Конспект внеклассного занятия для учащихся 3 класса школы VIII вида. "Праздник масленица"
план-конспект занятия (3 класс)

Ермакова Маргарита Алексеевна

Тема:

«Масленица»

Цель занятия:

Изучить и возродить интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям. Повторение песен и танцев к празднику «Масленица»

Задачи:

Образовательные:

  1. Ознакомление с русскими народными обычаями, танцами, песнями .
  2. Формировать первоначальные знания о праздновании Масленицы.

 Развивающие:

  1. развитие музыкального слуха и ритма;
  2. Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;

Воспитательные:

  1. привитие чувства прекрасного;
  2.  воспитание любви к русской народной музыке;
  3.  совершенствование навыков   публичного выступления;

Тип занятия:

изучение и закрепление нового и пройденного  материала.

Оборудование:

интерактивная доска, иллюстрации, аудио и видео проектор, компьютер, проектор, презентация.

Ожидаемый результат:

Личностные УУД:

1) воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них.

2) формирование мотивации к обучению и познанию

Регулятивные УУД:

1) Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания.

Познавательные УУД:

1)        Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.

2)        Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД:

1)        формирования умения слушать и вступать в диалог.

2)        интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_maslenitsa.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

      Комитет по образованию

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 613

 Московского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ        

Тема: «Праздник Масленица»

                                        Класс: 3

Разработала :                      

                                                                                                                                 Ермакова М.А.                                        

Санкт-Петербург

2021

Внеклассное занятие «Праздник Масленица» в 3 классе

Тема:

«Масленица»

Цель занятия:

Изучить и возродить интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям. Повторение песен и танцев к празднику «Масленица»

Задачи:

Образовательные:

  1. Ознакомление с русскими народными обычаями, танцами, песнями .
  2. Формировать первоначальные знания о праздновании Масленицы.

 Развивающие:

  1. развитие музыкального слуха и ритма;
  2. Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;

Воспитательные:

  1. привитие чувства прекрасного;
  2.  воспитание любви к русской народной музыке;
  3.  совершенствование навыков   публичного выступления;

Тип занятия:

изучение и закрепление нового и пройденного  материала.

Оборудование:

интерактивная доска, иллюстрации, аудио и видео проектор, компьютер, проектор, презентация.

Ожидаемый результат:

Личностные УУД:

1) воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них.

2) формирование мотивации к обучению и познанию

Регулятивные УУД:

1) Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания.

Познавательные УУД:

1)        Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.

2)        Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД:

1)        формирования умения слушать и вступать в диалог.

2)        интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Ход занятия

Этап занятия

Время

этап

содержание

деятельность учащихся

1

5 минут

оргмомент

-Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом.

- Я рада приветствовать вас на занятии и думаю, что сегодняшнее мероприятие принесет нам всем радость  общения друг с другом.

Слушайте меня внимательно, как только имя свое услышите, сразу действуйте - выполняйте то, что обрядом

    "Знакомство"     предусмотрено.

Саши, Танечки и Васи -

Руки дружно все подняли!

Кати, Коли, Оли -

Громко-громко завизжали!

Лены, Светы и Сережи -

Все в ладоши хлопаем!

Павликам стоять негоже -

Все ногами топаем.

Димы, Юры и Ларисы -

Дружно, громко засвистели!

Наташи, Дани и Арины-

Поскорее все присели!

 Даши , Насти и Семены -

Ну-ка, помяукайте!

Игори,все Алексеи -

Ну-ка, все похрюкайте!

Про кого я не сказала,

И сегодня промолчала,

Как единая семья,

Дружно, громко крикнем: "Я"!

Вот и познакомились!

Не проходите мимо,

Провожаем Зиму

Забавами да шутками,

Весельем, прибаутками!

Затей у нас большой запас,

И все они, друзья, для вас!

-Вы большие молодцы. Спасибо, садитесь

Встают, приветствуют друг друга.

Выполняют обряд.

2

10 минут

актуализация

- Ребята, мы  вновь собрались с вами, чтобы приоткрыть  дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.

Вы любите загадки?

- Давайте отгадаем загадки, чтобы узнать о чём мы будем сегодня говорить на  занятии.

-Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Только мама испечет,

А он прыг и прямо в рот

(Блин)

-Без него не обойтись,

Чтоб блины все удались,

Тесто, прежде чем месить,

Его нужно прикупить,

Сей продукт дает корова,

Он на солнышке блестит.

Улучшает вкус он блинный,

В холодильнике лежит.

(Масло)

-В этот праздник, все стремятся,

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся,

Представления смотреть,

Выступают скоморохи,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы.

(Масленица)

-Молодцы! Все загадки отгадали! А когда все пекут блины, ходят в гости, катаются на санях, состязаются в силе и ловкости, веселятся от всей души? Конечно же, на масленой неделе. Веселый праздник Масленица!

Сегодня наше занятие будет посвящено одному из самых ярких праздников русского народа – МАСЛЕНИЦЕ.

Мы должны сегодня узнать о традициях масленой недели, как этот праздник отображён в разных видах искусства.

  Дают ответы на загадки.

3

20

основной этап

В ходе занятия нам будет помогать – Солнце, главный символ этого праздника. Сегодня солнышко будет дарить нам свои лучики. Это лучики не простые, а волшебные. Мы будем каждый лучик отправлять в полёт. Чтобы он нам принёс что-то интересное.

Давайте посмотрим, что приготовил нам первый лучик.

А чтобы посмотреть, что приготовил нам лучик, нужно произнести волшебные слова. Слова должны произнести вы дружно и хором.

Сначала скажу я, а после меня повторите вы.

Лучик солнышка, лети!

Всех в урок нас посвяти!

Лучик 1 «История праздника»

Масленица – самый шумный и веселый в народном календаре. Причем, каждый год время Масленицы меняется, ведь это – «переходящий» праздник, время которого зависит от того, когда в данном году будет праздноваться Пасха.

Масленица берет начало еще в традициях наших далеких предков – древних славян, которые в конце февраля – начале марта устраивали проводы Зимы – праздник, посвященный рождающемуся Солнцу.

-Дети, а что является символом праздника?

-Правильно, румяные блины были символом праздника весны, они символизировали образ Солнца. Потому и эмблемой этого старинного праздника стал блин, как знак Солнца.

Самое любимое занятие на Масленицу катание на «карежах» - досках, залитых водой и замороженных на холоде, карежки заменяли санки.

Дети катались на снопах( Знаете ли вы ,что такое снопы? Сноп — пучок срезанных колосьев перевязанных перевяслом. По славянским представлением, символ плодородия и богатства в хозяйстве)  сена или соломы, на старых телячьих шкурах, все старались обогнать друг друга, ведь существовала примета: кто дальше всех с горки скатится, у того лен будет длинным, и масло будет хорошо сбиваться.

Проводились и другие игры и забавы: перетягивание каната, бег в мешках, пелись песни.

В конце праздника сжигали символическое чучело Масленицы, чтобы быстрее наступила весна.

На масленицу принято было угольки от костров разносить по дворам и класть в свои печки. Считается, что огонек с праздника должен «гореть» до следующего прихода весны.

В последний день Масленицы принято просить друг у друга прощение за все дурные дела. Этот день называется Прощёное Воскресенье.

Вот такая интересная история этого праздника.

Давайте посмотрим, что нам приготовил следующий лучик.

Скажем опять волшебные слова

Лучик солнышка, лети!

Всех в урок нас посвяти!

Лучик 2 «Музыкальный»

- Много песен и закличек сложено про Масленицу.

А давайте в честь праздника споем песню, которую вы уже знаете песня

«Румяная масленица»

Я включу песню, вместе в плюсе.

Теперь я включаю минус, пропойте песню сами.

Отправляем в полет следующий лучик.

Лучик солнышка, лети!

Всех в урок нас посвяти!

На лучике написано: Игра

Давайте поиграем

в «Ручеек»

Правила игры Ручеёк

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары.

Внимательно слушают, узнают, закрепляют изученный материал.

Поют песню «Румяная масленица»

Встают, слушают правила игры

Смотрят картины и отвечают на вопрос.

Отправляем в полет следующий лучик.

Лучик солнышка, лети!

Всех в урок нас посвяти!

На лучике написано: Знакомство с произведениями искусства, которые посвящены Масленице

 Борис Кустодиев "Масленица",

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве"

К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге"

-Ребята, что вы увидели на каждой картине?

Молодцы ребята

  Отправляем последний лучик в полет!

С такими же волшебными словами

Мы отправили в полет все лучики, молодцы ребята!

И на нашем последнем лучике надпись раскрась и дополни

Раскрашивают рисунок

5 минут

Подведение итогов

Какой по настроению этот праздник?

Как люди справляют этот праздник?

Что делают в последний день Масленицы?

Какие символу есть у Масленицы?

Отвечают на вопросы

4

Рефлексия

Теперь я раздам вам солнышки. Посмотрите, что не хватает на этих рисунках?

   

Показываю 3 образца

Ребята, выберите ротик, соответствующий вашему настроению, и нарисуйте такой же на своем солнышке.

если сегодня на занятии вы удивились, узнав новое, то нарисуйте овал

если вам на занятии не понравилось, то нарисуйте ротик в виде «изгиба вниз»

если наше сегодняшнее занятие вам понравилось, нарисуйте, как ваше солнышко улыбается!

Спасибо за занятие, мне было очень приятно работать с вами!

Рисуют ротик у солнышка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы "День матери"

Конспект внеклассного занятия, сопровождающийся красочной презентацией. Может быть использован и для подготовки к утреннику, посвященному Международному женскому дню....

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы по правилам дорожного движения

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов содержит позновательный материал по изучению правил дорожного движения. В материале есть презентация....

Конспект группового занятия в 1 классе школы VIII вида по теме: Звук [з] и буква з.

В помощь логопедам коррекционных школ VIII вида. Автоматизация звука [з] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащихся, обогащение словаря по лексической теме: "Зоопарк"....

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы "Россия, Русь, люблю тебя!"

Внеклассное занятие для воспитанников детского дома по разделу духовно-нравственное воспитание, на тему "Россия, Русь, люблю тебя!". На данном занятии рассматриваются истоки народной культуры и творче...

Методическая разработка внеклассного занятия для учащихся начальной школы "Чистый класс - радует нас!"

Развитие и закрепление представлений о правилах уборки в классе, последовательности действий выполняемых при влажной уборке  помещений, средствах используемых при уборке....

Методическая разработка: конспект внеклассного занятия в 3 классе для слабослышащих учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2.3), 3 класс. Тема: "Что такое дружба".

Конспект для проведения занятия для детей, обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ по АООП (вариант 2.3 для слабослышащих и позднооглохших с лёгкими нарушеними интеллекта). Материалы таккже могут использоваться д...