: Как вы думаете, был ли прав юноша? В этой сказке у юноши были уже определенные мысли (стереотипы), то есть негативные характеристики змеи. Давайте вместе подумаем какие? Ответ: «змея ядовита и опасна». Также юноша насмехался над змеей. Скажите, каким образом юноша насмехался над змеей? Ответ: «То, что он - человек, он  гораздо больше и сильнее змеи». Юноша, используя свое физическое превосходство, запугивал змею. Скажите, как юноша запугивал змею? Ответ: «Воскликнул, что раз змея ядовита и опасна, то она умрет!».

Юноша не хотел жить в мире и согласии.  Он хотел убить змею только потому, что она не соответствует в чем-то ему. Можно так поступать? Любое насилие, в какой бы форме оно ни проявлялось, какими бы красивыми целями ни оправдывалось, всегда оказывает разрушительное воздействие на человека. К тому же "малое насилие" является источником "большого". Люди  конфликтуют друг с другом, ведут войны, в которые вовлекаются миллионы людей. Скажите, чтобы не было войн, что нужно делать? Ответы детей.

Давайте попробуем объяснить, что же такое «толерантность»? Ответы детей.

Ведущий: прежде всего толерантность проявляется дома, в школе. Ребята, продолжите предложение: Все знают, что надо жить … (дружно), но иногда нам трудно сдержать себя, когда видим недостатки других или отличия. Нам кажется, что к нам придираются, или стремясь быть сильными, мы становимся нетерпимыми и остаемся в одиночестве.

В школе, как и везде, все люди разные: маленькие и большие, худые и полные. Люди отличаются друг от друга национальностью, одеждой, привычками, но живут все вместе! Что же означает быть толерантным? Ответы детей. Как можно стать толерантным? Ответы детей.

Ведущий: Я думаю, что нужно жить в мире и согласии друг с другом; не обижать другого человека только потому, что он отличается от нас. И так думаю, не я одна! Так думают все жители Альфабетазетты! Поэтому на нашей планете никогда нет войн, и все жители живут в мире и согласии!

Ведущий: Ой! Мои вселенские часы показывают, что мне уже пора домой! Но прежде мы все вернемся на Землю!

Полетели! Занимаем места на невидимой ракете! (Ж-ж-ж-ж). Летим, Летим! Прилетели! Заглушили все свои моторы! Это планета Земля.

Сегодня мы с вами совершили далекое путешествие по галактике! Вам понравилось? Перед тем как  улетать, мне так хочется вспомнить, где мы побывали! А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали в наше путешествии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!

Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним не только в наших «копилочках», но и наших сердцах, делах и поступках! А мне пора улетать! До новых встреч!

По окончанию занятия каждый ученик получает «копилочку», в которой хранится текст гимна РФ, изображение герба РФ, правило «Обижать человека за то, что он дугой национальности, нельзя».

На последующих занятиях данная папка «копилочка»  будет пополняться  новым материалом.

Занятие №2.  Тема: «Международный день толерантности».

Цель: знакомство с понятием «толерантность», умение работать в группе, принимать решение в группе сверстников.

Подготовительный этап: предоставление «Копилочек»; оформление костюма магистра для ведущего; приобретение листов ватмана.

Ход занятия: В класс входит ведущий в костюме магистра.

Ведущий: Здравствуйте. Я приехала из далекого города Кембридж, где находится известный всему миру Кембриджский университет. Совсем недавно – 16 ноября весь мир отмечал Международный день … ой, ребята, я забыла, как называется этот волшебный день. Помогите мне.

Группа учеников получает карточки с цифрами (от 1 до 13). Задание: встаньте так друг за другом, чтобы числа были расположены в порядке возрастания. Дети выстраиваются и показывают карточки. Ведущий, просит перевернуть карточки и прочитать слово, которое получилось: «толерантность».

Ведущий: Спасибо, ребята, теперь я вспомнила это чудесное слово, конечно же, это «День толерантности».

Наше общество Великих Магистров узнало, что ваш класс 1 «б» оставил без внимания этот день. На общем совете магистров мы решили исправить сложившуюся ситуацию, поэтому я здесь. Сегодня мы проведем «Международный день толерантности».

Но прежде мы создадим три общества помощников Магистра. Дети делятся на три группы.

Любое общество помощников магистров должно иметь свое название. Поэтому я предлагаю вам придумать свое название. Обсудите этот вопрос в своем обществе магистров в течение 2 минут, и напишите или нарисуйте это название на листе ватмана. Дети обсуждают в группах, рисуют.

Ведущий: Быть толерантным – значит, уважать других, не обращая внимания на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, что у нас общего.

Ну, что ж, пора объявить результаты. Каждая группа говорит название своего общества.

Итак, сегодня здесь присутствуют три общества помощников магистров (названия). Теперь мы можем приступить к рассмотрению вопроса толерантности.

Пусть сейчас каждое общество подумает в течение 3 минут, что такое толерантность? Дети обсуждают, дают определение.

Переговоры: по одному представителю от общества – что такое толерантность.

Ведущий: В России под толерантностью понимают способность терпеть что-то или кого-то.  Человек должен быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.   А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете? Дети отвечают.

Ведущий: общие человеческие качества, которые есть у всех, всех людей на планете: доброта, смелость, отзывчивость, честность, понимание других, веселость, терпеливость, умение договариваться, умение дружить. Ребята, если люди будут обладать всеми этими качествами, то на земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Если мы научимся жить в мире со всеми людьми на Земле, тогда не будет войн.

Кроме России Международный день толерантности отмечают и в других странах. Несмотря на то, что страны находятся далеко друг от друга, и люди в них говорят на разных языках, слово толерантность имеет сходный смысл.

В Испании толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнение.

С арабского языка слово толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие.

Ведущий: А теперь пусть каждое наше общество помощников магистра подумает в течение 5 минут, что это слово означает в Англии, Китае и Франции. Каждая группа про одну страну.

Ну, что ж, пришло время переговоров. Я прошу выйти ко мне по одному представителю от каждого общества, и объявить результаты. Обсуждение.

В Англии - допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации

В Китае - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Во Франции - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

А теперь мы подумаем и нарисуем в наших обществах - насколько люди нашей планеты толерантны (5мин.).

Ведущий: В повседневной жизни человек видит, что люди в своей жизни разобщены, конфликтуют друг с другом, ведут войны, в которых гибнут взрослые и дети. Несколько человек, нередко друзей, не могут найти общий язык. Сегодня наши общества помощников Магистра очень хорошо потрудились!!! Каждый из нас сделал для себя определенные выводы, что такое толерантность.  Теперь пусть все займут свои места. Каждый из вас сейчас получит лист бумаги, на котором нарисует то, как он понимает «толерантность».

Детские рисунки ведущий прикалывает к доске. Дети комментируют свои рисунки. По окончании, каждый ученик вкладывает свой рисунок в «копилочку».

Занятие №3. Тема: «Россия - Родина моя. Богатыри на Руси».

1 часть занятия «Россия-родина моя».

         Цель: закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; продолжить развивать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь; воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

        Предшествующая работа:

- разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

- чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;

- рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;

- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

- посещение городского музея, предприятий города, воинских частей;

- экскурсии по городу.

        Ведущий: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт несколько недель, а на самолёте придётся лететь целые сутки (день и ночь).

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

        А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». 

        Ведущий: Наша игра будет состоять из 3 этапов. И первый из них – «Географический». Вам необходимо на географической карте Псковской области  показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

        Дети выполняют задание.

        Ведущий: Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

        Дети выполняют задания.

        Ведущий:  У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Третий этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется ...

        Дети отвечают: Россия, Российская Федерация.

        Ведущий: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от других государств?

        Дети отвечают: размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом.

        Ведущий: На этом этапе вам необходимо объяснить значение слова «Родина»

        Дети отвечают: Родина – это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род».

         Ведущий: слово «род» обозначало группу людей, объединенных кровным родством. Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода». Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.

        Ведущий: Объясните значение слова «Родить».

        Дети отвечают: Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

        Ведущий: Объясните значение слова «Родич».

        Дети отвечают: Родич – родственник, член рода, одной крови.

        Ведущий: Объясните значение слова «Родня».

        Дети отвечают: Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

        Ведущий: Родословная – перечень поколений одного рода. Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили.

2 часть занятия «Богатыри на Руси»

        Цель: Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, самом любимом народном герое-богатыре - Илье Муромце, а также Добрыне Никитиче, Алеше Поповичем.  Развивать и воспитывать патриотическую память. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

        Оборудование: иллюстрация - репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»; магнитофонная запись. «Сражение Ильи Муромца с Соловьем -разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем»; канат для перетягивания.

        Ведущий: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя … (дети подсказывают) - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

        А какая наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть океаны и моря, реки и озера, горы и леса). А как называлась наша страна раньше? (Русь).

        Ведущий предлагает детям разгадать ребус, решив примеры:

17-10 = Л

8+10 = Н

12-7 = В

20-1 = Е

5+6  = С

10+20 = А

20-5 =  Я

11

7

30

5

15

18

19

с

л

а

в

я

н

е

 

        Что это за слово? Как называли себя наши предки? (Славяне). Кто защищал землю русскую? (Богатыри).

        Ведущий: Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой. А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).

        А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). Быль, правда - то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. А теперь послушайте отрывок из былины (включить магнитофонную запись). О ком это былина? Кто сражался с Соловьем - разбойником? (Богатырь Илья Муромец).

        Да, это Илья Муромец - крестьянский сын. И еще прослушайте. (Идет запись).

        О ком это? (О богатыре Добрыне Никитиче. Он сражался с Чудищем). Правильно, это Добрыня Никитич - сын воина. И еще об одном богатыре мы читали сказку. Как зовут богатыря? (Алеша Попович - сын священника. Он сражался со Змеем Горынычем).

Показ картины «Богатыри»

Обсуждение картины. Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре? А кто рядом с ним? Посмотрите, как одеты богатыри? Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Зачем она богатырю? То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя. Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей? А как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

Посмотрите, дети, что у меня в руках (древний свиток со словом «ратник»). Что это за слово древнее здесь написано? Кто знает? В старину воина называли ратник (от слова «рать» - войско).

        Зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-дружинников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» - значит сильная, непобедимая.

        Ведущий:  А как бы вы назвали эту картину? Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

«Русь на воинов богата!» -

Говорят не зря!

С поля боя нет возврата,

За спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты...

-  Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь...

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

(Т. Курбатова).

        Ребята, посмотрите внимательно на картину, вспомните былины и сказки о богатырях и скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине). А вы умеете упражняться в силе и ловкости. Покажите.

        Упражнение «Перетягивание каната».

        Ведущий: А вы знаете, ребята, что Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги и не двигались руки. Много молился Илья и днем и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему перехожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля Русская, защищать ее надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец. Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими? Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?

        Подвижные народные игры.

Занятие №4.  Тема: «Этническая толерантность».

Цель: закрепление знаний о понятии «толерантность», знакомство с понятием «этническая толерантность», развитие умения относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Подготовительный этап: предоставление «Копилочек», костюм магистра для ведущего, альбомные листы, карандаши.

Ведущий: Здравствуйте, дети, мне по-секрету сказали, что в вашем классе уже все знают, что такое толерантность. Я не поверила своим ушам! И мне очень захотелось узнать – это правда, или нет! Именно поэтому я здесь и очень надеюсь, что вы поможете мне разобраться в этом вопросе.

Дети делятся на три группы (общества). Каждая группа получает фломастеры и цветные карандаши.

У каждой команды есть холст, на котором я попрошу вас изобразить толерантность. А помогут в этом  приобретенные знания и ваша фантазия. (7-10 минут) Дети выполняют задание. Ну, что ж, я вижу, ваши картины уже готовы. Я предлагаю всем посмотреть на результат. От каждой группы выбирается представитель, который показывает картину и рассказывает, что на ней изображено, т. е. каким образом группа понимает толерантность.

Ведущий: Спасибо вам, дети, я очень рада, что вы помогли мне разобраться в таком необычном вопросе. Действительно, ваш класс уже знает, что такое толерантность. Я хочу показать вам еще кое-что интересное. На классную доску вывешивается плакат с изображением мозаики, где на каждом звене «толерантность начинается с улыбки».

Что здесь изображено? (Мозаика толерантности). А что на мозаике изображено, какой рисунок? (Класс, коллектив, группа…..). Каждому обществу выдается детская игра “Мозаика - толерантность”. Учащимся предлагается очень быстро собрать данные изображения. После этого внимание детей снова обращаю на плакат: Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д.  

А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.) Каждое звено мозаики – это часть единого целого (картинки). Каждый человек тоже часть единого целого. Давайте вместе подумаем, а какое целое составляем мы с вами? (класс, жители г. Пскова, Псковской области, России, Евразии, планеты Земли).  А какими вы видите себя? Вам необходимо нарисовать себя в виде какой-либо геометрической фигуры, линий, цвета или какого-либо художественного образа. (ведущий также выполняет свой рисунок).

После завершения творческого задания начинаем монтировать вернисаж картин.

Ведущий: Ребята, где мне можно расположить свой рисунок? В какой части доски?

Дети дают комментарии, после этого прикалываю работу. Затем беру перепутанные заранее детские рисунки и прикалываю их к доске вокруг работы классного руководителя.

Посмотрите, все рисунки, как и мы, рядом друг с другом и составляют одно целое.

Теперь мы с вами очень хорошо знаем, что нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, всем тем, кто нуждается в помощи. У нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д., но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать других людей такими, какими они являются, т.е. быть толерантными.

По окончании занятия, каждый ученик вкладывает свой рисунок в «Копилочку».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты при приеме в школу для первоклашек

Родители все чаще сталкиваются с тем, что собеседования перерастают в настоящие экзамены, и поступление не только в гимназии и лицеи, но и в обычные школы (!) осуществляется на конкурсной основе...

Школа Толерантности

внеклассное занятие на неделе толерантности...

воспитательная программа "Школа толерантности"

В наше время всё чаще и больше стали уделять внимание межнациональным отношениям, теме толерантности.  Данная программа воспитания и социализации учащихся направлена на укрепление толерантны...

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"...

Программа платной дополнительной образовательной услуги "Школа развития для первоклашек"

Строгие рамки урока и насыщенность программы  не всегда и не всем  детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «...