Классный час "Имею право на права"
классный час (1 класс)

Светлана Петровна Будз

Цель: познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

- научить применять права в жизни;

- воспитание чувства причастности к правовому сообществу;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imeyu_pravo_na_prava.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Имею право на права»

Цель: познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

- научить применять права в жизни;

- воспитание чувства причастности к правовому сообществу;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Оборудование: презентация, компьютер.

Ход классного часа

Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать, а чего не могут? На что они имеют право, на что не имеют?»

   Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих важных вопросов в беседах, переговорах, даже в битвах и войнах.

«Все мы разные, у нас разные вкусы, характер, неодинаковая внешность, мы все чем-то отличаемся от остальных людей. Однако у нас и много общего, того, что нас объединяет». (Как вы считаете, что конкретно нас объединяет?).

Для того, чтобы мы могли без проблем взаимодействовать друг с другом и придуманы права и обязанности. (какие у вас есть права, а какие обязанности?).

В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появились законы. Что же такое законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство.

Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

Так появилась Конституция – главный закон страны. В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.

В самой большой - второй главе Конституции, записаны права и свободы граждан РФ:

Права человека есть у всех людей. Их никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Это:

-право на жизнь,

-право на неприкосновенность жилища,

-право на свободный труд,

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

-право на образование.

Права - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.  (необитаемый остров)

Кроме прав у граждан РФ есть и обязанности, которые так же отражены во второй главе Конституции:

-дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о родителях,

-каждый гражданин обязан платить налоги,

-каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,

-защита Отечества – обязанность гражданина РФ.

 Существуют свои законы и на предприятиях, фабриках и заводах, в здравоохранительных и учебных заведениях. О том, какие права и обязанности есть у учащихся вашей школы, можно узнать из Устава школы.

Это своего рода Главный закон, по которому живет школа.

 

      Кроме Главного закона страны есть и другие законы, соблюдение которых позволяет жить людям в мире и порядке: это

- Всеобщая Декларация прав человека.

- Декларация прав ребенка,

- Конвенция о правах ребенка.

 

Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека. Эти права носят всеобщий характер, т.е. относятся ко всем людям независимо их возраста, как к взрослым, так и к детям.

 

Всеобщая декларация прав человека дала всем странам и народам образец справедливого отношения к человеку и призвала государства мира признать и обеспечить эти права своим гражданам.

Всего статей в декларации 30, мы с вами познакомимся с некоторыми из них, которые касаются– детей.

Слайд 2-9

•        Каждый ребёнок имеет право на жизнь;

•        каждый ребёнок имеет право на сохранение семейных связей;

•        все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола, имеют равные права;

•        каждый ребёнок имеет право на защиту от эксплуатации;

•        каждый ребёнок имеет право на защиту от насилия;

•        каждый ребёнок имеет право на полезное и качественное питание;

•        каждый ребёнок имеет право на отдых;

•        каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь.

  В декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».

- Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Как он ведет себя?  (Дети составляют словесные портреты)

- А каким вы представляете себе доброго человека? (Дети составляют словесные портреты)

- Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)

 

В 1959 году Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую защиту о детях, признавать и защищать их права.

 

После принятия Декларации прав ребенка потребовалось много лет, чтобы подготовить еще один важный международный документ - Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государствам соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира.

Они побывали в африканских парках, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем, в странах Азии представители Организации Объединенных наций видели совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить.

 

Представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы жизни, изучали причины распространения среди детей разных болезней. Они собрали сведения о состоянии образования в разных странах мира. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.

 

Особое внимание обратили на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях, - детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов. Все полученные сведения о положении детей в мире были учтены при подготовке Конвенции о правах ребенка.

После принятия Конвенции о правах ребенка началось ее подписание представителями разных стран мира. Уже в первый день Конвенцию подписали представители 61 страны.

 

Наша страна, подписав Конвенцию о правах ребенка, взяла на себя обязательство обеспечить детям России все названные в ней права.

