Формирование классного коллектива и организация ученического самоуправления в классе
статья (1 класс)

Граченко Елена Геннадьевна

Организация ученического самоуправления в виде игровой модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klassnogo_kollektiva_1.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование классного коллектива

 и организация ученического самоуправления в классе

28.12.2020

 

Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера. Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств человека.
Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности. Существует множество моделей организации самоуправления в классе. Но не все они подходят для начальной школы.
 Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в 1-3 классах закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, в этом возрасте ученики  очень ревниво относятся к поручениям: каждому хочется быть командиром. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначать  на должность».

Около 13 лет организация ученического самоуправления в классе реализуется мною  в виде игровой модели. Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры – это активность.

Класс является пассажирами большой ракеты «Дружба», которая осуществляет свой полет к планете Знаний. Дети в классе разделены на экипажи. Это разделение сохраняется на все 4 года обучения. В первом классе вместо списков экипажей в уголке располагаются фотографии детей. Это облегчает взаимодействие  детей в 1 классе.  С 1 по 3 класс должности в экипаже распределяются по  очередности, чтобы каждый мог получить определенный опыт и навыки. В течение учебного года каждый экипаж дежурит 6 раз, значит, каждый попробует себя и на руководящих должностях, и на вспомогательных.

Все мероприятия, дежурства, основанные на таком разделении классного коллектива,  позволяют каждому ребенку попробовать свои силы  в разных должностях и ролях. Это способствует формированию здорового духа соревнования, ответственности за порученное дело, сплочению коллектива, социализации учащихся.

Дежурят экипажи в течение недели. Такой график был выбран детьми. Он позволяет проследить в динамике отношение каждого ребенка к общественным поручениям, оценить объективно качество дежурства экипажа. К концу третьего класса в основном все дети любят дежурить, стараются сделать даже больше, чем положено. Уже не надо напоминать дежурным о соблюдении чистоты в классе в течение учебного дня. Опыт показывает, что важное  значение для стимулирования школьников в самоуправлении  играет атрибутика. Разноцветные  нарукавные повязки не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной их работу, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений.

В 4 классе структура самоуправления меняется. Среди форм классного самоуправления особо важную роль начинают играть общие собрания. Общие собрания приучают ребят коллективно решать вопросы своей жизни. Именно на собраниях развёртывается сила общественного мнения, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее доступной формой привлечения всех учеников к самоуправлению.

Появляется руководитель Центра управления полётом – учитель, которому подчиняются  капитан корабля, навигатор, бортинженер, штурман. Кандидаты на эти должности предлагаются экипажами и избираются путем общего голосования на общем собрании класса на весь учебный год. Капитан корабля - несет ответственность за всё, что происходит в классе, отвечает за  выполнение всего плана намеченных мероприятий в классе. Навигатор – фиксирует  весь курс полёта корабля (фотоматериалы),  отвечает за  выполнение всего плана намеченных мероприятий в классе. Бортинженер - контролирует  ежедневное дежурство экипажей, определяет его качество в конце недели. Штурман - помогает экипажам готовить классные часы и мероприятия и контролирует  подготовку к ним.

В связи с этим в 4 классе меняются составы экипажей. Командиры – теперь они называются координаторы -  экипажей избираются на две четверти. Теперь помимо дежурства (всё так же 1 раз в неделю) в обязанности экипажей  входит помощь в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий. В выпускном классе план основных традиционных внеклассных мероприятий и форма их проведения составляется на основе пожеланий учащихся, которые они присылают заранее в центр управления полётом. На этом этапе  основная задача учителя регулировать процесс выбора так, чтобы дети не почувствовали никакого давления.

К сожалению, в 5 классе такой порядок дежурства не поддержал ни один классный руководитель. Графики дежурства составляются по партам. Рушится система, к которой они привыкли. То, что учеников пересаживают, никак не учитывается. Получается, что кто-то дежурит чаще, чем другие. А как быть, если есть отсутствующие на уроках? Да и ребята взрослеют, начинают покупать дежурство за себя. Отсюда и жалобы классных руководителей, что дежурить ученики не хотят. Отдувается всегда добросовестный староста класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ученического самоуправления

Поиски смысла и места самоуправления в детско-взрослом школьном сообществе не прекращаются с тех пор, как в нём возникла потребность. Но каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – никем не с...

Организация ученического самоуправления, как инновационная деятельность в условиях введения в ФГОС

Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответс...

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...

Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления в классе

Презентация на тему Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления....

Выписка из аналитической справки по итогам организации ученического самоуправления 4-А класса школы-интерната №3 ОАО «РЖД»

Цель классного самоуправления – организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должен стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием....

Организация ученического самоуправления

Презентация предназначена для классного руководителя...

Организация ученического самоуправления в классе - "Кабинет Министров"

Ученическое самоуправление - это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предпо-лагающее участие у...