Выступление на педагогическом совете по теме "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"
статья

Зиновьева Ольга Николаевна

Выступление на педагогическом совете по теме "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_po_teme.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме                                                              "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"

Учитель: Зиновьева О.Н.

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы с так называемыми трудными детьми. Начну своё небольшое повествование с одной притчи, которая, как мне кажется, может служить своеобразным эпиграфом к моей работе и не только..

«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма. И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.                                                                                        - Зачем ты это делаешь? – спросил человек - ты же не поможешь им всем! Их слишком много!

- Может быть, - ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море ещё одну морскую звезду.                 - Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала всё, что могла».

Я думаю, что большинство из нас, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую мудрость, говорящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает,(это я конечно о родителях) мы пытаемся помочь трудным детям.

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками «трудного»?  Многие считают, что именно в начальной школе, но это не так. Ещё Макаренко говорил о том, что « личность ребёнка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитать». Поэтому уже в 1 классе мы сталкиваемся с последствиями неправильного семейного и д/садовского воспитания.

За 25 лет работы в школе я выпустила не один класс. Количество трудных детей в них, по моим наблюдениям увеличивается.

Свою работу с каждым новым классом я начинаю с подробного анкетирования, которое провожу 30 августа на 1 род.собрании. Даю возможность родителям, отвечая на вопросы анкеты, рассказать мне об особенностях здоровья (+анализ мед. карты), об интересах и увлечениях ребенка, особенностях его характера, о предпочтениях родителей в общении с ребенком, о моральных ценностях семьи. Чаще всего эта анкета уже многое мне рассказывает о той или иной семье.

Далее создается и анализируется социальный паспорт на каждого ученика и в общем на класс, завожу и заполняю дневник педагогических наблюдений: - черты характера, особенности; -фиксируется участие в общественной жизни класса и школы по триместрам, -ведется запись проступков и принятых мер (беседы с детьми, с родителями…)

Готовясь к педсовету, я проанализировала свою работу по двум последним моим выпускным классам.( 10 А и 6 Б) Какая разительная разница.

Чирков, Колотиков  (замечаний нет).  Кузыченко (опоздания, разговоры на уроках.                                                             Симонян Гоар  (нарушение дисциплины во время зарядки, беседа о дружбе, о доброжел.отнош. к одноклас.)       Обертышева (беседы о поведении на уроках-капризна, плаксива,упряма. Беседа с бабушкой, советы психолога.) Все обычно, разве что Кузнецов Исмоиль-второгодник, злой, нервный, колючий,старше всех ребят на 2 года. У него были проблемы с произношением, дети смеялись над ним, а он дрался с ними. Мне удалось ему помочь;после уроков мы рычали, заводили трактор. Учили скороговорки и звуки стали получаться. Вместо 20-30 ошибок в диктанте, стал получать «3» за диктант, улучшилась техника чтения.Всё наладилось и, учась в старших классах очень уважительно ко мне относился.

А теперь о 6 «Б». Ученический коллектив был сформирован в 2011 году. Дети пришли из разных детских учреждений. В классе было 26 учеников: 12 мальчиков и 14 девочек. (до 29 чел.) Дом.детей-3чел.

В этом классе отличались мальчики.    У многих сразу наблюдалась неорганизованность, они мало дисциплинированны, не подчинялись ПП в школе, вступали в конфликты со сверстниками.                                                                                                                                                                 С 1 класса сразу попали в список семей группы риска Дроздова Алена, Табаков Дмитрий, которые впоследствии попали в детский  дом.                                                              Ивахин Олег имел явные отклонения от нормы по здоровью, психические расстройства, надломленная психика: срывал уроки,  когда что-то не получалось, всё летело, ломалоь, истерил, плакал. Постепенно адаптировался.                                                                                                               Коннов, Колосов, Денисов - хулиганство, бродяжничество, сквернословие, нечестность, активные дезорганизаторы на уроках.                                       Самойлов - пассивный, ведомый.

        Коррекционная работа с этими детьми (группы риска) проводилась в трех направлениях:

  • работа с психологом школы.
  • работа с родителями                                                                                  
  • работа с детьми.

