Методическая разработка на тему: «Дымковская игрушка. Пластилин»
методическая разработка (1 класс)

Методическая разработка воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы (1-2 класс). Дети познакомятся с историей дымковской игрушки, вспомнят виды народного промысла - хохлома и городец, изготовят собственное изделие. Данная разработка будет полезна для воспитателей группы продленого дня, учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему: «Дымковская игрушка. Пластилин»

проведенного 10.12.2020 в СОШ №  332

Воспитатель ГПД Пройдак Т.М

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема занятия

«Дымковская игрушка. Пластилин»

Дидактическая цель

Создать условия для знакомства с основными элементами дымковской росписи

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л.1 – освоение личностного смысла учения, желание учиться

Л.2-  проводить самооценку своих действий, поступков

Л.3 – ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение»

Регулятивные МР

МР.1 – самостоятельно организовывать свое рабочее место

МР.2 –определять цель учебной деятельности

МР.3 –использовать в работе простейшие инструменты

МР.4 – определять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя

Познавательные МП

МП.1 –  Отвечать на вопросы учителя

МП.2 – Составлять простой план

Коммуникативные МК

МК. 1 – участвовать в диалоге

МК.2 – Читать вслух и про себя тексты учебников

МК 3 – Слушать и слышать своего одноклассника и учителя

МК4- Уважительно относиться к мнению других

ПР. 1 - Знать способы работы с пластилином

ПР.2 – Знать технику безопасности при работе с пластилином

ПР.3 – Знать приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина

ПР.4 - Уметь  изготавливать дымковскую игрушку из пластилина

ПР.5 – Уметь различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись

Основные понятия

дымковская игрушка

Решаемые проблемы

Как создать дымковскую игрушку?

Образовательные технологии, используемые (в т.ч. рефлексивные технологии)

Рефлексивная, здоровьесберегающая, диалоговая

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерное оборудование и компьютерная презентация.

Образовательные ресурсы:

Для  воспитателя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для детей

https://infourok.ru/konspekt-uroka-tema-narodnie-promisli-dimka-rabota-s-plastichnimi-materialami-plastilin-3043294.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2019/05/24/tehnologicheskaya-karta-po-tehnologii-na-temu

Раздаточный материал, бумага А4, картон, ножницы, клей, карандаш, линейка

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

I.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята.  Давайте проверим готовность к занятию. У вас на столах лежит пластилин, стеки, клеёнка, салфетки.

II.Постановка учебной задачи

-Сегодня мы изготовим интересную подделку. Вы уже знаете два вида народных промыслов. Вспомните, какие именно.

-Правильно.

 - Что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью?

- Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнились?

Народные промыслы славятся не только своей расписной посудой, но и игрушками. Сегодня мы поговорим о дымковской игрушке.

Слайд 1

Какая тема нашего сегодня занятия?

А какую цель вы поставите на сегодняшнее занятие?

  1. Открытие новых знаний

В каменном веке земледельцы, жившие на территории современной Руси, делали глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зернами пшеницы и бросали в огонь. После исполнения этого магического обряда, который должен принести плодородие их нивам, фигурки отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки.

Слайд 2

Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Женская фигура символизировала мать – землю, конь – солнце, а водоплавающая птица – водную и воздушную стихию.

Какие цвета используют для росписи дымковских игрушек? Посмотрите на каринке.

- Что общего между игрушками? (они белые)

- Как вы думаете почему? (ответы учеников)

– Белые они от того, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг все было белым – бело.

        В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит - вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.

 4.Актуализация знаний.

(На доске висит плакат с чертежом книжки-раскладушки)

Игрушки изготавливали поэтапно. Сейчас мы с вами попробуем самостоятельно определить этапы. Вы вместе с соседом, должны будете номер действия соотнести с названием и описанием действия.

4

Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенным на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу

2

Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом

5

Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками

1

Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-головку, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму — сгибали к талии. Затем барыню наряжали

Слайд 3

Что перед вами?

Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями.

3

Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности.

Проверка вместе с учителем.

-А кто помнит правила работы с пластилином?  Слайд

Физкультминутка

Прежде, чем начать работу предлагаю размяться. Прошу всех встать.

Мы поиграем в игру. Запрещенное действие.

V. Практическая часть

Составление плана работы

- Сегодня мы с вами побудем дымковскими мастерами. И сделаем замечательную игрушку  - лошадка. слайд 3

Давайте вместе с вами составим план.

  1. Подготовка материалов и инструментов к работе.

2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на части.

 3. Лепка.

 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. (не будет)

Правила работы с пластилином

- Какие вы знаете правила работы с пластилином?

  1. Работу выполнять за столом.
  2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно  расположить необходимые материалы.
  3. Планировать свою работу.
  4. Внимательно выслушивать задание воспитателя.
  5. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
  6. Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками. При необходимости смачивать руки водой.
  7. При работе с пластилином необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об одежду, не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
  8. Нельзя: брать пластилин (глину) в рот, тереть грязными руками глаза, разбрасывать пластилин (глину) по комнате.
  9. Готовые изделия класть на доску.
  10.  По окончании работы привести в порядок рабочее место.
  11. Тщательно вымыть руки с мылом.

Критерии отметки  

-Какие критерии отметки мы будем делать за нашу игрушку в конце урока? Слайд 4

Что мы сейчас будем делать?

\слайд 5

Нагреваем пластилин. Делим на две равных части. Первая часть – туловище

Вторая часть – голова. Голову слегка делаем с одной стороны меньше, чем с другой. (Шея толще) Потом слегка надавливаем и закругляем шею.

Откладываем в сторону.

Дальше берем новый пластилин и нагреваем. Делим на четыре равных части – ноги.

Делаем ножки с одной стороны слегка меньше, чем с другой. Одинакового размера. Откладываем в сторону.

Брем новый кусок пластилина и отрезаем половину. Вторую часть согреваем.

Это ушки, хвост и грива. Делим на три равных часть. Первую часть делим еще на две, в углу слегка прищепливаем и получаются ушки. Вторую часть раскатываем колбаской, а потом свертываем аккуратно – грива. Третья часть также раскатываем, свертываем и потом делаем круг – хвост.

- Все наши детали готовы, что делаем дальше?

- Сначала соединяем туловище с головой. С туловищем все четыре ножки. Потом ушки. Затем грива (аккуратно надавливаем), в конце хвост.

- Наша игрушка готова.

VI Итоги. Рефлексия.

-Чему мы научились на сегодняшнем занятии?

 -Было ли сложно? Почему?

-Достигли ли мы поставленных целей?

В начале мы выбирали критерии оценки. Это аккуратность, правильность работы, соблюдения ТБ и творческое выполнение работы. У кого работа соответствует всем критериям, встаньте, пожалуйста. Молодцы.

Приветствие

Проверяют готовность к уроку

Хохлома и городец

Посуда, предметы быта

Ответы учеников

Дымковская игрушка

Научиться изготавливать дымковскую игрушку

Яркие, праздничные. Можно попросить учащихся назвать все цвета, которые они видят на рисунках: желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный; яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.)

узоры

физкультминутка

Учитель показывает игрушку, которую он сделал сам.

Ответы учеников

Аккуратность, правильность,  творческое  выполнение работы, соблюдение правил техники безопасности.

Деление пластилина

Работают по инструкции учителя

Соединим все части

МР1

Л1

МК1

МП1

МР2

МП1

МК1

МП1

Л3

МР4

МК1

МП1

МР3

МР3

МР3

МК1

МП1

МР3

МР3

Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Дымковская игрушка"

На уроке дети знакомятся с мастерами села Дымково, учатся рисовать дымковские узоры, затем украшать ими игрушки....

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству 1 класс на тему "Дымковская игрушка"

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству 1 класс на тему "Дымковская игрушка"...

Методическая разработка по теме "Дымковская игрушка"

Данная разработка может быть использована при проведении урока , кружка по декоративно-прикладному искусству, а также в качестве познавательного материала....

методическая разработка по теме: "Дымковская игрушка"

ИЗО, 1 классТема: "Дымковская игрушка"...

Методическая разработка на тему: "Работа с пластилином. Лепка лисы на плоскости" 1 класс.

Методическая разработка на тему: "Работа с пластилином. Лепка лисы на плоскости". Работа для детей 1 класса коррекционной школы по предмету: Изобразительная деятельность....

Методическая разработка. Цикл практических занятий по краеведению в группе продленного дня на тему "Дымковская игрушка"

Представлен цикл занятий для младших школьников с целью развития наглядно-образного мышления, расширения общего кругозора и знаний о родном крае. Цикл включает беседу, посещение тематической выставки,...