Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательной работы школы
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Внеурочная  деятельность это  важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста, проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательной работы школы

Соседова О. А.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №5

«НТЦ им. И.В.Мичурина»

      Одной из составляющих воспитательной работы является внеурочная деятельность, которая в условиях внедрения ФГОС осуществляется в четырёх стратах:

  • Реализация учебного плана образовательного учреждения  -   часть, формируемая участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т.д.).
  • Деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей (воспитателя группы продлённого дня,  старшего вожатого, социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора, классного руководителя).
  • Дополнительное образование детей в условиях школы (секции, творческие объединения, лагерные смены и пр.).
  • Дополнительное образование детей в условиях УДОД, культуры, спорта  (использование кадровых и материально-технических ресурсов  на базе учреждений - партнёров либо на базе школы).

    Внеурочная  деятельность это  важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста, проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.

    Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.  

     Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по направлениям развития личности

  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общекультурное
  • Общеинтеллектуальное
  • Спортивно-оздоровительное 

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

    Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

    В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель «школы полного дня»;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

В нашей школе мы используем оптимизационную модель. Это  модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

• взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Итак, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…».

 Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!» (слоган компании НАЙК). Поэтому необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС НОО и ООО.

Используемая литература:

  1. Дубинец Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 13-16.
  2. Евладова Е. Б. Программно — методическое обеспечение внеурочной деятельности классного руководителя
  3. Ёрш, К. В. Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса / К. В. Ёрш, Г. С. Айрумян. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1 (4). — С. 70-71.

http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа в начальных классах как часть учебно - воспитательного процесса в школе.

Значение внеклассной работы для учебно-воспитательного процесса школы.Задачи воспитательной работы, планируемые результаты.Направления воспитательной работы....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность - часть учебно-воспитательного процесса"

Исследовательская и проектная деятельность - важные составляющие образовательного процесса. Карандина Г.И. рассказывает,  как она поэтапно вводит исследовательскую деятельность, как ребята относя...

Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...

Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса

Составные понятия читательской культуры Читательский интерес ‒ это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности ...

Презентация - Задача, ее составные части. Памятка: как работать с задачей.

Задача, ее составные части.  Памятка:  как работать с задачей....

«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС О у/о»

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и...