Коллективно-творческое дело "Калейдоскоп профессий" (вводное организационное занятие)
классный час (3 класс)

Знакомство детей с темой, деление на группы, определение плана действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd_organizatsionnyy_klasssnyy_chas.docx52.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 589

 Колпинского района Санкт-Петербурга 


Методическая разработка классного мероприятия

Коллективное творческое дело «Калейдоскоп профессий»




Золотухина Мария Викторовна

учитель начальных классов, 3 «Б» класс,

тел. +79043340862




Санкт-Петербург

2021

Аннотация.

Коллективно-творческое дело «Калейдоскоп профессий». Методическая разработка содержит описание организации деятельности учащихся 3 класса по ознакомлению с огромным миром профессий. Участие в коллективном творческом деле позволяет учащимся стать активными субъектами в исследовательской работе при знакомстве с миром профессий. Данное мероприятие может быть использовано в работе педагогов общеобразовательных учреждений по профориентации учащихся начальной школы.

Пояснительная записка.

Технология коллективного творческого воспитания – это продуманная система ключевых мероприятий, которые направлены на комплексное решение задач развития личности.

Коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого члена классного коллектива. Оно предполагает организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. А привлечение в коллективно-творческие дела родителей (как участников или слушателей) играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого ребёнка и коллектива в целом. Тесная связь с семьей становится более актуальной, эмоциональной и полезной для всех участников воспитательного процесса.

Во время планирования и организации коллективно-творческого дела, приобретается большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия.

Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие качества и способности, потребности и отношения.

При организации мероприятия «Калейдоскоп профессий» учащиеся в течение месяца:

  • Работают в командах, организованных учителем, и готовят презентацию своей работы. Продумывают костюмы. Рисуют рисунки/ плакаты. Учат стихи.
  • Учащиеся посещают экскурсии, организованные родителями.
  • Экскурсия в пожарную часть
  • Экскурсия на фабрику мороженого

Цель: формирование познавательный интерес обучающихся, расширение их кругозора.

Учащиеся интервьюируют работников школы о причине выбора ими своих профессий:

  • Библиотекарь
  • Бухгалтер
  • Повар
  • Медработник
  • Воспитатель
  • Учитель
  • Разучивают песни и сценки на курсах внеурочной деятельности.
  • В рамках реализации КТД учитель проводит классные часы:
  • «Учимся брать интервью»

Цель: познакомить с профессией – журналист, особенностями данной профессии.

  • «Можно ли воспитать свой характер»        

Цель: дать детям представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера на примере других людей и помочь им развить сильные стороны своего характера

  • «Образование – путь к успеху»        

Цель: повышение учебной мотивации

Актуальность.

Выбор данной темы обусловлен с затруднением выбора нужной профессии учащимися в современном мире. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах.

В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. В результате визуализации ребёнок получает возможность «примерить» на себя тот или иной труд, и понять, нравится ему эта профессия или нет. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана. Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.

Цель: Расширить знания учащихся о профессиях людей, работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины.

Задачи:

  1. расширить знания детей о мире профессий;
  2. формировать интерес к профессиям;
  3. получить опыт в презентации проектов;
  4. развивать интеллектуальные умения сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять, через конкурсно-познавательное мероприятие;
  5. готовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии.

Ожидаемый результат

Дети расширят свои представления о профессиях, поделятся своими знаниями со сверстниками.  У детей сформируется чувство уважения к труду, бережное отношение к его результатам. У родителей проявится интерес к участию в образовательном процессе, развитию творческих способностей детей, желание участвовать в жизни класса. Продукты проектной деятельности: Презентации «Профессии, о которых мы узнали» (групповая работа детей), внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий».

Форма проведения: коллективное творческое дело.

Данная методическая разработка состоит из 2 частей:

  1. Сценарий Классного часа «Калейдоскоп профессий» - организационное занятие коллективного творческого дела.
  2. Заключительное внеклассное мероприятие. Презентация проектов – командной работы.

Подготовительный этап.

  1. Постановка проблемы.

В 3 классе на уроках технологии ученики 3 класса знакомятся с профессиями: прораб, ландшафтный дизайнер, закройщик, товаровед, оформитель витрин, инженер-конструктор, ихтиолог, штурман и многими другими. Учитель обращает внимание детей на разнообразие профессий, а также акцентирует их внимание на том, что многие их них им незнакомы.

  1. Работа с родителями.

Встреча учителя с родительским комитетом и обсуждение плана возможных мероприятий по теме «Профессии»:

  • Посещение библиотеки
  • Экскурсия в пожарную часть
  • Экскурсия на кондитерскую фабрику или фабрику мороженого
  1. Взаимодействие с курсами внеурочной деятельности.

Планирование мероприятий на курсах внеурочной деятельности (подбор песен, сценок по теме «Профессии»)

Организационное занятие.

Классный час «Калейдоскоп профессий.»

(открытое мероприятие)

Цель: Развитие интереса к профессиям.

Задачи: 

  1. Выявить уровень знаний учащихся о профессиях;
  2. Объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;
  3. Прививать любовь к труду.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, сундучок с карточками, одинаковое количество карточек с рисунками маски, собаки, компьютера, каски, вопросительного знака.

Оформление: выставка работ учащихся «Профессии моих родителей», карточки плана КТД (название КТД, названия классных часов, предложения родителей, названия команд, формы работы в командах)
Форма проведения: классный час

Ход мероприятия.

1.Организационный момент

Ученики заходят в класс и садятся на свои места.

2. Определение темы классного часа.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека.

- Посмотрите на работы на доске. (на доске работы, которые ученики делали в 1 классе о профессиях своих родителей.)

- Узнали ли вы их? Чему они посвящены? Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?

- Правильно. Тема этого классного часа – «Профессии».

- Как вы думаете, почему мы опять возвращаемся к этой теме? Почему эта тема так важна?

Ответы детей: «Когда мы вырастем, то обязательно будем где-то работать, о том, где я буду работать, надо задумываться уже сейчас, чтобы развивать свои способности. Например, если я хочу быть дизайнером, то надо ходить в художественную школу или на кружки рисования.»

3. Работа по теме классного часа

- Вы ученики всего лишь 3го класса, но вам уже пора задумываться о своей будущей профессии.  Мир профессий очень большой, он насчитывает более 40 тысяч видов. При этом каждый год некоторые профессии исчезают, появляются новые или видоизменяются.  Можете ли вы утверждать, что знаете все профессии? Узнали ли вы в последнее время о каких-нибудь новых профессиях?

- Люди каких профессий работают в школе? Только ли учителя? Можем ли мы узнать, почему они выбрали такие профессии. Как?  Ответы детей: «Спросить»

- Как называется человек, чья профессия состоит в том, чтобы собрать информацию и по её материалам подготовить сообщение?  Ответы детей: «Журналист».

- Умеете ли вы брать интервью? Давайте посвятим этому следующий классный час.

- Как вы думаете каждый ли сможет стать журналистом, ветеринаром, учителем, пилотом? От чего это зависит? Ответы детей: «Нет. Это зависит от способностей, желания человека. Его характера»

- Думаю, нам надо обязательно поговорить о характере человека. Предлагаю и этому посвятить тоже классный час.

На доску:

- Родители тоже примут активное участие и помогут нам в изучении профессий. (Просмотр фрагмента родительского собрания, проведённого по ЗУМ). Приложение 1.

На доску:

- Сейчас я предлагаю вам вытащить из сундучка карточку с рисунком. Это поможет вам разделиться на группы по профессиям.

Дети берут карточку с изображением (маска, собака, компьютер, каска, вопросительный знак),  делятся на группы и рассаживаются по командам.

- Посмотрите какие у нас получились команды:

  • Профессии, которые нас защищают.
  • Профессии на сцене.
  • «Мы и они» (профессии о животных)
  •  Профессии ХХI века
  • Технические профессии

На доску:

- Ребята, я прошу вас обсудить в группах каким образом можно представить профессии, которые вам достались. Один из способов, это устный рассказ, он может быть представлен, например, в стихотворной форме. А что вы можете предложить?

Ответы детей: «Рисунки с изображением людей этой профессии, фото, стихи о людях этой профессии, загадки, костюмы»

- Поработайте в группах и обсудите кто и какую будет выполнять работу:

  • искать познавательную информацию
  • учить стихотворения
  • искать или может быть сочинять загадки
  • рисовать плакат или рисунки

- Ребята, выберите также капитана команды.

На работу в группах отводится не менее 10 минут. Дети самостоятельно распределяют роли в мероприятии. Учитель, переходя от группы к группе, координирует их работу, помогая советом.

На доску:

4. Рефлексия

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, работе над какой темой будет посвящено ближайшее время? Профессии очень много. Предлагаю назвать наше творческое дело «Калейдоскоп профессий».

На доску:

- Вот какой у нас получился план действий. Есть ли у кого-нибудь предложения что-то добавить, изменить?

- А что нам помогает в поиске информации? Что мы можем ещё добавить?

На доску:

На доске (к концу классного часа)

 

- Дел предстоит немало. Давайте определим дату, число, к которому всё будет выполнено. (Учитель подводит детей к тому, что на реализацию творческого дела нужен месяц. Планируемая дата фиксируется в классном уголке.)

Пояснение к КТД

  • Учитель постоянно взаимодействует с каждой командой. Интересуется объёмом выполненной работой, оказывает помощь, но одновременно с этим поощряя самостоятельность в подготовке презентации своей команды.
  • Учитель помогает детям организовать командную работу (назначает время и место сбора команд, помогает командам определить промежуточные результаты).
  • Учитель проводит информационные часы по теме «Профессии».

Только личная заинтересованность учителя, организация всех участников мероприятия и контроль со стороны учителя гарантируют успех коллективно-творческого дела.

Приложение №1.

Фрагмент родительского собрания.

Тема обсуждения: Оказание помощи детям в расширении знаний о мире профессий.

Форма: дистанционно / очно

  1. Заслушали представителей команды родителей, отвечающей за эту четверть.
  2. Обсудили возможные события, мероприятия, которые были бы актуальны для изучения темы «Профессии» учениками 3 класса:
  • Встреча с родителями, которые могут рассказать о своей профессии
  • Встреча-диалог с людьми разных профессий
  • Организация экскурсий на предприятия / фабрики
  • Организация экскурсии в пожарную часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный творческий проект "Открытка-приглашение"

Представлен конспект с презентацией заключительного этапа поекта...

Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»

Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...

Презентация коллективного творческого проекта "Голубая капелька воды".

Коллективный творческий проект "Голубая капелька воды" расширяет представления детей о воде, обогащает знаниями о воде и ее использовании, прививает бережное отношение к водным богатствам. В стихотвор...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...