Подвижные игры как средство воспитания и развития младших школьников в группе продленного дня.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Степанова Лариса Анатольевна

Статья о значении подвижных игр для развития учащихся в группе продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры как средство воспитания и развития младших школьников в группе продленного дня.

«Самое страшное — это когда ребёнок не умеет играть. Такой ребёнок похож на маленького скучного старичка, из которого со временем вырастает взрослый старец, лишённый, однако, основного преимущества старости — мудрости, ведь ей неоткуда взяться, когда в человеке не развиты фантазия и благородство, а значит, нет ни смелых идей, ни глубоких мыслей, ни чувств». Астрид Линдгрен

Я работаю учителем начальных классов, а также воспитателем группы продленного дня в своем же классе. И, конечно же, в своей работе я уделяю особое значение играм, игровой деятельности. Мои дети очень любят подвижные игры, которые мы проводим и на уроках, и на улице на пришкольном участке в группе продленного дня.

Невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему. У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами - и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

В группе продленного дня я использую такие игры как:

- русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Жмурки», «Горелки», «Салки», «Гори, гори ясно!», «Птицелов», «Пятнашки», «Фанты», «Третий лишний», «Охотники и зайцы» и др.

- игры народов России: башкирские «Юрта», «Медный пень», дагестанские «Выбей из круга», «Подними платок», якутские «Сокол и лиса», «Пятнашки», карельские «Я есть!», «Мяч», бурятские «Ищем палочку», татарские «Серый волк», чувашские «Рыбки» и др.

- подвижные игры «Пустое место», «Кто быстрее?», «Карлики и великан», «Лягушата и цыплята» и др.

- эстафеты: по кругу, с мячом, с обручем, «Веселые старты и др.

При изучения игр мы следуем от простого к сложному,  дети знакомятся с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию - создать максимально возможные условия для развития личности учащихся. Она, ограждая детей от негативного влияния улицы, а также от длительного просиживания дома у экранов телевизоров или компьютеров, предлагает им различные варианты заполнения своего свободного времени полезной деятельностью, развивающей личность.

«Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть». Джордж Бернард Шоу

Режим

группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и

педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную

деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых

детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Режим

группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и

педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную

деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых

детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие младшего школьника в группе продленного дня

Обобщение опыта работы в группе продлённого дня.  Презентация защиты....

актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня

Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...

Игра как средство воспитания экологической культуры младших школьников

формирование экологической культуры у подростающего поколения...

Игровая деятельность, как средство воспитания и развития младших школьников

Игра неразрывно связана с развитием речи детей.Игра способствует развитию познавательных интересов.Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.Оказывает влияние на поведение ребенк...

Воспитание нравственного поведения младшего школьника в группе продленного дня

Воспитание нравственного поведения младшего школьникав группе продленного дня  «Поведение - это зеркало, в которомкаждый показывает свой лик»В.Гете Организация пространства ...

Доклад "Речевое развитие младших школьников в группе продленного дня"

Доклад "Речевое развитие младших школьников в группе продленногодня "...

Уроки физической культуры как средство воспитания физического развития младших школьников

В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении фи...