Литературная викторина "По страницам любимых книжек" 19.03 .2021г
план-конспект занятия (3 класс)

Федотова Яна Александровна

Целью данной игры является прививать любовь к литературному чтению и книгам.

Задачи:

  • Закрепить и обобщить полученные знания о литературных и народных сказках.
  • Показать детям величие и красоту народных и литературных сказок.
  • Способствовать обогащению знаний, развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина  «По страницам любимых книжек»

Цель: прививать любовь к литературному чтению и книгам.

Задачи:

  • Закрепить и обобщить полученные знания о литературных и народных сказках.
  • Показать детям величие и красоту народных и литературных сказок.
  • Способствовать обогащению знаний, развитию речи.

Ход игры

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы проверить вашу эрудицию и сообразительность, знание текстов книг русских и советских писателей.

Выбор капитанов команд, названия команды и девиза. Представление.

Конкурс “Разминка”

Задание – за одну минуту ответить на большее количество вопросов.

Вопросы первой команде:

  1. Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)
  2. Как называлась газета, которую выпускал В. Бианки? (“Лесная газета”)
  3. В названии какой птицы сорок гласных букв? (Сорока.)
  4. Самая первая обувь малыша. (Пинетки.)
  5. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, берёзовые.)
  6. Какая рыба называется именем человека? (Карп.)
  7. Друг Винни-Пуха. (Пятачок.)
  8. Самый маленький палец руки. (Мизинец.)
  9. Модель Земли. (Глобус.)
  10. Что вытаскивали дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (Репку.)

Вопросы второй команде:

  1. Какие города носят названия рыб? (Судак. Калуга.)
  2. Что растёт на ёлке? (Шишки да иголки.)
  3. Последний день недели. (Воскресенье.)
  4. Лучшее лекарство для Карлсона. (Варенье.)
  5. Начинка для мясного пирога. (Фарш.)
  6. Что растёт со шляпкой? (Гриб.)
  7. Самая длинная параллель земного шара. (Экватор.)
  8. Первый в мире лётчик-космонавт. (Ю.Гагарин.)
  9. Что выманивала Лиса у Вороны в басне И. Крылова? (Сыр.)
  10. Сколько нулей в числе сто? (Два.)

Вопросы третьей команде:

  1. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василёк, иван-да-марья.)
  2. Как называются крестьянские сани, на которых в песенке про ёлочку мужичок вёз дрова? (Дровни.)
  3. Наивысшая оценка в школе? (Отлично.)
  4. Автор сказки “Колобок”. (Русская народная сказка.)
  5. У каких деревьев осенью листья краснеют? (У клёна, рябины, осины.)
  6. Цветок, похожий на ежа. (Кактус.)
  7. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя.)
  8. Сумчатое животное, живущее в Австралии? (Кенгуру.)
  9. Какая птица носит название танца? (Чечётка.)
  10. Русский полководец, взявший Измаил. (А. Суворов.)

Конкурс капитанов “От мухи до слона”

Задание: дописать на карточке недостающие части имён литературных героев.

  • Муха... (Цокотуха)
  • Удав.. (Каа)
  • Ослик ... (Иа-Иа)
  • Братец... (Кролик)
  • Обезьяна... (Чичи)
  • Пудель...(Артемон)
  • Сивка...(Бурка)
  • Лиса...(Алиса)
  • Змей...(Горыныч)
  • Пчела...(Майя)
  • Курочка...(Ряба)
  • Черепаха... (Тортила)
  • Оленёнок...(Бемби)
  • Конёк...(Горбунок)
  • Поросёнок...(Пятачок)
  • Винни... (Пух)
  • Крокодил...(Гена)
  • Акула...(Каракула)

Конкурс “Портретная галерея”

Ведущий зачитывает командам задания по очереди. Если команда не может ответить на своё задание, то право ответа переходит к соперникам.

Вопрос: Кто это, откуда?

  1. Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами. Он хоть роста небольшого, да сменит коня другого. “Как пущусь да побегу, так и беса настигну” - говорит о себе. (Конёк-Горбунок. П.П. Ершов “Конёк-Горбунок”)
  2. Это весёлый пёсик, у него чёрная шерсть, остренькие уши и маленькие, забавно блестящие глазки. Из-за него его хозяйка попала в Волшебную страну. (Тотошка. А.М. Волков “Волшебник Изумрудного города”)
  3. Это страшный великан. Он рыжий, усатый, рычит и кричит, может шевелить усами. Его боятся все звери и разбегаются по лесам, по полям, лишь завидев его. Сидят и дрожат под кусточками, прячутся за болотными кочками. (Тараканище. К.И. Чуковский “Тараканище”)
  4. Когда он появился на свет, то был огромный и некрасивый, не как его братья и сёстры. Его мама считала, что он хоть и некрасив, но у него доброе сердце, что когда он вырастет, то похорошеет или станет со временем поменьше. Его долго все обижали, он перенёс много горя и бед. И в конце концов он стал прекраснейшим между прекрасными, но нисколько не возгордился: доброе сердце не знает гордости. (Гадкий утёнок. Г.Х. Андерсен “Гадкий утёнок”)
  5. Этот козёл особенный. Ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек. В каком месте топнет правой передней ножкой – там и появится дорогой камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. (Серебряное копытце. П.П. Бажов “Серебряное копытце”)
  6. Это маленький, но храбрый зверёк. В ночь, когда луна была полной и светлой, мама первый раз в жизни послала его к быстрому ручью за раками. Ему надо было перейти через большое дерево, которое было перекинуто через пруд. Но ему кто-то мешал. Не помог ни большой камень, ни палка, ни страшные рожи, а помогла выполнить поручение...улыбка. (Крошка Енот. Л.Муур “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”.)

Конкурс “Кто здесь был и что забыл?”

Для конкурса нужны предметы или их изображения. Ведущий показывает командам предмет-загадку. Задание – назвать произведение (и его автора), где этот предмет встречается.

Предметы-загадки:

  1. Азбука. (А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
  2. Веретено. (Ш. Перро “Спящая красавица”.)
  3. Короб. (Русская народная сказка “Машенька и медведь”.)
  4. Красная шапочка. (Ш. Перро “Красная шапочка”.)
  5. Горошина. (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)
  6. Туфелька. (Ш.Перро “Золушка”.)
  7. Монетка. (К.Чуковский “Муха-Цокотуха”, А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
  8. Сапог. (Ш. Перро “Кот в сапогах”.)
  9. Горшочек. (Братья Гримм “Горшочек каши”)
  10. Верёвка. (А.Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”.)
  11. Воздушный шарик. (А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”.)
  12. Банка с вареньем. (А.Линдгрен “Малыш и Карлсон”.)

Конкурс “Сказочный алфавит”

Каждая команда получает лист бумаги с написанным на нём алфавитом. Задание- вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита.

Примеры:

А – Алёнушка, Айболит, Алиса;

Б – Буратино, Базилио

В – Винни-Пух, Василиса Премудрая;

Г – Герда, крокодил Гена, Гулливер;

Д – Дюймовочка, дядя Фёдор;

Е – Емеля, Елена Прекрасная, Елисей;

Ж – Жучка;

З – Золушка;

И – Иванушка;

К – Колобок, Кай;

Л – лягушка-путешественница;

М – Мауги, Машенька;

Н – Незнайка;

О – Оловянный солдатик, Оле-Лукойе;

П – Пятачок;

Р – Рикки-Тики-Тави, Рике с хохолком;

С – Салтан, Суок, дядя Стёпа;

Т – Том Сойер, тараканище;

У – Урфин Джюс;

Ф – Финист, Федора;

Х – Хаврошечка, Хоттабыч;

Ц – Царевна-лягушка;

Ч – Чиполлино, Черномор;

Ш – Шапокляк;

Щ – щука;

Э – Элли, эльфы;

Я – баба Яга.

Конкурс-игра “Устами младенца” по сказкам А.С. Пушкина

- 10 февраля мы будем отмечать очередную дату со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому следующий конкурс будет посвящён сказкам А.С. Пушкина, которые любят и знают дети. Наш конкурс будет называться “Устами младенца”, так как по детским словам вы должны будете определить героя или название сказки А.С. Пушкина. А задание для вас должна разыграть (инсценировать) команда противника.

  1. Это такой предмет, он не волшебный, но если б его не было, то не было бы и сказки.
  2. Эта вещь длинная и крепкая.
  3. Но она как бы вся рваная.
  4. Ею можно кого-то поймать.

(Сети в “Сказке о рыбаке и рыбке”)

  1. Это одежда, но не совсем, просто одежда из неё состоит.
  2. В неё одеты много героев из одной сказки.
  3. Она блестит.
  4. А в сказке сказано, что “как жар горит”.
  5. Это есть и у рыбок.

(Чешуя. “В чешуе, как жар горя, 33 богатыря”)

  1. Это бедный человек и плохо одетый.
  2. У него нет денег, но он работает, только не на работе.
  3. Он добрый и сильный. Он никого не обижает, но может и обидеть.
  4. Он больно щёлкнул одного дядьку по лбу.

(Балда)

  1. Она красивая, очень даже красивая.
  2. Она волшебная.
  3. Она царица, наверное.
  4. Она может выполнить любые просьбы.
  5. Если её поймать.

(Золотая рыбка)

  1. Он очень волшебный. Может, в него превратился волшебник.
  2. Но вообще-то это не человек
  3. В сказке он приносит пользу для страны.
  4. В конце сказки он сильно наказывает царя.
  5. Это птица такая.

(Петушок. “Сказка о золотом петушке”)

  1. Это предмет. Он деревянный, но может, и не совсем.
  2. Он может плыть.
  3. Но может и утонуть, если есть щели.
  4. В нём много человек поместится.
  5. А в сказке там были двое.
  6. Они не утонули, а выбрались на берег.

(Бочка. “Сказка о царе Салтане”)

  1. Это такая тётенька. Она злая.
  2. Она, может, и не злая, просто боится.
  3. Она боится царицу.
  4. Царица злая, а если бы была добрая, то и сказки бы не было или была бы совсем другая.
  5. Эта тётенька служанка и у неё плохое имя.
  6. Это не имя, а прозвище. Наверное, она делает грязную работу и одета в чёрную одежду.

(Чернавка. “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.)

Конкурс “Эрудит”

Задание: составить как можно больше слов из слова СНЕГУРОЧКА за определённое время.

Конкурс “Продолжи стихотворение”

Ведущий начинает читать стихотворение, а команда должна продолжить его (несколько строк), вспомнить автора и название.

1. А.С. Пушкин “Сказка о попе и о работнике его Балде”.

Жил-был поп,
Толоконный лоб...
(Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.)

2. С.А. Есенин “Берёза”.

Белая берёза
Под моим окном...
(Принакрылась снегом,
Точно серебром.)

3. А.С. Пушкин “Уж небо осенью дышало...”

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...
(Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.)

4. С.Я. Маршак “Вот какой рассеянный”.

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать...
(Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.)

5. Н.А. Некрасов “Крестьянские дети”.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел...
(Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.)

6. К.И. Чуковский “Тараканище”

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот...
(Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.)

Стихотворный конкурс

На экране вы видите рифмы. Задание: сочинить по предложенным рифмам небольшое стихотворение.

...лета

...глазами

...полевой

...межу

...где-то

...на память

... домой

...посажу

Конкурс “Сочини сказку”

До мероприятия дети по ключевым словам: заяц, карандаш, ручей, март, торт – должны сочинить небольшую сказку (тетрадный листок). Зачитывают произведения.

Конкурс “Музыкальный”

Вспомнить и исполнить песни (отрывок) из кино- и мультфильмов. Команды поют по очереди. Кто больше?

Предлагается разучить:

Песня “Если с книгой дружишь ты” (на мотив песни “Если с другом вышел в путь”)

Если с книгой дружишь ты,
Если с книгой дружишь ты –
Веселей живётся.
А без книги, ты пойми,
А без книги, ты пойми,
Всё трудней даётся.

Припев:

Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я буквы знаю все!

На уроках я всегда,
На уроках я всегда
Отвечаю чётко.
Книга верная моя,
Книга верная моя,
Мне во всём подмога.

Припев:

Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я буквы знаю все!

И скажу я вам, друзья,
И скажу я вам, друзья, -
С книгой вы дружите.
Книги – верные друзья,
Книги – верные друзья.
Книги вы любите!

Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ»

Аннотация:  Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ  ЛЮБИМЫХ КНИГ»Ребята совершают  путешествие на «Веселом экспрессе» по страницам любимых книг, побывают в гостях...

Литературное слушание 1 класс. Тема "По страницам любимых книг"(урок-утренник).

Конспект урока - утренника "По страницам любимых книг"....

Литературная викторина «По страницам любимых книг» для дошкольников и учеников 1-2 классов

Вопросы викторины можно использовать на уроках литературного чтения, а также при проведении тематических утренников....

Веб-квест по литературному чтению "По страницам любимых книг"

Мы дружны с печатным словом,Если б не было его,Ни о старом, ни о новомМы не знали 6 ничего! Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?Что бы делал ученик,Если не было бы книг,Если б всё ис...

Литературная игра-путешествие «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».

Материал представляет собой конспект внеурочного занятия в виде литературной игры-путешествия «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».Цель: обобщить знания по прочитанным с...

Конспект внеурочного занятия. Литературная игра «По страницам любимых рассказов Виктора Драгунского».

Материал представляет собой конспект внеурочного занятия в виде литературной игры "По страницм любимых рассказов виктора Драгунского".Цель: обобщить знания по прочитанным рассказам В. Драгун...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению Литературный ринг «По страницам любимых сказок»

Внеклассное мероприятие для начальной школы. "Литературный ринг" "По страницам любимых сказок"...