Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД).
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Васильева Светлана Вячеславовна

Как организовать прогулки со школьниками.

Прогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД).

Цели и задачи прогулок:

- организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, уборка,);

- участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, изготовление кормушек, скворечников);

- развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность;

- формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, желание изучать и охранять природу;

- активизировать самостоятельную деятельность детей;

- воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;

- обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка. На прогулке проводятся запланированные в группе беседы. Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете. Правильно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.

Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Виды прогулок и их организация в ГПД:

1 Прогулка-наблюдение за

• сезонными изменениями в природе;

• особенностями растительного мира;

• жизнью домашних и диких животных;

2 прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической

задачи. Например, предлагается определить:

• расстояние;

• величину предмета;

• высоту предмета;

• его цвет;

3 прогулка-поиск, во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

• лекарственные травы;

• семена деревьев;

• природный материал для гербария, коллекции и т.д.

4 прогулка-поход на

• скорость;

• выносливость;

• дисциплину;

• внимание;

5 прогулка-фантазия должна представить возможность:

• сделать фотосессию;

• изготовить поделку из природного материала;

• сплести венок, корзину;

• составить букет из листьев, цветов, веток;

• придумать рассказ, составить описание.

6 прогулка-экскурсия, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи.

Познакомить и показать:

• местные достопримечательности;

• различные предметы и объекты;

• редкие цветы, деревья, кустарники;

• заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

7 прогулка-практикум,

предусматривает закрепление знаний и умений

учащихся:

• по правилам дорожного движения;

• по технике безопасности;

• по трудовым навыкам;

• по культуре поведения.

8 комбинированная прогулка проводится в сочетании с

• играми;

• спортивными занятиями;

• трудом;

• экскурсионной работой.

Прогулка проводится ежедневно после обеда и до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5 часа. поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности.

Примерные беседы на прогулках:

Тема: «Этические нормы общения» беседы: «Кто он-воспитанный человек?», «Что такое здоровый образ жизни?».

Тема: «Основы этикета» беседы: «Что такое этикет?», «Добрый день здравствуйте!».

Тема: «Нормы отношений с окружающими» беседы: «Мы-друзья природы», «Эмоции и здоровье». Беседа по теме: «Правила поведения на природе».

Краткая формулировка правил поведения на природе:

1 Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

2 Не повреждай кору деревьев.

3 Не рви цветов на лугу. Пусть красивые растения и цветы остаются в природе.

4 Съедобные ягоды собирай так, чтобы не повреждать веточек.

5 Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

6 Не разоряй птичьи гнёзда.

7 Не шуми в лесу и в парке.

В заключение ещё раз об этапах проведения прогулки.

- Подготовку к прогулке начинать с анализа ранее проведенных прогулок, с тем, чтобы намеченная прогулка не походила на предшествующую.

- Определить цель и вид прогулки, наметить маршрут. Если маршрут не знаком, внимательно изучить его, во избежание каких-либо неожиданностей.

- Зная силы и возрастные возможности детей, установить время прогулки, расстояние, места временного отдыха, объекты наблюдения. В расчёт брать время года, погоду, особенности местности.

- Наметить виды деятельности детей, определить, какие черты личности, характера, поведения будут формироваться, и корректироваться, какие взгляды и мысли будут переданы детям во время прогулки.

Прогулку нужно начинать с сообщения по технике безопасности, если есть необходимость, дать поручения отдельным воспитанникам, распределить обязанности. Затем наблюдаем за одеванием и организованным выходом из школы, напомнить группе о правилах поведения на улице и сообщить маршрут. Назначив из числа детей направляющих и замыкающих, выбрать место среди детей с таким расчётом, чтобы было удобно наблюдать за ними, и в любой момент можно было бы приостановить движение.

При движении по маршруту проводить индивидуальные или групповые беседы с детьми. Делать остановки для того, чтобы обратить внимание группы на тот или иной объект. Если требуется ответить на вопросы детей, так же делать периодические остановки. Общение со всеми детьми обязательно по всем вопросам. Любой вопрос воспитанника требует ответа, всякое слово – внимания. Раз отмахнулся, другой раз не ответил, а потом уже и не подойдут, не захотят поделиться. При планировании учитывать, что прогулки проводятся регулярно. Поэтому они должны быть разнообразны, использовать различные виды, вносить элементы новизны.

Во время прогулок проходит развитие эмоционально-волевой сферы (через игру), развивается воображение с переходом в действие развития мыслительной деятельности, познание отдельных предметов через трудовые навыки (составление буклетов лекарственных растений, сбор листьев) и т.д.

Работа направлена на оздоровительные мероприятия, на отношения между детьми, на развитие и коррекцию поведения. Необходимо развивать доверительные отношения друг к другу и взрослым. Используя хорошую погоду, нужно проводить профилактические мероприятия по обучению здоровому образу жизни. Чем больше дети на воздухе, тем больше двигаются, бегают, играют в подвижные игры, тем больше развивается опорно-двигательный аппарат.

Список литературы

1 Игры и развлечения в группах продлённого дня. Г. П. Богданов. – М.:

Просвещение, 1985

2 Продлённый день в школе. – М.: Просвещение, 1984

3 Газман О. С. Проблема формирования личности школьника в игре. Педагогика и

психология игры. – Новосибирск, 1985

4 А. А. Огородников. Учебно-воспитательная работа в ГПД.

5 Д. И. Латышина. Методика внеклассной работы в школе

6 Л.Б.Гуревич. Работа воспитателя в ГПД.

7 P.A.Садовничая. Содержание, организация и методика проведения прогулки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как организовать прогулки со школьниками.

Прогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД).

Цели и задачи прогулок:

- организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, уборка,);

- участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, изготовление кормушек, скворечников);

- развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность;

- формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, желание изучать и охранять природу;

- активизировать самостоятельную деятельность детей;

- воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;

- обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка. На прогулке проводятся запланированные в группе беседы. Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете. Правильно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.

Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Виды прогулок и их организация в ГПД:

1 Прогулка-наблюдение за

• сезонными изменениями в природе;

• особенностями растительного мира;

• жизнью домашних и диких животных;

2 прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической

задачи. Например, предлагается определить:

• расстояние;

• величину предмета;

• высоту предмета;

• его цвет;

3 прогулка-поиск, во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

• лекарственные травы;

• семена деревьев;

• природный материал для гербария, коллекции и т.д.

4 прогулка-поход на

• скорость;

• выносливость;

• дисциплину;

• внимание;

5 прогулка-фантазия должна представить возможность:

• сделать фотосессию;

• изготовить поделку из природного материала;

• сплести венок, корзину;

• составить букет из листьев, цветов, веток;

• придумать рассказ, составить описание.

6 прогулка-экскурсия, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи.

Познакомить и показать:

• местные достопримечательности;

• различные предметы и объекты;

• редкие цветы, деревья, кустарники;

• заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

7 прогулка-практикум,

предусматривает закрепление знаний и умений

учащихся:

• по правилам дорожного движения;

• по технике безопасности;

• по трудовым навыкам;

• по культуре поведения.

8 комбинированная прогулка проводится в сочетании с

• играми;

• спортивными занятиями;

• трудом;

• экскурсионной работой.

Прогулка проводится ежедневно после обеда и до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5 часа. поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности.

Примерные беседы на прогулках:

Тема: «Этические нормы общения» беседы: «Кто он-воспитанный человек?», «Что такое здоровый образ жизни?».

Тема: «Основы этикета» беседы: «Что такое этикет?», «Добрый день здравствуйте!».

Тема: «Нормы отношений с окружающими» беседы: «Мы-друзья природы», «Эмоции и здоровье». Беседа по теме: «Правила поведения на природе».

Краткая формулировка правил поведения на природе:

1 Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

2 Не повреждай кору деревьев.

3 Не рви цветов на лугу. Пусть красивые растения и цветы остаются в природе.

4 Съедобные ягоды собирай так, чтобы не повреждать веточек.

5 Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

6 Не разоряй птичьи гнёзда.

7 Не шуми в лесу и в парке.

В заключение ещё раз об этапах проведения прогулки.

- Подготовку к прогулке начинать с анализа ранее проведенных прогулок, с тем, чтобы намеченная прогулка не походила на предшествующую.

- Определить цель и вид прогулки, наметить маршрут. Если маршрут не знаком, внимательно изучить его, во избежание каких-либо неожиданностей.

- Зная силы и возрастные возможности детей, установить время прогулки, расстояние, места временного отдыха, объекты наблюдения. В расчёт брать время года, погоду, особенности местности.

- Наметить виды деятельности детей, определить, какие черты личности, характера, поведения будут формироваться, и корректироваться, какие взгляды и мысли будут переданы детям во время прогулки.

Прогулку нужно начинать с сообщения по технике безопасности, если есть необходимость, дать поручения отдельным воспитанникам, распределить обязанности. Затем наблюдаем за одеванием и организованным выходом из школы, напомнить группе о правилах поведения на улице и сообщить маршрут. Назначив из числа детей направляющих и замыкающих, выбрать место среди детей с таким расчётом, чтобы было удобно наблюдать за ними, и в любой момент можно было бы приостановить движение.

При движении по маршруту проводить индивидуальные или групповые беседы с детьми. Делать остановки для того, чтобы обратить внимание группы на тот или иной объект. Если требуется ответить на вопросы детей, так же делать периодические остановки. Общение со всеми детьми обязательно по всем вопросам. Любой вопрос воспитанника требует ответа, всякое слово – внимания. Раз отмахнулся, другой раз не ответил, а потом уже и не подойдут, не захотят поделиться. При планировании учитывать, что прогулки проводятся регулярно. Поэтому они должны быть разнообразны, использовать различные виды, вносить элементы новизны.

Во время прогулок проходит развитие эмоционально-волевой сферы (через игру), развивается воображение с переходом в действие развития мыслительной деятельности, познание отдельных предметов через трудовые навыки (составление буклетов лекарственных растений, сбор листьев) и т.д.

Работа направлена на оздоровительные мероприятия, на отношения между детьми, на развитие и коррекцию поведения. Необходимо развивать доверительные отношения друг к другу и взрослым. Используя хорошую погоду, нужно проводить профилактические мероприятия по обучению здоровому образу жизни. Чем больше дети на воздухе, тем больше двигаются, бегают, играют в подвижные игры, тем больше развивается опорно-двигательный аппарат.

Список литературы

1 Игры и развлечения в группах продлённого дня. Г. П. Богданов. – М.:

Просвещение, 1985

2 Продлённый день в школе. – М.: Просвещение, 1984

3 Газман О. С. Проблема формирования личности школьника в игре. Педагогика и

психология игры. – Новосибирск, 1985

4 А. А. Огородников. Учебно-воспитательная работа в ГПД.

5 Д. И. Латышина. Методика внеклассной работы в школе

6 Л.Б.Гуревич. Работа воспитателя в ГПД.

7 P.A.Садовничая. Содержание, организация и методика проведения прогулки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Как организовать прогулки со школьникамиПрогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД)...

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД). Как организовать прогулки со школьниками.

Цели и задачи прогулок:- организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, уборка,);- участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, изг...

Статья: "Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)"

Прогулки должны всемерно содействовать физическому развитию школьника, его активному отдыху. Здоровым детям свойственно отдыхать в активном движении, и поэтому прогулка должна сочетаться с играми и ук...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок в ГПД. Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Что такое прогулка?Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, разв...

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня

В этой публикации описывается как организовать прогулки со школьниками в режиме гпд....

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД).

Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид п...

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый ...