Формирование социально - бытовых навыков и культуры поведения у детей детских домов и интернатов
методическая разработка

Гумерова Елена Юрьевна

Целью социально – бытовой подготовки

воспитанников является

 - формирование укаждого ребенка того необходимого

запаса знаний, навыков и умений, который

позволит ему уверенно начинать

самостоятельную жизнь , успешно

адаптироваться в ней и интегрироваться в

социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально   -  бытовых навыков и культуры поведения у детей детских домов и  интернатов

                                                                                   Воспитатель :Гумерова Е.Ю

                                                   

 Формирование социально   -  бытовых навыков и культуры поведения у детей детских домов и  интернатов

Особенности психического развития

воспитанников детских домов и интернатов  ихвлияние на успешность социализации:

1  Слабая ориентированность на будущее: задержка

развития образного мышления, отсутствие

внутреннего плана действий, тревожность и

агрессивность, неумение конструктивно

общаться, отсутствие перспективных планов на

будущее, боязнь будущей взрослой жизни.

2 Неумение общаться: как начать беседу, как

попросить, как принимать критику, как

справляться со своим и чужим гневом,

преодолевать давление и приходить к

компромиссу.

Склонность к иждивенчеству, в том числе

моральному ( привычка жить по указке),

потребительскому поведению,

непонимание материальной стороны

жизни, вопросов собственности.

Психологический и социальный

инфантилизм ( установка, что все для них

что-то должны и обязаны помогать).

Недостаточная сформированность

положительных ценностей.

Неадекватно завышенная или

заниженная самооценка.

От уровня сформированности

социально- бытовых навыков

и умений зависит успешность

социальной адаптации наших

воспитанников

Социально- бытовые навыки

- это совокупность специфических навыков,

присваиваемые обществом человеку в

различных ситуациях как обязательные.

Понимается как комплекс знаний и

умений, непосредственно связанный с

организацией собственного поведения и

общения с окружающими людьми в

различных социально-бытовых ситуациях.

Целью социально – бытовой подготовки

воспитанников является

 - формирование укаждого ребенка того необходимого

запаса знаний, навыков и умений, который

позволит ему уверенно начинать

самостоятельную жизнь , успешно

адаптироваться в ней и интегрироваться в

социум.

Составляющие социально-

бытовых знаний и навыков:

Навыки самообслуживания (личная гигиена,

организация питания, уход за жилищем, одеждой,

обувью и другими предметами обихода).

- Знание основ правовой жизни общества

( ценностей, норм, установок и образцов

поведения, которые присущи данному обществу).

Экономико- бытовые аспекты жизни

(представления о деньгах, доходах, бюджете,

умение планировать его на месяц, рационально

использовать деньги и т.п.).

- Профессиональное самоопределение выпускников.

- Владение коммуникативными навыками как

связующим звеном между личностью и социумом.

Формирование навыков культурного поведения

Одним из направлений воспитательной работы

по формированию социально- значимых качеств

личности ребенка является воспитание

культуры поведения:

- Умение жить и работать в коллективе.

- Быть внимательным и вежливым по отношению

к товарищам и взрослым.

- Бережно относиться к общественному

имуществу, иметь культурный облик, соблюдать

гигиенические требования , что является

основными требованиями в культуре поведения.

культурного поведения

Одним из направлений воспитательной работы

по формированию социально- значимых качеств

личности ребенка является воспитание

культуры поведения:

- Умение жить и работать в коллективе.

- Быть внимательным и вежливым по отношению

к товарищам и взрослым.

- Бережно относиться к общественному

имуществу, иметь культурный облик, соблюдать

гигиенические требования , что является

основными требованиями в культуре поведения.

Обучение конкретным социальным

навыкам (навыки социального

взаимодействия, коммуникации):

- Навык «задавание вопроса»

- Навык «начало беседы»

- Навык «принятие критики»

- Навык «как сказать нет»

- Навык «ведение переговоров»

- Навык «отстаивание своего мнения»

- Навык «выражение благодарности»

Именно эти навыки считаются наиболее

актуальными для проработки, учитывая

особенности воспитанников детских домов.

Задачи воспитательной работы по формированию

социально- значимых качеств личности (в

соответствии с особенностями психического

развития воспитанников детского дома):

-  Способствовать становлению у

воспитанников позитивной и адекватной

самооценки.

- Способствовать снижению уровня

тревожности, враждебности, повышение

уверенности в своих силах.

- Формировать положительные ценности.

- Развивать социально- значимые качества:

активность, самостоятельность, стойкая

жизненная позиция, самодостаточность.

   - Способы практической реализации

воспитательной работы по

формированию социально- бытовых

навыков на примере детского дома:

-Тренинговые игры и специально-

организованные занятия , проведение

мероприятий, проблемных

индивидуальных бесед и групповых

дискуссий ( посредством реализации

рабочей программы).

- Специально организованные поездки и

ознакомительные экскурсии.

- Организация досуговой деятельности.

Самое прекрасное зрелище на свете –

вид ребенка,

уверенно

идущего по жизненной дороге, после

того

как вы показали ему путь.

Конфуций.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе».

Учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида во многом нацелен на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности. Кул...

Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома-интерната

Из опыта проведения занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. ...

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...

Диагностирование социально – бытовых навыков у детей с РАС

В данном разделе будет представлена Методическая разработка для диагностирования социально – бытовых навыков у детей с РАС....

Развитие социально - бытовых навыков у детей с РАС

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями конт...

Формирования социально - бытовых навыков и умений самостоятельного проживания у детей через практическую деятельность.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является увеличением уровня его социализации, адаптации в обществе. Успех адаптации в существенной степени зави...