- Психолог школы, Мария Николаевна  проводила каждую неделю занятия в 1 , 2 классах занятия по внеур. деятельности  «Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у 1-ов и 2-ов».
-   Работа с родителями включала в себя не только беседы и памятки на родит собраниях, индивидуальные консультации, но и знакомства с результатами тестирования, анкетирование детей (лидеры, изолированые дети, пожелания, самооценка, агрессия, что такое счастье,  что нужно для счастливой жизни…)
- Работа с детьми:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, ежедневный контроль успеваемости, контроль за выполнением д/з, формирование положительной мотивации к обучению.(почти все ходили в ГПД)
2. Борьба с пропусками занятий - ежедневный контроль посещаемости уроков.
3. Организация внеучебной деятельности
- отсутствие спорт. секций.
4. Пропаганда ЗОЖ, правовое воспитание
Кл.часы: «Права ребёнка и его обязанности», «Уроки вежливости», «Что такое хорошо ,что такое плохо», «Дорога добра», «Давайте жить дружно», «Культура речи», «Честность прежде всего»,
Совместно с учителем физкультуры «Весёлые старты», «А ну-ка, мальчики».
Беседы дискуссии, праздники: «Моё здоровье в моих руках», «В гостях у Мойдодыра», «Здоровое питание», «Режиму дня-мы друзья», «Вредные привычки»,  «Как сказать нет и отстоять своё мнение».
Изготавливали цветки здоровья,  ладошки «Я не буду употреблять алкоголь, потому что …», дискуссия «Народная мудрость» (пословицы и  поговорки)

Выпил вина – так и стал без ума.                                                            Водка и труд рядом не идут.                                                                                                         Сколько муж  выпьет вина, столько жена и дети прольют слёз.                        Без ума пьёт – без угла живёт.


Замечательно проходили
 праздники   «Праздник осени», «Здравствуй,  Весна - красна», «Дорога без опасности», «Мамин день», «Посвящение в  ученики»,  «Прощай, начальная школа!»,                                                             фольклорные праздники на городском уровне   «Зимние посиделки», «Зимний вечерок».  В праздниках обязательно участвуют все, мальчики пели, плясали, водили хоровод, участвовали в сценках – зажигали.  (кроме Колосова)                                                                                                              А сколько было поездок в Москву, в Коломну, в Переяславль-Залесский, на Поклонную гору (музей В.О.В., выставка военной техники под открытом небом)                                                                                                                    ИТОГ
         Я считаю, что работа с этим классом была проведена огромная. Дети навещают  меня до сих пор. Делятся своими радостями и неудачами. Вспоминают начальную школу хорошо, просятся обратно. Но дались они мне нелегко, частицу своей души я в них вложила и много здоровья тоже.

Старалась быть строгой, но справедливой, старалась создавать ситуацию «успеха», снимать «синдром неудачника», учила исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учила прощать друг другу слабости и недостатки. Использовала в работе индивидуальный подход, юмор и личный пример учителя.

Видела, что в школе эти дети становились все – таки лучше, но неблагополучные семьи часто все наши старания перечеркивали, сводили  к нулю.

«Счастлив тот, кто счастлив дома»,- Л.Н.Толстой.

«Дети – это зеркало образа жизни своих родителей».

 Сложно, но все-таки хочется верить в лучшее.

Памятка родителям.

  • Общение с детьми должно быть не менее 3 - 4 часов в сутки.
  • Уважаемые родители, не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
  • Воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!
  • Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.
  • Помогайте, когда просит.
  • Поддерживайте и отмечайте успехи.
  • Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.
  • Разрешайте конфликты мирно.

Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу – здесь вас поймут и вас, и вашего ребенка.

При попытках эффективного разрешения той или иной конкретной воспитательной проблемы с трудными детьми всегда необходимо стремится к диалогу. Чтобы понять ребенка, надо обязательно выслушать. Это не просто сделать. Особенно опытному педагогу, уже поверившему в свою непогрешимую опытность. А ребенку всегда важно быть услышанным. В своей работе систематически провожу беседы с учащимися на нравственные, моральные, правовые темы. При проведении и организации классных мероприятий в первую очередь вовлекаю учащихся группы риска, доверяя им выполнить важные организационные моменты. Отслеживая работы по организации занятости детей во внеурочное время.

Все это подтверждает, что совместная работа классного руководителя. школьного психолога, родителей дают свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"

В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учител...

Выступление на педагогическом совете «Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках вступления в ФГОС.»

  Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вок...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование мобильного класса в урочной и внеурочной деятельности".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование мобильного класса в урочной и внеурочной деятельности"....

Выступление на педагогическом совете "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Здоровье- бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В этой статье перечислены основные моменты работы учителя начальных классов с родителями и детьми по проблемам сохранения...

Выступление на педагогическом совете. «Проектная деятельность в начальной школе».

Организация проектной деятельности одно из основных направлений современной системы образования младших школьников в рамках введения ФГОС, которая даёт не только возможность применить полученные знани...