 

Поэтому каждому ребенку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше.

 

Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное. В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей. Это инспектора по охране детства и отдел образования города.

 В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура. Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в волнующих школьников проблемах, например, если он считает, что с ним поступают несправедливо, сможет помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.

 Вы живете не одни, не на необитаемом острове, а среди людей, поэтому нужно учиться принимать правильные решения в различных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми:

     -умейте выслушивать собеседника, не перебивая его;

     -умейте признавать, что были не правы;

     -помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

     -говорите всегда правду;

     -радуйтесь успеху товарища;

     -дал слово – держи его, дал обещание – выполни!

Давайте вспомним сказки, которые все мы читали, и на их примере разберем права и обязанности каждого члена общества. Какие права нарушаются в сказках.

1.        С. Маршак «12 месяцев»: Мачеха посылает сироту в декабрьскую стужу в лес за подснежниками и приказывает не возвращаться без них.

Вопрос: какое право ребенка нарушено?

Ответ: право на защиту и заботу.

2.        Ш. Перро «Золушка»: Мачеха и сестры не разрешили Золушке поехать на бал, а заставили ее переделать много дел.

Вопрос: какое право нарушено?

Ответ: ребенок имеет право на отдых.

3.        Г.Х. Андерсен «Снежная Королева»: Снежная Королева увезла Кая в свой ледяной дворец из скромного бабушкиного домика и обещала ему подарить весь мир и коньки в придачу.

Вопрос: какое право нарушено?

Ответ: ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

4.        Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»: Лиса выгнала зайца из его избушки, а сама осталась там жить. Или Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», которые силой ворвались в каморку папы Карло.

Вопрос: какое право нарушено?

Ответ: право на неприкосновенность жилища.

5.        А. Толстой «Золотой ключик»: кот Базилио и лиса Алиса решили повесить Буратино вниз головой и потрясти, чтобы из него высыпались золотые монеты, которые они хотели забрать себе.

Вопрос: какое право нарушено?

Ответ: право на владение имуществом и право не быть подвергнутым пыткам.

6. Сказка «Лягушка-путешественница». Лягушка отправилась в путешествие с помощью уток. Каким правом она воспользовалась?

Ответ:  правом на свободное передвижение.

7. А. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» Балда, нанявшись на работу к попу каким правом воспользовался?

Ответ: правом на труд.

8. Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Иван Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил какое право царя?.

Ответ: право на владение имуществом.

9. И снова «Золотой ключик», когда Буратино пошел в школу, каким правом он воспользовался?

Ответ: Правом на образование.

Не зря говорят, что «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», посмотрите, сколько серьезной и полезной информации мы нашли в сказках.

Ошибочно полагать, что знать только лишь свои права достаточно. Вы должны понимать, что там, где права, там и обязанности. По мере вашего взросления объем прав и обязанностей будет меняться. Поэтому, прежде чем вы скажете «имею право», вспомните – вместе с вашими правами начинаются ваши обязанности и ответственность. Чтобы улучшить атмосферу в классе, в семье, в школе, на предприятии, в государстве, надо помнить не только о своих правах, но и о правах других людей и уважать эти права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.

Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....

Классный час для 1 класса: «Имею право на права»

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о ...

Классный час «Правила дорожные - правила надежные» (беседа с элементами игры и моделированием ситуаций)

Классный час направлен на раширение представления учащихся о правилах поведения на дорогах....

Классный час с презентацией "Имею право на права"

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Этот сценарий поможет классному руководителю в интересной доступной форме рассказать учащимся об их правах....

Классный час во 2 классе " Мои права и права моих одноклассников"

Урок знакомит учащихся с некоторыми правами  и обязанностями детей, с документами, где утверждены эти права: Декларация прав  ребёнка, Конвенция о правах ребёнка....

Классный час: «Имею право на права»

Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...

Классный час "Имею право на права"

Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников...