Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории"
классный час (4 класс)

Миронова Наталья Викторовна

Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории" для учащихся 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_istorii.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра «Колесо истории»

«О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ»

(для учащихся 4 класса)

Автор-составитель:

Миронова Н.В.
учитель начальных классов

Цель: формирование гражданской идентичности через восприятие событий
истории Великой Отечественной войны

Задачи: формировать представление школьников о героизме, проявленном
советским народом в годы Великой Отечественной войны; расширять
мировоззрение, развивать логическое мышление учащихся; воспитывать
историческую память на основе уважительного отношения к истории
государства.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация,
фонограммы песен, видеоролики, кареты трёх цветов, макеты дорог для каждой
группы, игровое табло: варианты ответов на вопросы игры, юла, цветовое поле,
георгиевские ленты, выставка рисунков.

Ведущий 1.(на фоне музыки)

С чего начинается память?

С берёз?

С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если - с убийства?

А если - со слёз!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых в пыли распростёртых!

А если с недетского знания - как
Живое становится мёртвым!

И в пять,

И в пятнадцать,

И в двадцать пять лет
Войной начинается память.

Здесь, в этой стране,

Где не помнящих - нет...

Попробуем это представить..

Ведущий 2:

Каждый год в солнечные майские дни наш народ вспоминает грозные
военные годы, чтит память павших, и хотя прошло уже 75 лет со Дня Победы,
время не властно над памятью поколений.

Ведущий 1:

Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам военной истории нашей
страны и попытаемся осознать, какой ценой досталась нам победа.

Ведущий 2:

В путь отправляются три команды. Каждая на карете своего цвета. Каретой
правит кучер. Именно он, посоветовавшись со своей командой, должен
отмечать ответ на вопрос ведущего на игровом табло. Правильный ответ
продвинет команду на 50 верст вперед. Победителем игры будет та команда,
которая первой завершит путешествие.

Ведущий 1:

Игра состоит из трех туров. Перед каждым туром одна из команд вращает
волчок. Если стрелка волчка совпадет с цветом кареты команды, она
автоматически продвигается на 50 верст вперед.

Ведущий 2:

Итак, мы начинаем 1 ТУР, к волчку приглашается кучер команды красных.

1тур

Ведущий 1: Внимание на экран.

Видеоролик «Начало войны».

Великая Отечественная война началась с вероломного нападения
фашистской Германии на Советский Союз. Немецкая авиация атаковала
аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной
Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии,
Прибалтики. Советскому народу пришлось взяться за оружие, чтобы защитить
свою Отчизну,отстоять её честь и свободу.

Внимание, вопрос: Кто из членов советского правительства выступил по
радио в этот день и сообщил о начале войны?

В течение 1 минуты команды выбирают и отмечают правильный ответ на
игровом табло. Комментарии ведущего.

Ведущий 1: Внимание, правильный ответ.

Ведущий 2:В полдень первого дня войны с обращением к советскому народу
выступил первый заместитель председателя совета народных комиссаров
(СНК), народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович
Молотов.

Комментарии ведущего, продвижение карет.

Стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Ведущий 1: Вы, конечно же, узнали знаменитое стихотворение Константина
Симонова «Жди меня». Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда
под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета
«Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца
читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах,
заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам.

Внимание, вопрос: Кому посвятил Симонов своё произведение?

Ведущий 1:Внимание, правильный ответ.

Ведущий 2:Стихотворение «Жди меня» посвящено актрисе советского кино,
любимой женщине поэта - Валентине Серовой.

Комментарии ведущего, продвижение карет.

Ведущий 1:А мы начинаем второй тур и приглашаем кучера команды зеленых
к волчку.

Кучер крутит волчок.

II тур

Инсценировка «Сын полка»

Ведущий 1: Традиция «сынов полка» существовала в русской армии с давних
времен. Ещё в XVIII столетии в России в каждой воинской части был хотя бы
один юный барабанщик, а на каждом корабле — несовершеннолетний
гардемарин. В годы Великой Отечественной войны по разным причинам дети, к
сожалению, оказывались на передовой и оставались в регулярной части с
разрешения командира подразделения.

Внимание, вопрос: Сколько «сынов полка», по официальным данным,
насчитывалось в рядах регулярной Красной Армии?

В течение 1 минуты команды выбирают и отмечают правильный ответ на
игровом табло. Комментарии ведущего.

Ведущий 1: Внимание, правильный ответ.

Ведущий 2:По официальным данным Центрального архива Министерства
обороны РФ, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных
фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. В это число не вошли юные герои
подполья и партизанских отрядов.

Комментарии ведущего, продвижение карет.

Звук метронома. Ленинградская Симфония №7 Д. Шостаковича.
Ведущий 1: Одной из самых героических и трагических страниц военной
истории стала оборона Ленинграда. До войны в этом городе проживало более 3
млн человек, в течение блокады от артобстрелов и бомбёжек, от холода и
голода погибло около полутора миллионов. Внимание на экран

Внимание, вопрос:

Перед вами (на тарелочках) кусочки хлеба, какой из них, по вашему
мнению, соответствует 125 блокадным граммам? Отметьте его.

В течение 1 минуты команды выбирают и отмечают правильный ответ на
игровом табло. Комментарии ведущего.

Ведущий 1: Внимание, правильный ответ.

Ведущий 2: Ста двадцати пяти блокадным граммам соответствует кусочек под
номером 3.

Комментарии ведущего, продвижение карет.

Ведущий 1:А мы начинаем третий тур и приглашаем кучера команды жёлтых к
волчку.

Кучер крутит волчок.

III тур

Ведущий 1:

Кто сказал, что надо бросить песни на войне,

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Песня «Катюша»

Ведущий 1: Воодушевлённые песней шли солдаты в бой. Бок о бок воевали
уроженцы самых разных уголков необъятной страны. Не остались в стороне и
наши земляки. Более 14 тысяч никифоровцев были призваны в годы Великой
Отечественной войны в ряды Красной Армии. 6 436 имён воинов, не
вернувшихся домой, занесено в областную книгу памяти.

Но не только на фронтах ковалась победа. В тылу люди совершали трудовые
подвиги, работали с невиданным напряжением и самоотдачей под лозунгом
«Всё для фронта, всё для Победы». Вот как об этом вспоминают ветераны.

Ведущий 1: На территории Никифоровского района есть особое место - это
монумент, напоминающий молодому поколению о том, что здесь
располагалось в годы Великой Отечественной войны.

Внимание, вопрос, о каком стратегически значимом объекте идёт речь?

В течение 1 минуты команды выбирают и отмечают правильный ответ на
игровом табло. Комментарии ведущего.

Ведущий 1: Внимание, правильный ответ.

Ведущий 2: Стратегически значимый объект, который располагался на
территории нашего района в годы Великой Отечественной войны - это
аэродром. С первых месяцев на аэродроме в Никифоровке базировались
Первый гвардейский и Третий авиационные полки дальнего действия.

Сегодня на улице Ярославской установлен камень-монумент, напоминающий
молодому поколению о героическом трудовом прошлом наших земляков.

Комментарии ведущего, продвижение карет.

Ведущий 1:

Одной из форм вооруженной борьбы советского народа против фашизма
стало партизанское движение. Всего в годы войны в тылу врага насчитывалось
более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых сражалось свыше 1 млн. человек.
Были среди них и уроженцы Тамбовской области.

Внимание, вопрос, назовите имя юной партизанки, нашей землячки, которой
поэтесса Маргарита Алигер посвятила такие строки:

И уже почти что над снегами.

Легким телом устремясь вперед,

Девочка последними шагами
Босиком в бессмертие идет

В течение 1 минуты команды выбирают и отмечают правильный ответ на
игровом табло. Комментарии ведущего.

Ведущий 1: Внимание, правильный ответ.

Ведущий 2: Имя героини поэмы Маргариты Алигер - Зоя Космодемьянская.
Девушка родилась в селе Осино-Гай, Гавриловского района, Тамбовской
области и стала первой женщиной, которая была удостоена звания Герой
Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Комментарии ведущего, продвижение карет.

Финальный тур

Ведущий 1:

В 1769 году, императрица Екатерина II учредила награду для офицеров
Русской Армии, вручаемую за личную храбрость, проявленную на полях
сражений - орден Святого Георгия, носить его полагалось на «ленте шелковой о
трех черных и двух желтых полосах», впоследствии за ней и закрепилось
название - Георгиевская лента.

Существуют различные мнения о символике Георгиевской ленты. Например,
граф Литта в 1833 году писал:
"бессмертная законодательница, сей орден
учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет
огня... "Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя. С тех пор
России пришлось пережить не мало войн, и всегда Георгиевский крест был
символом особой доблести и отваги.

Внимание, вопрос: С какого года в нашей стране проводится общественная
акция «Георгиевская ленточка», посвящённая празднованию Дня Победы.

В течение 1 минуты команды выбирают и отмечают правильный ответ на
игровом табло. Комментарии ведущего.

Ведущий 1: Внимание, правильный ответ.

Ведущий 2: Общественная акция «Георгиевская ленточка», посвящённая
празднованию Дня Победы, проводится с 2006 года.

Ведущий 1: Всё дальше в прошлое уходят от нас годы Великой
Отечественной войны, но мы не вправе забывать тот великий подвиг, который
совершил наш народ в те трагические и героические дни.

Ведущий 2: Пусть символом нашей памяти и скорби станут эти ленточки,
носите их с гордостью, помните о жертвах, которые пришлось положить нам на
алтарь Победы.

Всем раздаются Георгиевские ленточки.

Подведение итогов игры.

Ведущий 1:

Неистребима память поколений,

И память тех, кого сегодня чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И вместе постоим и помолчим.

Видеоролик «Минута молчания» (дети зажигают свечи памяти, держат
фотографии фронтовиков, своих родственников)

Ведущий 2:

Мы думаем, что сегодня, познакомившись с одной из самых трагических
страниц нашей истории, узнав отдельные события Великой Отечественной
войны, вы будете гордиться своей Родиной и не окажитесь Иванами, не
помнящими родства.

Ведущий 1:

Перед вами на слайде начала фраз, продолжите их:

Я буду помнить...

Я горжусь...

Ведущий 2:

В заключении, давайте посмотрим видеообращение ветерана Великой
Отечественной войны Колягина Петра Васильевича к вам, молодому
поколению. Пусть его слова станут напутствием для вас на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНА ИГРА

Интеллектуально-познавательная игра "Задача нашего века - сохранить здоровье человека" для 4 класса. Задачи этого мероприятия: повторить и закрепить правила безопасного поведения: при пожаре, в бы...

Интеллектуально-познавательная игра "Зеленая аптека"

Разговор о растениях. Загадки,игры,правила сбора лекарственных растений. Идет вместе с презентацией....

Интеллектуально-познавательная игра "Зеленая аптека"

Разговор о растениях. Загадки,игры,правила сбора лекарственных растений. Идет вместе с презентацией....

Интеллектуально –познавательная игра “Математическое лото “. 1 класс

Интеллектуально –познавательная игра “Математическое лото “. 1 класс В ходе интеллектуально – познавательной игры “Математическое лото” учащиеся в увлекательной форме узнают об областях знаний матема...

Интеллектуально – познавательная игра « Вспомним историю Самарского края».

Цель игры – проверить знания учащихся в области краеведения; Количество участников:  4-5 команд по 5 – 7 человек...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории"

Данная работы это конспект интегрированой познавательной игры для учеников начальной школы. Интегрированные предметы: русский, английский и казахский языки. Содержиться материал культурологического, и...